«гее» — скучать некогда

Что такое «Гея», никому в Переславле объяснять не надо. Это самый мощный на юго-западе Ярославской области комплекс дорожно-строительной техники. Это строительство трубопроводов и автомобильных дорог, благоустройство городов и поселков, устройство наружных инженерных сетей и оборудования, коттеджное строительство, производство песка, щебня и ПГС… А проще говоря, это известное и уважаемое в городе дорожно-строительное предприятие, которому в феврале этого года исполнилось 35 лет.

Своим рождением ОАО «Гея», тогда управле- ние механизации строительных работ (УМСР), обязано возведению на переславской земле гиганта отечественной фотохимии «Славича». Именно тогда, в конце 60-х годов прошлого века, в полусонную атмосферу древнего города ворвались стук мастерков, урчанье машин и веселые крики: «вира» и «майна». Вместе с корпусами химзавода росли жилые дома, школы, детские сады… — все то, что когда-то было болотинами и пахотными землями совхоза «Рассвет», а сегодня зовется шестой, пятый и четвертый микрорайоны города. И ни одна стройка не обходилась без УМСР, основного субподрядчика треста «Переславльстрой». Датой своего рождения предприятие считает 8 февраля 1968 года. В то время контора УМСР вместе со своим первым начальником Петром Андреевичем Моровиковым (1968 — 1970 годы) занимала ветхое деревянное строение в центре города на улице Советской, напротив Летнего сада. А ремонтно-механическая база располагалась в одном из корпусов «Славича». И первыми строительными объектами УМСР стал так называемый временный поселок строителей химзавода в нынешнем поселке Молодежный, а также дорога от него до «Славича». По воспоминаниям ветеранов, полотно длиной в 1200 метров строили быстро, в три смены, не давая технике ни минуты простоя. К середине семидесятых УМСР под руководством Рифа Михайловича Тыщенко (1973 — 1988 годы) представляет собой мощную организацию, не испытывающую особого недостатка ни в людях, ни в технике. Общая численность коллектива дошла в те годы до 400 человек. Работы было непочатый край. Под «Марш энтузиастов» и четкое выполнение команды «Если Госстрой говорит надо, УМСР отвечает — есть!» шло интенсивное строительство на селе. В ходе подъема сельского хозяйства в Нечерноземье рабочие управления не вылазили из колхозов и совхозов своего района. Животноводческие комплексы росли как грибы: в учхозе «Дружба» — на 800 буренок, в совхозе имени В. И. Ленина — на 400, в совхозе «Глебовский» — на 1200 голов, свинарник в Берендееве — на 400 хавроней, овцекомплекс в колхозе «Дружба» — на 12 тысяч животных… Тут же строили дороги к фермам и механическим мастерским. Немало потрудились переславцы и в соседних Ростовском и Борисоглебском районах. И на груди самых-самых достойных умэсээровцев заблестела медаль «За преобразование Нечерноземья». Обязано специалистам УМСР и Плещеево озеро за строительство в 1974 году сбросного канализационного коллектора, который по 27-километровой неохватной трубе погнал переработанные нечистоты в озеро Сомино. Подальше от «голубой жемчужины Залесья». Подобное строительство в те годы было большой редкостью. И в Переславль за опытом потянулись коллеги из других городов страны. Большой честью для себя труженики управления считали и приглашение на родину первого космонавта в город Гагарин Смоленской области, где они оставили добрую память о себе, проложив водоводы и прекрасные дороги. А в 80-х годах чернобыль- ская беда заставила ра- бочих УМСР упаковать чемоданы и на полтора года отправиться в Брянскую область строить поселок для эвакуированных из чернобыльской зоны людей. Строительная техника переславцев помогала поднимать из руин и разрушенный землетрясением Ленинакан. Об авторитете УМСР говорил и тот факт, что на его базе работала всесоюзная школа передового опыта. Кишело управление и молодыми ребятами, учащимися местного ГПТУ-37, которые проходили здесь учебно-производственную практику. Здесь они постигали школу рабочего мастерства, и именно отсюда вышли лучшие переславские водители, автослесари, машинисты бульдозеров и башенных кранов. А потом началась та эпоха перемен, в которую мудрые древние китайцы желали жить своим врагам. И в эти суровые годы полураспада отечественной строительной индустрии стоять у руля УМСР выпало на долю Евгения Михайловича Рамзенкова (1988 — 2000 годы). Нет смысла перечислять все невзгоды, свалившиеся на управление, когда строители оказались наедине со своими проблемами, получив полную свободу: спасайся кто как может. И этот поспешный переход от строго планированного управления к дикому рынку без малейшего регулирования и элементарного контроля едва не сбил с ног УМСР. Удары сыпались один за другим: инфляция, дефолт, кризис неплатежей, отсутствие заказчика… Объем работ сократился до минимума. Люди начали покидать родное предприятие… Но, как боксер после нокдауна, управление дрогнуло, покачнулось, однако устояло на ногах. Поменяло форму собственности, акционировалось и с 22 сентября 1992 года зазвучало совсем по-новому — ОАО «Гея». — Евгений Михайлович долго думал, как назвать предприятие после акционирования, — вспоминает Валерий Петрович Емельянов, нынешний руководитель предприятия. -Остановился на Гее — богине Земли в греческой мифологии. Рассуждал просто: откуда растут деревья и травы? Где начало и конец всему? Откуда мы, люди? Из нее, из земли. И дома наши, и дороги, и заводы, и фермы тоже имеют корни свои в земле-матушке. 90-е годы вошли в историю предприятия как годы дорожного строительства. «Гея» борется с одной из русских бед в сельской местности, спасает задыхающийся от выхлопных газов город сдачей в эксплуатацию окружной дороги, участвует в строительстве Московской кольцевой автодороги, ремонтирует улицы в городе и кладет асфальт там, где его никогда не было. В 2000 году умирает Ев- гений Рамзенков. Его предприятие выдержало удары затянувшегося переходного периода, его сердце — нет. Осиротевшее кресло генерального директора занимает Валерий Емельянов. Шаг за шагом «Гея» начинает дышать увереннее и легче. Опыт преодоления трудностей, упорство и выдержка людей не пропали зря. Предприятие поймало ветер перемен в свои паруса. — За последние четыре года объем строительно-монтажных работ увеличился в три с половиной раза и составил 18 — 20 миллионов рублей в год, — говорит Валерий Петрович. — Наращивать темпы нам позволяют собственный асфальтобетонный завод, дробильно-сортировальная фабрика (ДСФ) и песчано-гравийный карьер в деревне Щербино. Создана и сертифицированная лаборатория контроля качества строительных материалов и работ. Появилась новая техника: экскаватор, КамАЗ с прицепом, сварочный и рентгенный аппараты, виброплита и многое другое. В целях экономии энергоресурсов на предприятии построена собственная котельная и запущена в эксплуатацию артезианская скважина. И уже остро начинаем ощущать дефицит рабочих рук. Если во времена кризиса обходились двумя свар- щиками, то теперь и для пятерых работы невпроворот. Особенно ударно потрудилась «Гея» в прошлом году, бросив все свои силы на благоустройство города, идущего навстречу своему 850-летнему юбилею. И подлинной лебединой песней 2002 года стала реконструкция городского пляжа. Пять месяцев не покладая рук трудились там рабочие «Геи». В последние дни перед праздником работать приходилось до двух часов ночи. Но успели. И асфальт положить на улице Кузнецова, бегущей от озерной набережной к центральной дороге. И пирсы соорудить, и тротуары с бордюрами, и всякие разные площадки для спорта, автомобилей, торговли, отдыха. — На нас обрушился огромный объем работы, — говорит главный инженер предприятия Михаил Черемисин. — Территория пляжа оказалась очень сложной. Нужно было производить выторфовку сложных участков, завозить огромное количество ПГС (песчано-гравийная смесь). А самое главное — требовалось технически грамотное решение при сооружении пирсов, чтобы они не уплыли в озеро. И с этой задачей мы справились. Сегодня «Гее» скучать некогда. Она вновь вездесуща, как сам Господь Бог. Ее технику можно увидеть на строительстве газопровода в южной части города. Ее тракторы расчищают от снега городские улицы и территорию Рязанцевской нефтезаправочной базы. Ее люди заняты на ремонте помещений Переславского ГОВД и строительстве пешеходного моста через реку Трубеж. Они же устраняют прорыв теплотрассы в городском музее. Машины с эмблемой «Геи» на дверцах мелькают и возле строящегося дома по Октябрьской… — Мы не можем себе позволить только сезонную работу. Коллектив нас просто не поймет, — говорит генеральный директор «Геи». — А потому и зимой не сидим сложа руки. Приходится крутиться, искать заказы, обеспечивать людей работой. Ищем новые формы и методы работы с заказчиком, включая различные кооперативы, малый бизнес, индивидуальных частников. Тем более что на все виды деятельности мы имеем лицензии Госстроя Российской Федерации. Но самым приоритетным нашим направлением, безусловно, являются магистрали: водопроводные и канализационные сети, газопровод, дороги. Сейчас предприятие выполняет муниципальный заказ и тянет газопровод высокого давления в Чкаловский микрорайон, занимается строительством газовых сетей в Красном Химике. В перспективе голубое топливо появится в районе Левой Набережной, в центральной части города, на улицах Фабричной и Пролетарской, в поселке Ямская слобода… При строительстве газопровода предъявляются повышенные требования к сварным стыкам, в связи с чем мы создали и сертифицировали лабораторию за контролем качества сварных стыков. Без лишней скромности скажу: сети, которые сегодня делает «Гея», ни одной организации в городе качественно сделать не под силу. И это отнюдь не саморек- лама. Для подобного ут- верждения у генерального директора «Геи» есть серьезные основания. На предприятии трудятся прекрасные специалисты. Истинными мастерами своего дела являются экскаваторщики Вячеслав Баков и Валентин Ивашкевич, бульдозерист Алексей Артамонов, которые так работают на своей технике, что любо-дорого поглядеть. Самых добрых слов заслуживают газоэлектросварщик Владимир Лаферин; машинисты грузоподъемных механизмов Евгений Сидоров, Николай Дарьин, Сергей Федосеев, Алексей Викторов и Виктор Горбунов; медник Андрей Куркин; водители Александр Овчинников, Евгений Сумин, Алексей Калинеев, Николай Мельников. На все руки от скуки Евгений Манцев, Андрей Храмцов, Вадим Хакимулин, которые прекрасно совмещают сразу две профессии. На вес золота и механик ремонтно-механических мастерских Валентин Щедриков. С первого дня основания трудится он на предприятии. До тонкости постиг секреты мастерства. И рабочие знают: если Андреич на месте, значит, любая поломка будет устранена. А вот отличное качество асфальтобетона на восемьдесят процентов зависит от начальника асфальтобетонного завода и главного энергетика в одном лице Сергея Смирнова и главного контролера за производством работ Марины Разумовской. Трудно представить «Гею» и без грамотной сплоченной команды ИТР: Адольфа Огурцова, Михаила Трофимчука, Андрея Барабины, Александра Перепелкина. Профессионалы своего дела трудятся в производственно-техническом отделе, возглавляемом Валентиной Емельяновой. Умело считают деньги в бухгалтерии Валентина Баева и Надежда Кузьмина. Есть в «Гее» и семейные династии: Смирновы, Лебедевы, Чихачевы, Хакимулины, Коруновы, Баевы. ного внимания уделяем и молодежи, обучая их за счет предприятия в учебном комбинате «Профессионал» в Ярославле. К тем, кого направляем учиться, некоторое время присматриваемся, даем время самим сделать выбор. Как правило, хорошими мастерами своего дела становятся те, кому за тридцать. Они дорожат своим рабочим местом, а мы стараемся заботиться об их социальных нуждах. Наши рабочие имеют возможность по самым минимальным ценам покупать путевки в санатории и дома отдыха, отправлять детей в летние оздоровительные лагеря. Зарплата у рабочих тоже не самая низкая в городе, — рассказывает Валерий Емельянов. — А если вернуться к разговору о юбилее предприятия, то в целом за 35 лет выполнено 25 миллионов кубометров земляных работ, проложено 500 километров сетей водопровода и канализации, 6 километров магистральных газопроводов и 3 миллиона квадратных метров дорог и улиц. — А если эти миллионы квадратных метров дорог перевести в километры автомобильной трассы. Сколько получится? — спрашиваю его. Валерий Петрович достает калькулятор и после несложного арифметического подсчета называет цифру: «Пятьсот километров». — Маловато вроде будет… — Не скажите. Дорога — это не просто асфальт. Это осушение заболоченных участков, переход через реки и речушки, мосты, сооружение земляного полотна, песчано-щебеночное основание… Вся работа и все деньги лежат в основном под асфальтом. Впрочем, у «Геи», достойно вышедшей из кризиса переходного периода, впереди еще очень много магистралей. И порукой тому главный принцип предприятия: «Быстрее! Качественнее! Дешевле!», который позволяет занять ОАО «Гея» свое достойное место на рынке строительных услуг.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page