Крути педали, пока не застроховали

Наверное, только велосипедистам и седым паромщикам не указ новый закон для владельцев транспортных средств. А так — кто делает больше двадцати километров в час, обязан исполнять…

Новый, да не для всех. Так можно сказать о федеральном законе от 25 апреля 2002 года о страховании гражданской ответственности. Например, для транспортных предприятий. Из бесед с руководителем одного из них: — Последние четыре года наше АТП в добровольном порядке страховало свою гражданскую ответственность. Так что этот закон мало что изменил. Может, только тарифы станут больше. Другой выразился грубее: — Кому-то понадобились наши деньги. А вот мнение знакомого дальнобойщика: — Десять лет езжу за границу. Поэтому моя организация постоянно проводит такое страхование. С полисом намного спокойнее. Если что-то случится, страховая компания за меня решит все проблемы. Только вот за эти десять лет у меня не было ни одной аварии. Езжу на МАЗах. Представляете, какая это машина! За границей меня ни разу никто не подрезал, не подлез под меня. Там такое просто невозможно. Общаюсь с водителями-иностранцами и русскими, которые живут за границей. Они объяснили: если найдется ненормальный, который станет подрезать, и об этом узнает дорожная полиция, такого водителя тут же направят на курсы и прохождение тестов у психолога. И то и другое — за собственный счет. Там считают: кто нарушает правила, подрезает и подлезает — не совсем нормальные люди… И я так думаю. Посмотришь на нашу езду и поймешь: нарушают правила те, у кого с головой не в порядке, или большие наглецы — в надежде, что смогут откупиться. Правда, за границей и дорожная полиция иначе работает. Случись что, через пять минут они на месте. Замеры делают быстро. Тут же все сфотографируют. На сложный случай у них кинокамера. А если пьяного за рулем за границей поймают, сливай воду — такое вокруг него закрутится. Так что поневоле соблюдать все правила будешь. И нет им никакого резона что-то подтасовывать, делать виновником потерпевшего. Кто кому возмещает ущерб — разбираются страховые компании между собой. Так что я обеими руками за страхование гражданской ответственности. Конечно, понимаю, не всем страховка будет выгодна. Например, пенсионерам — они мало ездят… АВТОСТРАХ БОЖИЙ Кого страховать, более или менее ясно. А вот кто взвалит это бремя на себя? В Ярославской области около пятнадцати страховых компаний. Ответы на вопросы мини-интервью звучали в основном так: «Нет полной ясности… столько проблем. Комментировать закон, говорить о его слабых сторонах не намерены… Будем ли сами страховать риски, связанные с гражданской ответственностью? Изучаем этот вопрос…» Как сказал по доброте душевной юрист одной из ярославских компаний, главное на нынешний день для всех страховщиков — это проблема филиалов. В каждом субъекте РФ должен быть представитель компании, уполномоченный рассматривать требования потерпевших о страховых выплатах и осуществлять эти выплаты. У страховщика должна быть лицензия. Выдается она лишь при условии, что компания уже имела опыт добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Также компания должна вступить в профессиональное объединение страховщиков, что подразумевает общий котел и солидный личный вклад. Следующая степень защиты — восемьдесят процентов страховых премий идет в страховые резервы. Скорее всего, часть компаний не справится с этими требованиями. Пока лишь три компании обосновались на страховом рынке области. ТЫ — МНЕ Так как же будут строиться взаимоотношения автомобилистов и страховщиков? Правительство издаст типовые договоры и совсем скоро утвердит базовые ставки, коэффициенты и порядок их применения. Базовая ставка зависит от вида транспортного средства, а также от его назначения. Самая большая базовая ставка будет у таксистов, а самая маленькая — у владельцев мотороллеров, трамваев и тракторов. Коэффициенты учитывают территорию и сезонность использования автомобиля, стаж и возраст водителя. Учтут и данные из «автобиографии», то есть не случалось ли уже страховым компаниям расплачиваться за плохое поведение водителя. Немаловажно здесь и то, что машиной Иванова, Петрова, Сидорова будут пользоваться его жена, дочка и теща, если они указаны в договоре страхования. Перемножив все коэффициенты на базовую ставку, и выводим сумму, которую будет платить автовладелец страховщику. Это страховая премия. Я — ТЕБЕ Как определяется размер ущерба? Страховщик осматривает и оценивает авто в течение пяти рабочих дней. Если же он затягивает это дело, то оценку вы можете получить у автоэксперта, лишь бы он имел на это право. Срок действия договора — один год. Договор считается продленным на год, если за два месяца до истечения срока ни одна из сторон не заявила о своем отказе от его продолжения. ДЕТЕКТИВА! Страховой случай — это чаще всего дорожно-транспортное происшествие. Но повредить чужое имущество ваша машина, а точнее, вы с ее помощью, может в лесу или поле, на пляже. Это тоже страховой случай. На дороге его зафиксирует ГИБДД. Виновник обязан сообщить номер своего страхового полиса, наименование и адрес страховой компании. Туда и обратится потерпевший за возмещением ущерба. Впрочем, компания не будет возмещать ущерб, если виновник ДТП был в состоянии алкогольного опьянения, или имел умысел, или не имел права на управление, или скрылся с места происшествия. Как недостаток нового закона — непонятно, кто будет фиксировать страховой случай вдали от дорог и вообще — шума городского. И АЗ ВОЗДАМ Закон определил максимум выплат за поврежденное имущество и ущерб здоровью — 400 тысяч рублей. А в части возмещения только материального ущерба — 160 тысяч рублей и не более 120 тысяч на одного потерпевшего. Что касается вреда жизни или здоровью — соответственно 240 и 160 тысяч. Здесь юристы отмечают положительный момент, потому что судебная практика очень осторожна по части взыскания сумм в случае морального вреда. Например, был случай, когда за погибшего в ДТП взыскивали сумму в сорок тысяч рублей… Вопрос: а что же делать, если имущества повреждено на большую сумму? В этом случае потерпевший обращается в суд с иском к причинителю вреда. Ну а тот доплачивает потерпевшему разницу. Уже с 1 июня этого года начнется практика выплат за ущерб имуществу, а с 1 января 2004 года — и за вред здоровью…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page