И волки целы, и овцы сыты

Актеры Волковского театра — исполнители ролей в недавнем премьерном спектакле «Волки и овцы» — только что вернулись из Костромы, где проходил Всероссийский фестиваль драматургии А. Н. Островского, посвященный 180-летию со дня его рождения.Медалями фестиваля Островского награждены постановщик спектакля народный артист России Александр Попов, исполнители ролей — народные артисты России Наталья Терентьева, Владимир Солопов, заслуженная артистка России Татьяна Гладенко, артисты Ирина Ефимова, Николай Кудымов и Валерий Смирнов.

В спектакле много солнца, света, убранство сцены тщательно и любовно отделано в каждой его детали, по-настоящему красиво (сценограф Борис Ентин). Исключительно хороши и стильные наряды дам, и элегантные одежды их кавалеров (художник по костюмам Елена Погожева). Театр увидел Островского не обличителем социальных пороков, а лукавым мудрецом — глубоким сердцеведом и знатоком человеческой натуры. Его в большей мере привлекло богатство юмора, чем острота сатиры великого драматурга. Тонкостью юмора и обаянием ума спектакль и привлек, и увлек, и порадовал зрителей. Постановщик спектакля (Александр Попов) отказался в тысячный раз обличать хищность «волков» и досадовать на безответность «овец». Он ушел от грузного бытописания. Никаких моралистических прописей — каждый сценический образ истолкован ясно и свежо, сыгран в радостной театральной манере. Даже небольшие роли актеры играют с искренним увлечением: солиден, философски спокоен, мудр дворецкий Павлин Савельевич (Борис Белов); пылок, пьян и гомерически глуп бездельник Аполлоша Мурзавецкий (Николай Кудымов); неплох в спектакле и пройдоха Горецкий (Илья Коврижных). Обаятельная Анфуса Тихоновна (Людмила Зотова) подкупает и добродушием, и недалекостью, и потрясающей внутренней активностью, доверчиво выплескиваемой на окружающих. Зрители с удовольствием повторяют за ней: «Да уж… где уж… куда уж…», и добрым смехом встречают каждое ее появление. Роль Лыняева (Валерий Смирнов) — простоватого холостяка, пасующего перед женскими прелестями, — исполнена мягко, без малейшего нажима. Роль Глафиры (Ирина Ефимова) — хитренькой дамочки, застрявшей в провинции и жаждущей вырваться из нее, — актриса играет с грубоватой простотой и неподдельной прямотой. Исполнение далеко от каскадного блеска, но благожелательный зритель не может не отметить ее несомненного профессионального роста. Татьяна Гладенко, самой судьбой предназначенная для роли обольстительной Глафиры, появилась перед зрителем в образе простодушной и милой Купавиной. Вот уж чего напрочь нет в природе ее дарования, так это простодушия и милоты. Срываясь порой на привычные приемы, актриса ищет и находит новые краски в своей актерской палитре. За основу образа она берет «светскость» дворянки, некогда соединившей свой титул с капиталами купца Купавина. Когда-то этот брак спас не только ее имение от торгов, но и ее самое от унизительной бедности. И теперь она хочет любить, быть счастливой. Такие женщины не могут быть самостоятельными и свободными — им обязательно нужен кто-то рядом, кто возьмет на себя их деловые проблемы, заботы и трудности. И хорошо, если этот «кто-то» оценит по достоинству не только красоту, но и незаурядность. Нежелание актрисы оставаться в границах привычного амплуа вызывает уважение, а творческая отвага и артистический азарт — веру в то, что со временем образ Купавиной приобретет законченные и четкие очертания. Беркутов (Игорь Сидоренко) отнюдь не сильный беркут с хищной хваткой и вовсе не победительный покоритель женских сердец, как это часто бывает. Это деловой человек современного образца — ироник и скептик. Провинциальные «страсти-мордасти» для него — несерьезная проблема. Его сила не в исключительных личных качествах, а во владении информацией. Вот здесь пройдет железная дорога, следовательно, цены на землю подскочат, значит, имение Купавиной надо прибрать к рукам, а для этого срочно жениться на ней. Когда он появляется, «весь в белом», ему ясен «расклад сил», остается лишь повернуть рычаг интриги. Беркутов делает это элегантно и последовательно. Доведя до отчаяния запутавшуюся в делах Купавину, он выступает как ее спаситель (тем более что «овечка» Купавина прямо-таки жаждет своего «волка», с готовностью отдает ему имение и самое себя). Излишне возбудимого Лыняева мягко отстраняет от дела, безалаберного Горецкого просто-напросто подкупает, зарвавшуюся интриганку Мурзавецкую шантажирует потерей репутации, а многоопытного стряпчего Чугунова сламывает на наших глазах. При всем своем внутреннем напоре он умудряется ни с кем не поссориться — ведь впереди губернские выборы, где каждый голос пригодится… Блистательный дуэт народных артистов Натальи Терентьевой и Владимира Солопова (Мурзавецкая и Чугунов) стал истинным украшением спектакля. Они играют так молодо, будто заново пересмотрели границы своего творчества. Стиль игры — мудрость и мягкая ирония, отказ от соблазна клеймить «волчью сущность» своих героев. «Какие мы с вами волки? Мы куры, голуби… по зернышку клюем…». «Волки», некогда наводившие страх на всю губернию, ныне стали социально безопасны — во всяком случае, на фоне новоявленных Беркутовых. В плутовстве Чугунова и ханжестве Мурзавецкой нет цинизма истинных хищников — скорее какое-то наивное бесстыдство и почти чистосердечие, простодушие мошенничества. Их нравственная невменяемость даже очаровательна… Уморительно смешны из уст этих двоих размышления о «душе», «совести», «честности». Гомерическим хохотом встречают зрители искреннее недоумение Чугунова: «За что же нас-то волками называют?» И не меньше смеха вызывают реакции Мурзавецкой на деловой апломб Беркутова. Исполнение этих ролей в спектакле — самое «островское», наиболее соответствующее автору и по тону, и по смыслу, и по манере игры. Сценическая легкость исполнения комедии не затеняет ее смысла. Как и сто с лишним лет назад, старые распорядители губернских порядков преотлично сговорятся с новыми держателями акций, разделят сферы влияния, оставив за бортом «малых мира сего». Так от века устроен порядок жизни: волкам — волчье, а овцам — овечье. Хорошее впечатление произвела премьера «Волков и овец» на академической сцене. Островский предстал в спектакле как мудрец, сердцевед и знаток человеческой натуры…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page