Совершенство черного треугольника

С ювелирами фирмы «Русские ремесла» меня свел трагический случай. Мне пришлось писать о внезапной гибели основателя фирмы, ее идейного вдохновителя и руководителя Юрия Ивановича Федорова. Смерть молодого и талантливого ювелира потрясла тогда не только ярославцев, но и москвичей, и петербуржцев, поскольку в столицах и сам Федоров, и его фирма «Русские ремесла» были известны даже более, чем в родном городе. Еще тогда, года полтора назад, я обратила внимание на то, что сложившийся в моем представлении образ ювелира категорически не соответствует реальному образу ювелиров из «Русских ремесел».

Ювелира я представляла не иначе как маленьким согбенным старичком, седым, с тихой картавящей речью, который день и ночь работает в плотно занавешенной черными шторами маленькой комнатке. Этакое бесплотное существо, сказочно, но тайно богатое. Нет, ювелиры фирмы «Русские ремесла» оказались совсем иными: молодые мужчины, по-спортивному подтянутые, в хороших дорогих костюмах, на престижных новеньких иномарках. С придуманным мною образом ювелира совпадала лишь некая таинственность, закрытость. На все вопросы, почему их так мало знают в Ярославле, почему они ничего не рассказывают о своих победах на престижных международных выставках, о заказах для президента, генеральный директор центра «Русские ремесла» Игорь Беляев отвечал вопросом: а зачем? В феврале в Петербурге прошел Всероссийский конкурс ювелиров, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга, на приз «Культурная столица». Художник-ювелир «Русских ремесел» Сергей Капитонович Чирьев привез с этой международной и престижной выставки три диплома, в том числе диплом «Украшение года» и «Лучшее авангардное украшение». Именно эти престижные награды и послужили поводом для нашей встречи с Сергеем Чирьевым. Главный художник центра «Русские ремесла» был вполне искренен и откровенен, когда речь, разумеется, не касалась профессиональных тайн. А их, судя по всему, у ювелиров хватает: от стоимости изделия, например, до имен заказчиков. — Сергей, сейчас вам 40 лет, значит, вы выбирали профессию в начале 80-х годов. Что-то не помню, чтобы профессия ювелира в те годы была модной у мальчишек. — А я и не мечтал быть ювелиром. Учился в художественной школе и хотел поступать в Ярославское художественное училище. Но преподаватель посоветовал поступать мне в ювелирное, в Красном селе. Оно тоже художественное. Почему он мне это посоветовал, не знаю, наверное, что-то рассмотрел во мне такое. К своему стыду, я не помню имени этого преподавателя. Но после восьмого класса поехал и поступил в Красносельское училище художественной обработки металла. Сейчас жалею только о том, что не взял всего того, что можно было взять во время учебы. И многое приходилось наверстывать уже взрослым. Молодые, они всегда бесшабашные, беззаботные, слишком много сразу хочется. А профессия ювелира действительно в те годы не была модной. Более того, воспринималась как запрещенная. Работать с драгоценными металлами на дому нельзя было категорически, да и других запретов много лежало на профессии ювелира. — И вам эти запреты удалось познать? — В принципе да. Пришлось работать и в реставрационной мастерской, и в художественном фонде — форматором. А потом, к счастью, началась перестройка и стали создаваться кооперативы. И мы с приятелем тоже создали кооператив. Ювелирный. Времена были хорошие: работы много, налогов практически никаких. Сначала все шло хорошо, но ничего серьезного не получилось, кооператив развалился. И тут я встретил Олега Беляева, тоже ювелира, и он мне предложил попробовать с ними поработать. Они уже объединились втроем — Игорь и Олег Беляевы и Юра Федоров. — У них уже была фирма «Русские ремесла» и нынешнее трехэтажное здание? — Да что вы! Было очень много идей у Юрия Ивановича Федорова и желание во что бы то ни стало открыть свое дело. Еще название было — «Русские ремесла». Вот мы и взялись вчетвером за дело. Специальность художника-ювелира — а именно так записано у меня в дипломе — подразумевает, что ты сам умеешь придумывать, рисовать и воплощать. Сначала мы творили на маленькой кухоньке, потом у нас появилась комната в техникуме легкой промышленности, потом — во дворце пионеров. Да много где пришлось перебиваться. А начали мы с выпуска штампованных серебряных крестов, чтобы существовать и начинать вставать на ноги. И одновременно сразу же начали думать над созданием эксклюзивных ювелирных изделий. Это была наша главная цель. И тут произошло очень удачное для нас событие. Впервые в Толгский монастырь из художественного музея на праздник в честь иконы Толгской Божией матери на несколько дней отдавали саму икону. Приезжал митрополит Костромской, и через него нам заказали для патриарха Алексия II панагию — это нагрудная икона с изображением Богородицы. Каким образом Юрию Ивановичу удалось этот заказ получить, точно не знаю. Но пробивная способность нашего директора хорошо известна и, конечно, сыграла огромную роль в становлении предприятия. Юрий Иванович был человеком в общем-то простым, однако войти мог в любую дверь. Но и мы старались. Выполнили свой первый заказ, и говорят, что эта панагия была одной из самых любимых у патриарха, хотя у него их множество. — Украшена золотом, драгоценными камнями, как и сейчас ваши изделия? — О золоте не могло быть и речи, так же как и о драгоценных камнях. Серебро, искусственные камни и золочение — то есть материалы самые простые. На первую в нашей жизни выставку мы представили работ немного — нож, часы сканные, «Рождество» назывались, еще что-то. Но мы очень тщательно готовились к этой выставке, так хотели себя зарекомендовать. Это была ежегодная традиционная ярмарка, сейчас она проходит в Сокольниках, а тогда, в 1992 — 1993 годах, проходила в Манеже. — И удалось вам добиться своего? — Оглядываясь назад, можно сказать, что да. Нас заметили. — А кто должен заметить, чтобы пришел успех? — В первую очередь специалисты. Но и мнение народа имеет значение. Особенно большой интерес ювелирные выставки вызывают в Петербурге. Там люди могут стоять часами под дождем и снегом, чтобы попасть на новую ювелирную выставку. Вот после той первой выставки у нас и появились первые заказы: мы вышли или, точнее, на нас вышли московские структуры. Управление делами президента Российской Федерации нам заказало настольный прибор. Честно скажу, не знаю, для кого именно мы его делали, да это и не важно. Важнее было сделать такое изделие, чтобы мы окончательно закрепились в этой структуре. Когда мы показали выполненный заказ, все в один голос сказали: «Ах!» — Специалисты или чиновники? — Чиновники, разумеется. Специалисты в оценке коллег всегда сдержаны. Так мы и начали работать с управлением делами президента и сейчас являемся его непосредственным предприятием. Следующей нашей работой стал президентский знак, который мы выполнили в 1994 году по проекту известного петербургского художника-геральдиста Евгения Ухналева. Президентский знак в виде цепи одевается президенту на грудь во время инаугурации и передается от президента президенту. На оборотной стороне звена есть плашка, на которой пишется имя президента, вступающего в должность. — Можно сказать, главный знак страны изготовили ярославские ювелиры, а никто и не обращает на это внимания. Почему? — В свое время по этому поводу было много шумихи в Ярославле, которая, правда, сводилась к двум вопросам: сколько там золота и сколько мы получили за работу. Некоторую нашу закрытость как раз и можно объяснить тем, что мы работаем на управление делами президента, выполняем государственные заказы. — Но вы еще художники. Вот вам, как художнику, хочется, наверное, славы, чтобы вас на улице узнавали, чтобы автографы просили. Художник — профессия, требующая публичности. — Насчет узнавания на улице, не уверен, что это мне нужно. А вот чтобы узнавали мои работы, этого, конечно, хотелось бы. Но для этого необходимо много работать. Если честно, то в Москве и Петербурге меня и мои работы знают, конечно, больше, чем в Ярославле. Обычно мы каждый год участвуем в трех международных выставках. Каждая выставка — это очень дорогое удовольствие, много приходится платить за аренду площадей. И обязательно участвуем в ярославской, которая проходит перед Днем города. — Банальный вопрос для художника: а где вы, как художник-ювелир, черпаете свое вдохновение? — Очень часто это впечатления от увиденного. Я много путешествую, у меня в этом потребность. И всегда беру с собой фотоаппарат. Часто действую импульсивно. Например, чувствую, что мне надо окунуться в святой источник, все — сел в машину и поехал. Я езжу под Борисоглебский. Поверьте, это не дань моде, это потребность. — Украшением года на последней международной выставке признано ваше колье «Путь на Восток». Оно выражает ваши личностные пристрастия или здесь заложен некий философский, политический смысл: до сих пор не прекращаются споры, тяготеет Россия к Западу или к Востоку? А может быть, вы устали от постоянной ориентации на Запад: все политики твердят, что мы должны стать нормальным цивилизованным обществом, как на Западе? — Ни о философском, ни тем более о политическом подтексте я не задумывался. Хотя это интересно. Восток меня очаровал. Мечтаю побывать в Японии. В прошлом году побывал в Египте и привез много впечатлений, которые воплотились в украшениях. — А вы предпочитаете путешествия в одиночку, как творческий человек, или с компанией? — С женой Ириной. Она тоже по специальности художник-ювелир, мы вместе учились. Меня интересует в любой стране прежде всего, как в современном быту людей сохранились и преломились исторические и культурные традиции. — Ваши последние работы выполнены из черного дерева, золота и бриллиантов. Почему черное дерево? У меня, например, возникает сразу ассоциация с черным золотом — неф- тью: слишком мы от нее зависим в современном мире. — Нефть ни при чем. Просто в последнее время меня занимает черный цвет. А точнее, черное и красное. Это мое состояние, мои переживания. Черное, или, как его называют, эбеновое, дерево — материал очень интересный. Теплый, живой в отличие от того же золота. Мне захотелось попробовать соединить с золотом именно дерево. — А ваши необычной формы браслеты, получившие признание как лучшее авангардное украшение, чем навеяны? — Я считаю треугольник самой совершенной фигурой. — А я думала, совершенная фигура — круг. В крайнем случае квадрат. И почему вас на авангард потянуло? — Треугольник — это очень многозначительно. В первую очередь это символ духа. Это и святая троица, и любовный треугольник, и три точки опоры. А что касается авангарда, то в данный момент это для меня интересное направление. Я слишком долго и усердно работал в классике. Но ни в коей мере не считаю себя авангардистом. — Создавая свои украшения, вы с кем-то советуетесь? Может быть, по названию или еще по каким-то сомнениям? — С женой. Правда, это не означает, что если я выслушаю совет, то и воспользуюсь им… — Если в обычной семье муж с женой спорят на тему, кто в доме главный, то в семьях творческих, в том числе и художников, как правило, выясняют, кто талантливее. — У нас не бывает таких споров. — У вас были попытки сотрудничества с модельерами, дизайнерами одежды? Ведь украшения и наряд смотрятся вместе? — Нет, не было и не хочу. Модельер всегда диктует ювелиру, так как считает ювелирку дополнением к своим творениям. А я считаю, что ювелирное украшение может и должно самостоятельно нести свой образ. — Сергей, в вашем творчестве чего больше: вдохновения, спонтанности или самодисциплины? Вам приходится заставлять себя работать? — Приходится. Потому что я лентяй по натуре. А так как планка уже поднята высоко и опуститься ниже достигнутого нельзя, приходится заставлять. Но чаще все течет гладко и работается в свое удовольствие. — Как художник, вы боитесь чего-то? — Иногда боюсь творческого истощения. Потом успокаиваю себя и думаю, что такого случиться не может. И не надо забывать, что я занимаю должность главного художника центра «Русские ремесла», поэтому днем у меня много производственной работы. Обдумываю свои идеи постоянно, независимо от того, чем занимаюсь. А вот рисую в основном дома вечером. — Есть люди, которые добиваются успеха благодаря чему-то. Например, благодаря обстоятельствам. А есть люди, которые добиваются успеха вопреки. Вы к каким себя относите? — К тем, которые благодаря. — У вас есть какой-то жизненный или профессиональный девиз, которому вы стараетесь следовать? — Не создавай нового, создавай вечное. На снимках: Сергей Чирьев и его работы — (1)колье «Путь на Восток» (золото, бриллианты, рубины, черное дерево), получившее диплом I степени в номинации «Ювелирная классика»; (2)браслет «Гейша» (золото, бриллианты, рубины, черное дерево), получивший диплом II степени в номинации «Ювелирный авангард»; (3) браслет «Переворот в сознании», получивший диплом «Лучшее ювелирное украшение с бриллиантами». Фото Сергея КИСЕЛЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page