Жить и работать на пределе возможного

ДОСЬЕРодился в Ярославле в 1961 году. После окончания историко-филологического факультета педагогического института имени Ушинского в 1984 году работал в деревне Лапино Некрасовского района директором Дубенковской восьмилетней школы. С 1987 по 1993 год — учителем истории, а потом заместителем директора ярославской школы N 11. С 1993 по 1997 год — директор школы-новостройки в 8-м микрорайоне (теперь это школа N 90 Дзержинского района). С 97-го директор школы N 26.

Таково жизненное кредо директора самой большой в Ярославле школы N 26, депутата муниципалитета Андрея Викторовича Сибрикова. ШКОЛУ МОГУ ДОВЕРИТЬ ТОЛЬКО ТЕБЕ Решение оставить строительство новой школы, в которую за пять лет уже вложено столько сил и душевной энергии, было для Андрея Викторовича не простым. Но уговорил его занять должность руководителя школы N 26 Борис Александрович Бройде, бывший директор данного учебного заведения, сказав своему преемнику: «Мою школу я могу доверить только тебе!» Это доверие и заставило Андрея Викторовича согласиться прийти руководителем в коллектив с уже сложившимися традициями. Председатель профкома школы Галина Валентиновна Микрюкова, в то время работавшая заместителем директора данной школы, вспоминает: «Нельзя сказать, что мы встретили Андрея Викторовича сразу всей душой». Учителя, проработавшие по 20 — 30 лет с таким опытным руководителем, как Борис Александрович Бройде, переживали, каким окажется новый директор, ведь педагогические кадры — самый консервативный слой общества. Но опасения педагогов оказались напрасными. Андрей Викторович, несмотря на то что принес в школу много нового, осуществил перестановку в администрации, старых традиций разрушать не стал. Все важные вопросы решаются в коллективе сообща, коллегиально. Во многих школах города существует барьер между учителями и администрацией, но только не в 26-й. За годы работы Андрея Викторовича на посту директора не было ни одной конфликтной ситуации. В выборе решений он всегда учитывает мнение работников школы, членов профсоюзной организации, кстати, самой многочисленной среди педагогических коллективов города. Председателю же профкома работать с Андреем Викторовичем легко, потому что, имея хорошую юридическую подготовку, он прекрасно разбирается в нормативных документах, может грамотно и понятно растолковать их сотрудникам. И в радости, и в горе поддерживают учителя 26-й школы друг друга, не забывают и ветеранов. А Андрей Викторович два раза в году — и это тоже уже традиция — в День учителя и Восьмого марта появляется на работе самым первым, как говорится, ни свет ни заря, чтобы лично вручить в эти праздничные дни цветы своим сослуживицам, встречая их на пороге школы. ТРИ ТРАЕКТОРИИ Сегодня школа N 26 хотя и считается обычной общеобразовательной школой, но представляет собой учебно-воспитательный комплекс вариативного образования, включающий в себя три образовательные траектории: траекторию продвинутого образования, траекторию базового стандарта и траекторию компенсирующего обучения. Принцип данного деления очень прост — люди живут в микрорайоне и должны получать необходимый им уровень образовательных услуг в той школе, которая рядом. Для способных, одаренных детей предназначена первая траектория, то есть преподавание всех предметов по программам расширенного обучения. Базовая траектория — обычная школа, но и здесь есть некоторые особенности. Такие предметы, как русский язык и математика, преподаются по методу сводных групп, когда, к примеру, на параллель 8-х классов урок математики ставится одновременно во всех классах, и дети расходятся по группам, низшая из которых на уровне обязательного образовательного стандарта. Ребенок может переходить из группы в группу, так как границы между ними прозрачные. Переход осуществляется по инициативе учителя, родителей, ребенка. Групп всегда на одну больше, чем классов в параллели, поэтому их наполняемость меньше, и, следовательно, каждому ребенку педагог может уделить внимания больше, чем в обычном классе. Такая структура позволяет добиться индивидуального результата для каждого ребенка. Дополнительные средства для организации работы этих групп были выделены по инициативе мэра Ярославля Виктора Владимировича Волончунаса. Третья траектория — открытие классов для детей, которым необходима коррекционно-развивающая поддержка. Всего таких классов 8. Основанием для перевода ребенка в такой класс могут быть причины самого различного характера: медицинские, социальные, педагогические. На этой траектории работают логопеды, психологи, специально подготовленные опытные учителя-коррекционщики. Количество учащихся в коррекционных классах меньше, чем в обычных, и каждый ребенок окружен заботой и вниманием. Основная функция любой школы — выдать обязательный образовательный стандарт. В 26-й это делают, но в то же время обеспечивают повышенный уровень образования, причем бесплатно. Школа сотрудничает с вузами, университетами имени Демидова и Ушинского. Сегодня подготовка ребенка к поступлению в высшее учебное заведение родителям обходится недешево, а в школе N 26 по таким специальным дисциплинам, как математика, физика, химия, биология, психология, в течение двух лет старшеклассники получают данную образовательную услугу — не меньшую, чем на подготовительных курсах в вузах — бесплатно. И как результат — сто процентов выпускников школы продолжают свое образование, 80 процентов из которых — в высших учебных заведениях. В прошлом году 4 выпускника награждены золотыми медалями, 5 — серебряными «За особые успехи в учении», а школа по итогам 2002 года получила премию мэра к Дню учителя. На премиальные деньги уже началось переоборудование учительской. ОСОБАЯ АТМОСФЕРА Микрорайон, в котором расположена школа, довольно сложный по многим причинам: обилие малосемеек и общежитий, близость рынка. Андрей Викторович считает, что для учащихся в учебном заведении должны быть созданы условия, в которых ребенок чувствовал бы себя уютно и комфортно. Среда, в которой он находится, играет в этом немаловажную роль. И поэтому, несмотря на все финансовые трудности современных школ, в школе N 26 на подоконниках цветы в горшочках, на окнах кружевные шторы, а на коридорных стенах, выкрашенных в приятные глазу розовые или голубые цвета, в художественно вырезанных из дерева рамочках выставки фотоэтюдов «Золотое кольцо», «Природа родного края», «Прикладные ремесла». У стендов мы не увидим специальной охраны, да она и не нужна. Даже хулиганистый ребенок, понимая, что вся эта красота создана именно для него, никогда ничего не испортит. Атмосфера в школе особенная, какая-то домашняя. Отношения между учителями и учениками доверительные, добрые, теплые. Большинство педагогов — настоящие энтузиасты своего дела, можно сказать, живут в школе и школой, отдают ей душу. Андрей Викторович вообще считает, что в школе случайные люди долго не задерживаются. И вполне естественно, что авторитет данного учебного заведения, в котором трудятся увлеченные, энергичные специалисты, очень высок в микрорайоне и городе. К примеру, меньше четырех первых классов, когда в других школах города ощущается в наши дни недобор первоклассников, данная школа никогда не открывала. ЦЕНТР МИКРОРАЙОНА По словам заместителя директора Инны Валентиновны Волчихиной, Андрей Викторович Сибриков — руководитель новой формации, деловой, в меру строгий, но очень отзывчивый, человечный, демократичный. И действительно, пока мы беседовали с директором, дверь его кабинета не закрывалась ни на секунду: то старшеклассницам, готовящим праздничную газету, компьютер понадобился, то учительнице географии срочно нужно распечатать тесты с дискеты к уроку в 10-м классе, а она еще не очень хорошо освоила компьютерную технику, то бабушка какого-то учащегося пришла с просьбой лишить родительских прав собственную дочь, не занимающуюся воспитанием внука. Всех внимательно выслушает директор, если нужно для дела, сам сядет за компьютер, поможет советом. Школа — центр общественно-культурной жизни микрорайона. Двери ее открыты для жителей, которые в ее стенах и собрания свои проводят, и праздники. «Мы — концерты для них, — продолжает Инна Валентиновна, — они для нас. Как, например, хор ветеранов района, а чай для жителей — это уж наша забота!» На базе школы работают кружки разных направлений и спортивные секции не только для ребятишек микрорайона, но и города, как, например, секция футбола и известный далеко за пределами Ярославской области хор «Аллегро». В то время, когда многие школы отказываются от проведения массовых мероприятий для учащихся, в 26-й они традиционно проводятся, причем на все параллели. Тот факт, что жители микрорайона, родители, учителя поддержали Андрея Викторовича на выборах, и очень активно, говорит о том, что руководителю школы N 26 люди доверяют, и доверие это он заслужил своей деятельностью. Всем обратившимся к нему он старается оказать помощь и как депутат, и как директор учебного заведения. И потому идут к нему горожане со своими проблемами постоянно, не дожидаясь приемных дней. И еще, по мнению учителя литературы Светланы Валентиновны Громовой, у Андрея Викторовича есть редкая для сегодняшних руководителей черта — умение уважать чужую точку зрения и, что тоже очень важно для подчиненных, «наш молодой директор не стесняется говорить «извините», когда оказывается не прав». ВИДИТ ВДАЛЬ Коллеги называют Андрея Викторовича руководителем масштабным, который видит вдаль. Все новые веяния в образовании он пробует в своей школе. Ребятишки, обучаемые по новой технологии «Школа-2100», уже переходят в среднее звено. И директор дает добро и находит средства, чтобы преподаватели старших классов поехали в Москву обучаться работать по данной программе. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Юлия Александровна Смелкова считает, что Андрей Викторович — директор совершенно особенный. Если ему придется выбирать, что купить — новую мебель или современный компьютер для учащихся, он, без сомнения, выберет последнее, хотя столы и стулья в отдельных кабинетах латаные-перелатаные. Стараясь внести научность в учебный процесс, Андрей Викторович ввел в коллектив школы штатную единицу «научный руководитель». Эту должность занимает специалист из института развития образования Ярославской области профессор Герман Константинович Селевко, который помогает коллегам готовиться к выступлениям на педагогических советах, курирует издательскую деятельность педагогов. ОТ РАБОТЫ ПОЛУЧАЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ Самое главное для Андрея Викторовича Сибрикова — это получить удовлетворение от работы, которое может появиться тогда, когда необходимо прилагать сверхусилия для достижения результатов. И проблем, для решения которых требуются такие усилия, сегодня предостаточно. К примеру, сейчас идет модернизация образования, но у депутата есть опасения, что она сведется к очередной попытке реформы, не доведенной до конца. Последние 20 лет образование страдает незавершенностью начинаний. Второй важный момент, который волнует директора школы, — то, что не ощущают работники образования каких-либо подвижек в оплате их труда. И скоро серьезной проблемой станет не квалификация педагогических кадров, а их наличие в образовании. Сюда можно отнести и проблему недофинансирования системы образования. Не могут школы сделать ни капитальный ремонт, ни текущий в должном объеме. Не могут обеспечить образовательный процесс на современном уровне. Правда, благодаря поддержке мэра и участию в президентской программе школа в числе первых из 73 школ города получила новую компьютерную технику. Это прорывной момент, но он все-таки не решает проблему в целом. И учителя продолжают рассказывать ученикам о современных технологиях и мультимедийных программах с обычным куском мела и тряпкой в руках! Тревожат также планируемые изменения в системе финансирования — передача зарплаты работников образования из бюджета Ярославля в бюджет области и введение новой отраслевой системы оплаты труда без существенного увеличения заработной платы учителя. Потому что для рядового учителя важен размер оплаты труда, а не системы и источники финансирования. А сегодняшние зарплаты просто смешные! Средняя зарплата работников образования самая низкая в городе, хотя берется она не со ставки, а с реальной нагрузки. Учитель, чтобы заработать на хлеб, вынужден брать нагрузку в полторы-две ставки. У него не остается времени на самоподготовку. И, конечно же, при такой загруженности педагогов страдает качество проводимых ими уроков. Следующая проблема, которую необходимо решать как можно быстрее, заключается в том, что, несмотря на то что по закону обязанность за получение образования возложена на родителей, нет никаких механизмов воздействия на определенную категорию родителей, не выполняющих свои обязанности. И в связи с этим возрастает социальная функция школы, когда ребенка нужно не только научить, но по-человечески обогреть, а порой даже умыть, переодеть и накормить. МАЛЕНЬКАЯ ПОБЕДА В решении вышеперечисленных проблем намечаются хоть небольшие, но подвижки. С гордостью рассказывает Андрей Викторович о том, что входил в состав рабочей группы депутатов муниципалитета, которые занимались вопросами увеличения зарплаты бюджетников. Эта группа нашла вариант принятия решения об увеличении с 2003 года надтарифного фонда в системе образования и культуры до 25 процентов, в здравоохранении за сложность и напряженность работы до 10 процентов. Убедила муниципалитет и мэра в необходимости данного решения. И результатом проделанной депутатами работы явилась 20-процентная региональная надбавка к зарплатам ярославских бюджетников. Ради таких маленьких, но очень важных побед работает и живет Андрей Викторович Сибриков, по единодушному мнению всех знающих его людей, человек с большой буквы.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page