Донор с протянутой рукой

Бюджет Ярославской области — это часть налогов, которые собираются на территории региона и которые он имеет право оставить себе. Соответственно, бюджет города Ярославля — та часть заработанных им денег, которые остаются в распоряжении областного центра. Именно часть, поскольку каждый собранный рубль распределяется между тремя бюджетами — федеральным, областным и городским. Причем городскому бюджету от этого собранного рубля с каждым годом остается все меньше и меньше.

В нынешнем 2003 году в областную казну должно поступить примерно 8 миллиардов рублей. Если точно, то доходов запланировано 7213590 тысяч рублей, а израсходовать мы должны и того больше — 8085400 тысяч рублей. Если весь бюджет области (по расходам) разделить на общее количество его жителей, которых, по расчетам облкомстата, на начало 2003 года было 1374,4 тысячи человек, то в среднем на одного придется 5882 бюджетных рубля в год. Известно, что Ярославская область вот уже четвертый год является регионом-донором, то есть отдает в федеральный бюджет большую часть заработанных средств. В минувшем году эта пропорция составляла 57,5 процента к 42,5. В этом году это соотношение должно несколько улучшиться в пользу области, однако отдавать мы все равно будем больше, чем оставлять у себя. Такое положение дел прямо противоречит Бюджетному кодексу РФ, который разрешает отбирать у региона не более половины заработанных средств, и потому каждый год вызывает возмущение наших местных органов власти. Однако очень похожие финансовые отношения существуют и между городом Ярославлем и областью. Ярославль — единственный муниципальный округ области, который содержит себя сам и за счет средств которого в основном формируется бюджет области. Чтобы увеличить скудеющую казну, Ярославль год за годом собирает все больше и больше средств. Но чем больше собирает средств, тем меньше оставляет себе. Таковы правила, которые Москва вынуждает соблюдать областные власти, а те в свою очередь играют в ту же игру с городскими. Если в 1995 году бюджет Ярославля превышал областной бюджет на 24 процента, то есть составлял 124 процента областного, то в 1998 году Ярославский бюджет уже составил лишь 81 процент от областного. Дальше это соотношение продолжало изменяться не в пользу областного центра: 2000 год — 77,6 процента областного бюджета, 2001-й — 59 процентов. В минувшем году и в нынешнем сохранится примерно такая же пропорция. МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ Сколько же наш регион зарабатывает и сколько отдает? В консолидированный бюджет области, то есть в областной бюджет и бюджеты всех муниципальных образований, в 2003 году поступит 12,2 миллиарда рублей, собранных на территории области. А федеральная казна заберет себе более 13,3 миллиарда рублей, заработанных нашим регионом. Что касается Ярославля, то директор департамента финансов мэрии города Андрей Данц предоставил такие цифры: в минувшем 2002 году Ярославль всего заработал 19,3 миллиарда рублей, из них в бюджет города пошло лишь 3,7 миллиарда, то есть 19,2 процента. Из ярославских предприятий наибольший вклад (без учета подоходного налога) в городскую казну внесли табачная фабрика «Балканская звезда», Северная железная дорога, «Ярпиво», «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», превысившие уровень налоговых платежей в 100 миллионов каждое и заплативших в общей сумме более 500 миллионов рублей. В нынешнем 2003 году, по прогнозу, город заработает 24,3 млрд. рублей, из которых почти 20 миллиардов уйдут в бюджеты вышестоящих уровней — областной и федеральный. Как видно, та доля, которая останется городу, уменьшится еще почти на 1,5 процента. В этом году в связи с изменившимися принципами бюджетного финансирования и введением региональных нормативов в отрасли «образование» область берет на себя содержание системы образования и выплату зарплаты учителям. А Ярославлю это предстит делать из собственных средств. Теряет Ярославль и вследствие того, что с этого года федеральный бюджет забирает себе все сто процентов акцизов на табачную продукцию, за счет чего город недополучит в этом году 183,6 миллиона рублей. Дефицит бюджета города на этот год составил почти 434 миллиона рублей, как и в прошлом году, дойдя до максимальной десятипроцентной отметки, и, видимо, также не удастся покрыть все, даже первоочередные нужды отраслей городского хозяйства. Примерно 100 миллионов не хватает на возмещение убытков теплоснабжающим организациям, до минимума урезали расходы капитального характера, затраты на обновление подвижного состава транспортных организаций, то есть на закупку новых трамваев, троллейбусов и автобусов. Недостаточно средств на обновление техники муниципального предприятия «Спецавтохозяйство». Именно оно занимается вывозом мусора из ярославских домов и дворов, осуществляет уборку улиц и дорог. Техника, находящаяся на балансе предприятия, в значительной степени морально и физически устарела, а на ее обновление городской бюджет может выделить лишь крохи. Не удастся, по всей видимости, ощутимо увеличить и зарплату в этой и подобных организациях. Хотя очень надо. Уже сейчас людей для работы в САХе, где средняя зарплата около 3 тысяч рублей, возят из Большого Села, потому что ярославцы на такую не идут. На 75 процентов от потребностей заложено денег на содержание жилищного и коммунального хозяйства города — ремонт крыш, подъездов, замену лифтового хозяйства, ремонт внутридворовых территорий и т. п. А сколько же нужно Ярославлю, чтобы хотя бы скромно удовлетворить все свои протребности? По оценкам главного финансиста Ярославля Андрея Данца, учитывая рост цен и индексацию тарифов и какой-то необходимый минимум на развитие материальной базы, на ввод в действие новых объектов, поддержание строительства жилья — 6,6 млрд. рублей. То есть в полтора раза больше от того, что есть. ЗАРПЛАТА, ЛЬГОТЫ, ЖКХ И все-таки исходить придется из того, что есть. Как же распределятся имеющиеся средства? По словам Анд- рея Данца, по сравнению с прошлым годом увеличилась социальная направленность городских расходов. Расходы по социально значимым статьям — финансирование образования и здравоохранения, содержание детских садов и больниц, расходы на социальные и компенсационные выплаты, пособия, стипендии, текущее потребление коммунальных услуг и др. — составят почти 75 процентов городского бюджета. В прошлом году доля аналогичных расходов составляла 64 процента. Больше средств потребуется на выплату зарплаты бюджетникам. С 1 января вступила в действие региональная надбавка к зарплатам работников бюджетной сферы, которая прибавилась к такой же десятипроцентной региональной надбавке, введенной с июля прошедшего года. Только выплата этой региональной надбавки и увеличение размера надтарифных фондов в бюджетной сфере потребует затрат городской казны 250 миллионов рублей. Кроме того, в соответствии с новой системой оплаты труда в бюджетной сфере, которая будет принята на федеральном уровне, зарплата бюджетников возрастет в среднем на 30 процентов, что тоже потребует значительных трат городской казны. Еще одна солидная статья расходов — льготники. Согласно федеральным законам около 60 процентов ярославцев имеют право на льготы на проезд в общественном транспорте, оплату услуг ЖКХ и связи, лекарственное обеспечение. Средства на их исполнение должны перечисляться из федерального бюджета. Однако на деле все иначе. В 2002 году на выполнение закона «Об инвалидах» из федерального бюджета поступило 42 миллиона рублей, а потребность была 174 миллиона. В этом году из федерального бюджета на выполнение этого закона ожидают получить почти в два раза меньше — 20,4 миллиона рублей. Финансирование закона «О ветеранах» в прошлом году было принято исходя из половины текущих потребностей совместно за счет средств городского и областного бюджетов. Правда, область свои обязательства выполнила не в полном объеме, лишь на 44 процента. В этом году запланировано полностью обеспечить текущие проплаты по закону «О ветеранах». На это из городского бюджета потребуется 304 миллиона рублей, большая часть из них — 78 процентов — уйдет на оплату льгот по услугам жилищно-коммунального хозяйства, остальные — на компенсации транспортникам за льготный проезд ветеранов, на льготы по зубопротезированию и по лекарственному обеспечению. Финансирование льгот по лекарственному обеспечению в нынешнем году увеличено на 27 процентов и составит 13,9 миллиона рублей. А вот инвалидам на льготное лекарственное обеспечение из федерального бюджета выделено лишь 12,5 миллиона из 20 требующихся.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям