Приглашение в дежурную часть

Имеет ли смысл звонить по сотовому, если угодил в дорожное происшествие? Пришел ли конец полюбовным расчетам на месте аварии? На эти и другие вопросы нашего корреспондента отвечает командир дорожно-патрульной службы ГИБДД УВД по Ярославской области подполковник милиции Александр ЧЕРНЯЕВ.

— В какой срок должен прибыть дежурный наряд на место ДТП после получения сообщения о происшествии? — Если пострадали люди — 20 минут. Это в населенных пунктах. Вне населенных пунктов — один час. Также на место должен выехать инспектор-дежурный — есть такая должность. Вместе с ним выезжает и инспектор ДПС. Если только технические повреждения — срок прибытия ни одним приказом не регламентирован. Но чтобы ускорить документальное оформление дорожно-транспортных происшествий, когда инспектор-дежурный занят, мы посылаем инспекторов ДПС. Они уже на месте определяют: справятся с оформлением ДТП или будут ожидать приезда дежурного инспектора. — Какие документы могут изъять у водителя для оформления материалов по ДТП? — Мы все делаем в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Задерживаем права у водителя-виновника, если есть такое нарушение правил дорожного движения, за которое необходимо лишить права управления автомобилем. А все остальные документы только смотрим, чтобы выяснить принадлежность транспорта и установить личность водителей. — Бывает, участников ДТП приглашают в дежурную часть. — Если мы не изымаем документы, то водитель, виновный в совершении ДТП, зачастую не прибывает в дежурную часть ГИБДД для завершения оформления всех документов по дорожному происшествию. В итоге в деле отсутствуют объяснения одного из участников. Но в последнее время руководство ГИБДД требует, чтобы все оформление проходило на месте происшествия. — Как изменились требования к составлению схемы ДТП? — Схему дорожного происшествия теперь нужно составлять на миллиметровой бумаге. Поэтому приходится сначала схему составлять на черновике, потом переносить на миллиметровку. А это требует времени. Отсюда проблема с понятыми, которые должны ожидать завершения всей работы, чтобы поставить свою подпись. — В моей практике встречалось: точку столкновения на схеме привязывают только к бордюру. Или даже к сугробу. — Точку столкновения в обязательном порядке нужно привязывать к стационарным сооружениям, например, к ближайшему дому, если это в городе. Даже привязка точки столкновения к светофору не так надежна — его могут снести или перенести на другое место. Но, как говорится, и на старуху бывает проруха… У нас очень большая нагрузка на дежурную часть, и бывает, что в особо тяжелые дни привлекаем сотрудников других подразделений. — Но ведь есть какие-то технические средства, чтобы ускорить процедуру? — На месте ДТП расставляются фишки. Затем раскладывается рулетка, у которой на концах шары яркого цвета. Потом делаются фотографии на цифровом фотоаппарате. Затем информацию обрабатывают в компьютере — схема готова через два часа. Но и эта процедура должна проходить с участием понятых. Сейчас мы предписываем сотрудникам фотографировать все дорожные происшествия. Чтобы потом у участников не было споров. А наиболее сложные ДТП будем оформлять через компьютерные программы. — С техническим прогрессом, значит, порядок… — Но часто мы не в состоянии все это делать. Недавно рассчитали средние показатели работы дежурной части за два месяца — в среднем за день оформляем 10 материалов по ДТП. А как-то в январе было 34 вызова. Мы оформили 21 происшествие, в остальных 13 случаях нас просто не стали ждать. По-видимому, виновник рассчитался с потерпевшим на месте. У нас всего одна машина с дежурным экипажем, а по нормам на такой город, как Ярославль, нужно две. Так что эту проблему в ближайшее время будем решать. — Скоро уже не будет полюбовных расчетов — все расчеты будут вестись через страховые компании. — И работы у нас, конечно, прибавится. Сейчас, я считаю, латентность, то есть скрытая статистика, в сфере происшествий составляет порядка 80 процентов. В тот злополучный январский день с тремя десятками вызовов, несомненно, были случаи, когда наряд ГИБДД вообще не вызывали — кто-то выехал из дома без документов, кто-то в нетрезвом состоянии, а кто-то вообще управлял автомобилем, не имея никаких документов. И все виновники предпочитают договориться с потерпевшими без участия ГИБДД. — Обязаны ли сотрудники ГИБДД оставить в материале по ДТП какие-либо пометки о принадлежности автомобиля? — Туда вносятся сведения о собственнике и о лице, которое управляло транспортным средством. Оснований для задержания или изъятия нотариальной или рукописной доверенности у нас нет. Думаю, что это и не нужно. Ведь пострадавшая сторона обязана предъявить иск владельцу транспортного средства, а тот в свою очередь пусть предъявляет иск к тому, кто был за рулем его автомобиля. — Есть печальный пример одной транспортной организации. У водителя, который разбил «СуперМАЗ», была генеральная доверенность, на нее имелась рукописная. Все это не было изъято, и теперь поди разберись, кто является истинным владельцем источника повышенной опасности. Как вы ориентируете своих сотрудников в таких неординарных ситуациях? — Какие тут проблемы? Проблемы будут у владельца — он непонятным образом кому-то передал автомобиль, который затем участвовал в дорожно-транспортном происшествии. Теперь пусть платит, если вовремя не переоформил, как положено, автомобиль. Хочу еще подчеркнуть: помимо фамилии водителя в материалах по ДТП должны быть сведения о месте работы водителя, данные о путевом листе и об организации, направившей в путь водителя. С этого года с определением принадлежности транспорта будет полегче — вводится транспортный налог, и теперь все бывшие владельцы стараются быстрее переоформить транспорт на те лица, которым они машины продают. — Полагаю, продажа машин по доверенности должна быть полностью ликвидирована. Это абсурд какой-то! Вводятся в заблуждение ГИБДД, суды. Выгодно лишь виновнику дорожно-транспортных происшествий — легче уйти от ответственности. — Полностью согласен. Еще нотариальные доверенности можно проверить. А рукописные доверенности — это вообще порочная практика. У нас же не проверишь, кто сидит за рулем: тот, кому владелец действительно дал доверенность, или угонщик. Приехал, например, гражданин из другого города, и неизвестно, чья там подпись стоит под рукописной доверенностью: сам ли владелец или водитель себе написал доверенность от имени собственника… — Нынче участники ДТП как-то по-особенному должны давать объяснения? — Никаких особенностей нет. Есть примерный перечень обстоятельств, о которых водитель-участник ДТП должен написать в своих объяснениях. Это единая подсказка для всех, тем более если водитель впервые попал в ДТП. У него шок, ему трудно сосредоточиться, и этот перечень правильно его сориентирует при даче объяснений. — Некоторые водители начинают по сотовому вызывать своих личных адвокатов, чтобы дать объяснения. Как относится закон к таким звонкам по сотовому? — Никак не относится. Это издержки развития мобильной связи. При оформлении материалов по ДТП еще неясно, кто виноват, кого будут привлекать к административной ответственности. Поэтому объяснения участник ДТП должен писать без помощи юриста. — Недавно одна автомобилистка мне рассказала: сначала инспектор ГИБДД опросил ее, потом написал объяснения и заставил подписать. А с его вариантом она была не согласна, но пришлось подписать после трех часов стояния на дороге. — Водитель может дать объяснения собственноручно. А может за него это сделать и сотрудник ГИБДД. Если водитель не согласен, то никто не может заставить его подписать эти объяснения. Проблема тут в другом. Если водитель желает собственноручно написать свои объяснения, то сотруднику придется очень внимательно изучить их до того, как участники ДТП разъедутся по домам, задать вопросы, уточнить многие детали и попросить дополнить объяснения. — Грамотные действия сотрудников ГИБДД — основа будущих взаимоотношений между страховщиками, страхователем и потерпевшим. Поэтому вопрос: ожидает ли ваших сотрудников учеба, повысятся ли требования к ним? — Новый приказ N 965 по МВД регламентирует каждые три года учебу по повышению квалификации. И к тому же у нас ежегодно проводится служебно-боевая подготовка по 80 часов.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям