Я не автоледи, а пассажир такси

Я никогда не была и не стану автоледи. Мне спокойнее и уютнее сидеть рядом с водителем-мужчиной и знать, что его сильные руки умело ведут четырехколесную «ласточку» по дороге, а чуткое ухо улавливает любой неверный стук мотора. Потому, когда появились первые частные фирмы такси, я с удовольствием вызывала машину и бесстрашно ехала в любой уголок города даже ночью. «Все-таки, — думалось мне, — фирма гарантирует…»

Однако досадное недоразу- мение породило сомнение в моей душе. Одна из первых фирм, «Невада», любезно предоставила мне три года назад машину. Срочно надо было доставить золотокольцовского Деда Мороза к ребятишкам в Гаврилов-Ямский детский дом. Не задумываясь, мы с фотокором сложились и заплатили водителю 250 рублей — редакция обещала возместить расходы. Но у водителя не оказалось квитанций. После настойчивых требований недели через две водитель привез нам корешок приходного ордера. Но бухгалтерия наша его не приняла — печать неразборчива и явно принадлежала не «Неваде». Даже продолжительные переговоры с хозяином нам не помогли. А потом он погиб… Доверие внушали мне и несколько водителей, многие годы парковавшиеся на нашем углу возле остановки «Улица Урицкого». Они раньше работали таксистами в государственном таксопарке, порядки знали, пассажира уважали. Не ломили и запредельных цен. Однако несколько недель назад утром мне довелось наблюдать скандал. Водителей явно изгоняли с прикормленного места. И действительно, вскоре на этом месте появились желтые такси, а под их «крышей», видимо, парковались и незнакомые мне машины. Стало понятно, что леваков вытеснила фирма. Может, и правильно, ведь фирма гарантирует, решила я про себя. Но очень скоро поняла, что я жестоко ошибалась. Фирма совсем ничего не гарантировала. За последние года два в Ярославле произошел бум такси. Фирмы возникали и исчезали, закидывали город рекламными листовками, призывая пользоваться услугами фирменных такси, имеющих диспетчерский пункт для заказа. Каждого приезжающего в наш город на вокзале Ярославль-Главный встречает огромная растяжка в зале ожидания с призывными номерами телефонов и сообщением о том, что именно вот это самое дешевое такси. С новой фирмой, расположившей свои машины на нашем углу, мне пришлось столкнуться на днях. Светлая «четверка» прижалась к обочине, водитель углубился в кроссворд. Наше предложение съездить на дачу вызвало у него недовольство. — За город дороже, — не поднимая головы от газеты, ответил он. Торговаться мы не стали и отдали двести пятьдесят рублей, хотя протяженность маршрута, туда и обратно, всего 26 километров и загородной эту поездку можно назвать с большой натяжкой. А запомнилась поездка не ценой, а постоянным страхом. Не дожидаясь зеленого света светофора, мужик выруливал под красный и лихо обгонял соседей. При каждом вираже возникала угроза, что задний мост машины отвалится и мы окажемся на мокром асфальте. Водитель внимания на наше беспокойство не обращал и лихо катил по намеченному маршруту. Успокоились мы лишь когда вышли из «такси». Хотя зря я беру это слово в кавычки. Он действительно работал в таксомоторной фирме и его несколько раз вызывала диспетчер, на что он отвечал, что пока занят. Работает в этой фирме он всего третий день и очень доволен: вызовов много, пассажиры расплачиваются нормально. А значит, и заработок обещает быть неплохим. Перешел сюда из другой, менее престижной фирмы, где хозяин обдирал водителей и заказов было мало. Через несколько дней я вызывала такси уже по телефону 72-00-00. Предупредила диспетчера, чтобы грязную и неисправную машину нам не присылали. Диспетчер заверила, что в этой фирме плохих машин нет. Правда, вызов пришлось повторить, так как машина к назначенному часу не пришла. Диспетчер назвала нам номер машины, и через несколько минут «Волга» уже подруливала к нашему подъезду. Мы с мужем дружно засмеялись, увидев захламленный багажник, в который страшно было положить новую красивую сумку. Вот тебе и чистая машина. Пришлось вместе с вещевой сумкой размещаться в салоне. Водитель оказался словоохотлив и без утайки рассказал, что работает в этой фирме почти двести машин. С хозяином водители заключают устный договор, не оформляя трудовых отношений, отстегивают энную сумму за «крышу» и работают спокойно. В ответ на вопрос, проходят ли автомобили ежедневный техосмотр перед выездом на линию, существует ли медицинский контроль за водителями, он рассмеялся: — Вы что, я сам себе хозяин. Могу и пьяный выехать, могу и не работать несколько дней. Машина моя собственность, только я за нее и отвечаю. И к вам приехал случайно: я уже домой ехал, но услышал, что машин на вызов нет, вот и завернул. — А как же диспетчер? — робко спросила я. — Разве наличие организующего начала не говорит о том, что фирма имеет юридический статус и берет на себя ответственность за безопасность пассажира. — А мы без лицензии работаем, налогов не платим, кто и как нас поймает? Поди докажи, что я вас вез. Его слова подтвердили в городском отделе ГАИ. Заместитель начальника городского отдела ГАИ Николай Валентинович Колесов пояснил, что расплодившиеся частные фирмы — головная боль города. Отдел время от времени проводит рейды и как любого автовладельца проверяет таксистов. За не вовремя пройденный техосмотр может оштрафовать. А занимается фирмами транспортная инспекция Ярославля, которую возглавляет Александр Болтовнин. Вот он мне подробно обстановку и обрисовал: — Действительно, на сегодняшний день, вызывая машину по телефону, вы подвергаете свою жизнь опасности. Вас могут убить, оскорбить, обсчитать. Ни у одной фирмы нет договоров на обслуживание пассажиров. Как правило, сидит диспетчер, принимает заявки и по рации передает адрес. Но принимать заказы и оказывать транспортные услуги — два разных вида предпринимательской деятельности. Принял диспетчер заказ — это посредническая услуга, за которую он получает два-три процента от общего дохода или фиксированную плату. И за пассажира в такси не отвечает. А таксист повез пассажира — это уже другой вид деятельности — незаконная предпринимательская деятельность. По данным ОБЭПа, у нас в городе 32 фирмы, оказывающие диспетчерские услуги и осуществляющие пассажирские перевозки. По грубому подсчету, в них работают более 800 машин. Чтобы их привлечь к ответственности, есть статья 171 УК РФ, за незаконное предпринимательство, и есть статья 14.1 часть вторая в Административном кодексе — за работу без лицензии. Но с 10 февраля прошлого года этот вид деятельности убрали из видов деятельности, подлежащих лицензированию. Потому проследить за фирмами мы не можем и меры принять не можем. Надо доказать факт, что водитель берет деньги с пассажира. Чтобы это установить, мы должны остановить машину, пассажира высадить и взять с него показания, что он машину нанял и заплатил деньги. Как правило, 99 процентов пассажиров на это не идут. Но даже если дело и доходит до суда, а именно суд назначает наказание, то дело рассыпается как карточный домик — пассажиры меняют свои показания и от всего отказываются. Чтобы не мучиться, мы решили вывести эти фирмы из тени. В июле прошлого года нам дано право на лицензирование, а до этого их лицензировала область. За прошлый год мы с 18 залицензированных машин дошли до 189. Это значит, 600 — 650 машин работают незаконно. На базе официально зарегистрированных машин мы будем возрождать таксомоторный парк и постепенно вытеснять незаконных водителей. Мы уже наметили несколько специальных стоянок, где останавливаются только лицензированные такси. Постепенно будем формировать у пассажиров мнение — не пользоваться машинами, которые не имеют специальной раскраски и опознавательных шашечек. Такой метод уже отработали в Иванове и в нескольких других городах. Работающих по лицензии мы будем не только контролировать, но и обучать. Жизнь меня убедила в том, что частный бизнес четко реагирует на спрос, намного опережая бюрократическую государственную машину. Именно поэтому так разросся таксомоторный парк частных фирм — они востребованы и доход получают неплохой. И я не против этого, пусть люди зарабатывают. Только при одном условии — гарантии безопасного проезда пассажира. И о гражданском долге россиянина — уплате налогов — не мешало бы помнить.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям