Бестолковый какой-то закон

Вот уже несколько лет российских автолюбителей пугают каким-то непонятным законом об обязательном страховании гражданской ответственности. И еще больше пугают неопределенностью. Когда этот закон вступит в силу, сколько придется платить по этой страховке, что будет, если не заплатишь? Ясности нет никакой.

А между тем подобные законы существуют во всех цивилизованных странах. Без страхового полиса ездить по Европе так же невозможно, как и без бензина. Говорят, когда там происходит дорожно-транспортное происшествие, водители выходят из машин и пожимают друг другу руки, потом вызывают на место ДТП своих страховых агентов и вежливо откланиваются. А уж агенты и вызывают дорожную полицию и прочие службы. Что происходит у нас в случае ДТП, сами хорошо знаете. «Ты куда, козел, прешь?!» — пожалуй, самое вежливое из обращений в такой стрессовой ситуации. Каждый стремится обвинить друг друга! Два-три часа ожидания дежурной машины ГИБДД, как правило, тоже сопровождаются взаимными претензиями, а то и оскорблениями. Обычно, чья тачка круче, тот и не виноват. А сколько трагедий случается, когда попавшие в ДТП не вызывают сотрудников ГАИ. Виновного буквально начинают доить. Обычно разговор строится так: «Не надо ГАИ вызывать, давай всего 100 баксов и разойдемся». Потом оказывается, что у машины еще что-то повреждено и требуется добавить еще сто баксов. А через некоторое время уже спрашивают пятьсот баксов, потому что выясняется, что ДТП повлияло и на здоровье ехавших в машине людей. У нас существовал, да и существует до сих пор, преступный бизнес, связанный с умышленно подстроенными авариями на дорогах. Ни для кого не секрет, что по нашим дорогам ездят машины, которые специально подставляются. То есть искусственно создают ДТП, а потом начинают с жертвы вымогать деньги. Как правило, подставляются под машины среднего класса. С владельца «копейки» или «Москвича» вряд ли много возьмешь, а разборки с владельцами «мерсов» и джипов чреваты неприятными последствиями. Вот и подставляются вымогатели под «девятки», «десятки», не первой свежести «Форды» и «Опели». Впрочем, закон об обязательном страховании гражданской ответственности давно уже назрел не только по причине широко распространившегося криминального бизнеса. На наших дорогах становится все больше машин, причем дорогих, аварии случаются все чаще, и проблемы, сязанные с ними, нарастают как снежный ком. Не так давно мне рассказали случай, как один водитель «чиркнул» крутой «Мерседес». Водитель своей вины не отрицает — так получилось, и еще благодарен тому, кто сидел за рулем «Мерседеса» — оказался опытным водителем и от самого удара увернулся. Но все равно на «Мерседесе» осталась царапина, причем на заднем и переднем крыльях, задней и передней дверях. Так вот, эту царапину эксперты оценили в четыре тысячи долларов — по тысяче за каждую деталь. Что такое возместить среднестатистическому российскому водителю такие деньги, объяснять вряд ли надо. Обычно продают машину и еще занимают, чтобы расплатиться. Одним словом, нам давно нужен закон, который позволит спать спокойно по ночам водителям. Этот закон и был принят Государственной думой РФ 3 апреля 2002 года. А 10 апреля того же года одобрен Советом Федерации. Называется закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Он вступает в силу с 1 июля 2003 года. Но некоторые главы закона, а именно те, которые касаются непосредственно выплат и компенсаций, вступают в силу c 1 июля 2004. То есть страховые взносы мы начнем платить уже летом, а возмещение по страховым случаям начнется через год. Интересно, а кто этот год должен возмещать ущерб? И почему, уплатив вовремя обязательный взнос, пострадавший должен ждать год? И таких неясных моментов в этом законе буквально через строчку. Пожалуй, самые большие споры разгорелись вокруг суммы страховки. Ее называли от 1200 рублей до 7200 рублей для водителей не старше 22 лет, проживающих в Москве. Буквально на днях в Москве на согласительном совещании по тарифам обязательного автострахования чиновники Министерства финансов убедили представителей Министерства экономического развития и торговли в том, что сумма страховки не может быть менее 1980 рублей. Одни уверяли, что этого мало, другие — что этого много. И в самом деле, летом выезжает на наши дороги много дачников на стареньких «Москвичах» и «Жигулях», красная цена которым в базарный день — триста долларов США. А то и двести. Две тысячи рублей для них, пожалуй, будет многовато. Но стоимость машины будет влиять меньше всего на сумму страхового взноса. Страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Надо полагать, что 1980 рублей — это и есть базовая ставка. А коэффициенты устанавливаются в зависимости от территории преимущественного использования транспорта. В Москве будет самый высокий коэффициент. В Интернете для москвичей сумма страхового взноса называется в 5148 рублей. А вот молодым москвичам, не достигшим 22 лет, придется платить еще больше — 7128 рублей. Понятно, что сельский автолюбитель должен заплатить меньше, чем владелец машины, живущий в большом городе. Учитывается также возраст, водительский стаж и сезонное использование транспортного средства. Законом заранее оговаривается недопустимость сообщения страховщику заведомо ложных сведений о себе и своем транспортном средстве, которые могут уменьшить сумму страхового взноса. Интересно бы знать, как это страховщик проверит? Что касается возраста и водительского стажа, это понятно. Иной житель сельской местности на машине чаще разъезжает по городу, чем горожанин. А страховщику он может сказать, что практически не выезжает в город, чтобы в отношении его страховки применили более низкий коэффициент. В законе совершенно не проработан вопрос в отношении тех, кто уже платит добровольную страховку гражданской ответственности. Перейдет ли она в обязательную или не будет учитываться вовсе? Пожалуй, меньше всего вопросов вызывает статья 7 «Страховая сумма», согласно которой страховщик обязуется в случае наступления страхового случая возместить 400 тысяч рублей. Причем 120 — 160 тысяч рублей за пострадавшее имущество, то есть, надо полагать, на ремонт машины или машин, и 240 тысяч рублей на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью. Как говорят специалисты страхового бизнеса, страховые фирмы уже сейчас схватились за головы, предчувствуя, в каком убытке они окажутся, если исходить из числа аварий на наших дорогах и общей суммы ущерба от этих аварий. Также малопонятно, какие страховые фирмы могут заниматься обязательным страхованием гражданской ответственности. Есть лишь закон, но нет ни методических разработок, ни разъяснений по этому закону. И уже все громче раздаются голоса, что, может быть, отодвинуть срок вступления этого закона в силу? Страховые компании элементарно боятся разориться. И хотя все ждут, что вот-вот Михаил Касьянов подпишет сумму базового тарифа в 1980 рублей, ситуация с законом, с его действием неясна и в самой Москве. А уж про Ярославль и говорить нечего. Наши страховые фирмы вообще боятся и думать, что будет, когда он вступит в силу. Не так давно Ярославская торгово-промышленная палата собирала «круглый стол» по обсуждению этого закона, в котором участвовали представители администрации области, мэрии Ярославля, сотрудники ГИБДД и некоторые страховые фирмы. Сошлись все на том, что толком никто ничего не знает. Неизвестно даже, какую тарифную ставку установят для Ярославля. А главное, кто ее будет устанавливать? Нет вообще никаких нормативных документов. Такое ощущение, что кому-то выгодно держать нашу страну как можно дольше в нецивилизованных отношениях. Участники «круглого стола» пришли к выводу, что необходимо избрать комитет, который бы и занялся проработкой документов к этому закону в своих, ярославских, условиях. Только вряд ли мы что-то можем решить без Москвы. Так что, вполне вероятно, вступление в силу этого очень нужного закона вновь будет отодвинуто, и участники аварий на дорогах опять будут выяснять между собой в самых нецивилизованных формах, кто виноват.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page