Природа все чаще вне закона

16 мая 2000 года комитет Государственной думы России по экологии провел парламентские слушания на одну из самых актуальных тем современной политической жизни страны — «Совершенствование законодательного обеспечения охраны окружающей природной среды», после чего комитет Государственной думы по экологии направил президенту России вместе со своим обращением рекомендации парламентских слушаний. Депутаты-экологи ждали его поддержки.

17 мая 2000 года указом президента Российской Федерации N 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти в России» были упразднены и ликвидированы все природоохранные ведомства — Государственный комитет по экологии и Федеральная служба лесного хозяйства Российской Федерации. На адресованные президенту России рекомендации вышеуказанных парламентских слушаний был получен ответ от начальника главного управления внутренней политики администрации президента А. Попова. В нем, в частности, говорится: «Президент Российской Федерации относит обеспечение охраны окружающей природной среды к одному из приоритетных направлений национальной безопасности России, ослабление государственного контроля в сфере экологии, недостаточная эффективность правовых механизмов его обеспечения представляют серьезную опасность…» Несмотря на ответ, рекомендации парламентских слушаний остались не выполненными. 13 декабря 2001 года я вновь обратился к президенту по поводу законотворческой деятельности в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Как и многие другие экологи, а также политики, ученые, работники культуры и искусства, я обращался к президенту России с предложением о восстановлении статуса природоохранных ведомств. Передача Министерству природных ресурсов Российской Федерации функций контроля и экологической экспертизы — неправомочна, в нарушение здравого смысла. Экологи справедливо высказывали свои опасения, что правительству в рамках министерства, которое занимается разведкой и выдачей лицензий на использование природных ресурсов, удастся проводить более эффективный экологический контроль, экологическую экспертизу и охрану окружающей природной среды. Ликвидация Государственного комитета по экологии Российской Федерации и передача функций контроля и экспертизы Министерству природных ресурсов Российской Федерации дали свои отрицательные результаты. С 2000 года стали расти объемы сбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы; в 2001 — 2002 годах в России не создано ни одного заповедника или национального парка, бездействует экологическая экспертиза, ушел в забвение экологический контроль. В правительстве нет ведомства, которое бы отстаивало природоохранное законодательство. Ситуация с законодательством в области охраны окружающей среды не только отстает от политической и экономической ситуации в России, но и в ряде случаев помогает расхищать природные ресурсы, угрожает национальной безопасности и здоровью экосистем и населения страны. Но аппарат президента и эксперты в очередной раз посчитали нецелесообразным принятие законов «Об экологической безопасности», «О государственном регулировании образования в области экологии», «О защите животных от жестокого обращения». Более того, комитет Государственной думы по экологии получил отрицательные заключения на другие экологические законопроекты, принятые в трех чтениях, среди которых проект закона «Об обращении с радиоактивными отходами» и самый актуальный законопроект «О питьевой воде». В настоящее время в стране сложилось варварское отношение к почвам. Огромные площади почвенного покрова в местах компактного проживания населения, вокруг промышленных и сельскохозяйственных объектов, транспортных магистралей и объектов строительства захламлены, пропитаны вредными химическими веществами и нефтепродуктами, катастрофически растет эрозия почв. С территорий, не подверженных негативному воздействию, особенно из районов черноземья, идет неконтролируемый вывоз плодородного слоя почв. Правительство Российской Федерации не посчитало целесообразным принятие специального закона «Об охране почв». А ведь почва является самостоятельным природным объектом, обеспечивающим среду обитания и жизнедеятельности человека, животных и растений, выполняющим экологические, санитарно-гигиенические и хозяйственные функции. В предлагаемом законопроекте предусматриваются правовые нормы для охраны почв, а также учета состояния почв всех категорий при планировании любой хозяйственной деятельности, оказывающей негативное влияние на способность почв выполнять свои функции. 30 декабря 2002 года правительство Российской Федерации не поддержало законопроект «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об охране озера Байкал», в котором предлагается ввести норму, запрещающую Байкальскому целлюлозно-бумажному комбинату пользование озером Байкал для сброса промышленных сточных вод с 1 января 2006 года, несмотря на то что озеро Байкал, как уникальный природный объект, включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В озере Байкал сосредоточено 20 процентов мировых запасов пресной воды. Воды Байкала относятся к маломинерализованным. По ионному составу воды Байкал не имеет аналогов среди крупнейших озер земного шара. Природа Байкала уникальна. Свыше 70 процентов водосборного бассейна покрыто заповедниками. Флора и фауна насчитывает около 1800 видов. Крайнее удивление вызывает позиция правительства Российской Федерации в отношении законопроекта «Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта», в котором предлагается определить правовые основы обеспечения экологической безопасности автомобильного транспорта в целях снижения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду. Закон три раза представлялся на заключение правительства. Но он не был поддержан правительством Росийской Федерации, в июне 2001 года законопроект был почти поддержан, в апреле 2002 года проект снова не поддержан. Транспортный комплекс Российской Федерации вносит значительный вклад в загрязнение окружающей среды и очень негативно влияет на условия проживания и здоровье населения страны. Только доля сброса загрязненных нефтепродуктами сточных вод в поверхностные водные объекты автотранспортным комплексом в 2001 году составила 45,4 процента. Автомобильный транспорт стал одним из основных химических источников загрязнения, большинство населения средних и крупных городов сегодня проживает в неблагоприятных условиях в связи с загрязнением автотранспортом окружающей среды. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств в 2001 году составили 14167,71 тыс. тонн. Количество отходов на автомобильном транспорте достигло в 2001 году почти 3,3 млн. тонн. Величина ежегодного ущерба от функционирования автотранспортного комплекса Российской Федерации достигает 110 млрд. рублей. В этой ситуации судьба законопроектов, на которые в парламент поступили отрицательные заключения правительства Российской Федерации, хорошо известна. Таким образом, выходит, что дальнейшее совершенствование законодательного обеспечения охраны окружающей природной среды не имеет никаких положительных перспектив, а принятие новых экологических законов попросту обречено. Сегодня платежи за загрязнения не просто уменьшаются, но и прекращаются. Новый закон «Об охране окружающей среды» не способствует взиманию платежей за загрязнения. Из консолидированного бюджета страны в карманы нарушителей природоохранного законодательства уходят миллиарды рублей. В этой ситуации неизбежен вывод: в стране проводится государственная антиэкологическая политика, выраженная не только в ликвидации природоохранных ведомств — Государственного комитета по экологии России, Федеральной службы лесного хозяйства России, но и в блокировке принятия современного экологического законодательства. Между тем сегодня шестьдесят процентов российских городов не пригодны для проживания. Без решения экологических проблем невозможна экономическая, а значит, и политическая стабильность государства. Экологическая безопасность — важнейшая часть национальной безопасности страны и ее государственной целостности. Разработка экологической политики государства по защите конституционного права человека на жизнь в благоприятной окружающей среде является насущной необходимостью. Подготовленные комитетом Государственной думы по экологии и находящиеся на рассмотрении в настоящее время основополагающие законопроекты в области экологической безопасности, охраны окружающей среды и природных ресурсов представляют собой достаточный фундамент для развития природоохранного законодательства в стране, эффективного заполнения «правового вакуума» по ряду важнейших направлений в этой области в ближайшие годы. В 2002 году в Государственной думе прошли парламентские слушания, в Совете Федерации и Министерстве природных ресурсов состоялись конференции о законе «Об экологической безопасности». Выводы участников этих мероприятий — закон актуален и необходим стране. Формирование должного отношения к охране окружающей среды и использования природных ресурсов связано с воспитанием экологической культуры и экологического сознания российского общества, каждого человека. Экологическая культура, как часть общей культуры, предполагает формирование духовно-нравственных качеств личности, способности поступать по совести в общении с природой и людьми и станет реальностью лишь в результате непрерывного экологического образования людей всех возрастов, социальных и профессиональных групп на традиционной духовно-нравственной основе. Разработчики законопроекта «О государственном регулировании образования в области экологии» при отклонении президентом данного законопроекта предлагали правительству Российской Федерации разработать и внести свой законопроект, заполняющий правовой вакуум в этой важной сфере деятельности. Данный закон ни в коей мере не противоречит закону «Об образовании», поскольку «образование в области экологии» включает в себя не только область образования, но и все сферы жизнедеятельности людей всех профессиональных групп всех возрастов с целью формирования экологической культуры и мировоззрения россиян. Депутатами комитета Государственной думы по экологии разработан проект федерального закона «Об экологической культуре», в развитие законодательства Российской Федерации об образовании, охране окружающей природной среды, особо охраняемых природных территорий, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, культуре, средствах массовой информации. Однако правительство отклонило проект федерального закона «Об экологической культуре». В настоящее время комитетом Государственной думы по экологии готовится новая редакция этого законопроекта с учетом замечаний правительства. С января 2000 года не решается судьба законопроекта «О защите животных от жестокого обращения», поскольку дальнейшая его доработка зависит от участия представителя президентской стороны в специальной комиссии. В обществе назрела острая необходимость в законе, устанавливающем порядок обращения с животными. Весь цивилизованный мир давно принял соответствующие законы о гуманном отношении к животным. В современных условиях, когда две трети российских городов находятся в экологически критическом состоянии, здоровье и благополучие человека в среде обитания определяется степенью обеспечения экологически безопасной и грамотной хозяйственной деятельности. Жизненно необходимым приоритетом экологического законодательства является регулирование (управление) именно отраслевой хозяйственной деятельности. Вот почему, на мой взгляд, правительство России сегодня не должно препятствовать прохождению разработанных комитетом Государственной думы по экологии законопроектов в области охраны окружающей среды и природопользования. Эффективная законотворческая деятельность в настоящее время зависит не только от Государственной думы, но и от правительства РФ, а также от аппарата президента России. Поэтому работа над законопроектами должна строиться на основе тесного взаимодействия всех ветвей государственной власти, максимальной согласованности позиций как федеральных государственных органов власти, так и субъектов Российской Федерации, с учетом мнения общественности. К сожалению, 2000 — 2002 годы не стали годами совершенствования и принятия нового экологического законодательства.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям