Готовы ли стать хозяевами?

Многих горожан с повышением тарифов все больше и больше интересует вопрос: мы платим за содержание жилья, а куда идут денежки — ведь мой дом не ремонтируют?

И вот сейчас городские власти могут ответить горожанам. Хотя для этого пришлось начать необычный — пока нигде такое в России не практикуется — эксперимент. В конце прошлого года в Ярославле взяли для этого десять объектов: восемь отдельно стоящих домов и два микрорайона. Дома не очень старые — по 5 — 10 лет, 5 — 9-этажные, в разных районах города. Всего их пятьдесят. Для начала жилищникам необходимо было наладить пообъектный учет — по микрорайонам, и даже по домам. Учет доходов — платежей от жильцов, ассигнований из бюджета — и фактических затрат на содержание жилья. До этого учет шел в целом по району. Необходимость подсчетов фактических затрат пообъектно встретила небольшое сопротивление со стороны РЭУ. Работников у них и так не хватает, а тут еще с экспериментом… Нужна громадная бухгалтерия! Но в течение трех месяцев РЭУ отчитались. Дирекциям единого заказчика (дез) предоставлены данные по каждому дому. С расчетом доходов вышло полегче: накануне в департаменте городского хозяйства внедрили новую компьютерную программу «Автоматизированная система управления городским хозяйством». ДОЛОЙ ОБЩИЙ КОТЕЛ! Вот тогда-то финансисты департамента и смогли ответить на вопрос: а достаточно ли сегодняшних тарифов на содержание домов различной степени благоустройства? Оказалось, платим мы, в общем, достаточно. Из десяти домов на восьми собранных средств хватило с лихвой. Но есть и противоположный результат. Например, не хватило средств на содержание некоторых домов в Дзержинском районе. Затрат вышло больше, чем собрано платежей от жильцов и получено бюджетных средств. В этом списке — высотное жилье с системой дымоудаления. Через эти системы и вылетали денежки не только самих жильцов, но и их соседей из пятиэтажек… Вывод: нужно повышать тарифы проживающим в высотных домах. Обидное для жильцов открытие. Но ведь сами же хотели знать, за что конкретно платим. Другое открытие. Не хватило средств на содержание новых в общем-то девятиэтажек в Кировском районе. Оказалось, по вине строителей допущены дефекты в системах теплоснабжения. Пришлось на ремонт пустить дополнительные средства из городского бюджета. Эта новая, скрупулезная система учета позволила сделать шаг вперед к дифференциации тарифов по степени благоустройства жилья. Если в 1994 году различали два, то сейчас уже 20 типов жилья! Соответственно, дифференцируется и оплата его содержания. ЖИЛЬЦЫ КОНТРОЛИРУЮТ Итак, изучили доходы и расходы буквально по каждому дому. А что дальше? В начале года настало время приступить к реализации второй части эксперимента — привлечь общественность к контролю за расходами на содержание жилья. Кстати, к этому времени число экспериментальных домов увеличилось до 455. Каким образом сделать это? Сейчас наиболее активная часть домовой общественности — это комитеты общественного самоуправления. Есть председатель комитета, есть старосты. Схема контроля проста: РЭУ в качестве подрядчика выполняет работы. Акт с отметкой о выполненных работах передается в дез только после подтверждения комитета общественного самоуправления. Во Фрунзенском районе подобная практика уже началась. Плюсом стало то, что общественность получила доступ к информации. Правда, пока, по признанию зам. директора департамента городского хозяйства по экономике Валерия Федотова, старосты и председатели комитетов подписывают акты чисто механически. Причина — неподготовленность. Выходит, информация, когда-то запретный плод, становится теперь крепким орешком? Станет ли это большим препятствием к проведению эксперимента, зависит теперь от самих жильцов. А ведь в планах жилищников не только контроль жильцов за качеством, но и участие в планировании ремонта собственного дома… Именно жители будут вправе определять, какие работы выполнить в первую очередь.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page