Музейная симфония

Первый музей в Ярославской области, а по тем временам губернии, появился почти ровно 200 лет назад, в августе 1803 года в Переславле-Залесском — музей «Ботик Петра Великого». Этот же музей, кстати, стал первым провинциальным музеем в России.Сейчас в Ярославской области более полусотни музеев. Семь государственных. Помимо крупных государственных музеев практически в каждом муниципальном округе имеются свои муниципальные музеи, многие из которых тоже широко известны.

Музеи, как и все в стране, пережили в последние годы достаточно сложный период времени, но, к счастью, в них сохранился костяк коллективов, все коллекции, — сказал в своем интервью директор областного департамента культуры Юрий Александрович Иванов. — И сегодня музеи испытывают подъем, в каждом увеличивается посещаемость, увеличивается доля собственных доходов в общем финансировании, растет интерес со стороны туристов. Большая работа была проведена по реконструкции музея в Карабихе, воссоздан в полном объеме главный дом, начинается ремонт восточного флигеля, большие реставрационные работы проводятся в музее «Ботик». Серьезные ремонтно-реставрационные работы проведены в Угличе. К 12 июня будет воссоздан музей Космоса на родине Валентины Терешковой в селе Никульском, в котором откроется новая экспозиция «Космос женщины ХХ века». Этот музей долго был головной и сердечной болью для нас, он хирел, практически прекратил свое существование. Здание с самого начала имело серьезные конструктивные изъяны, но благодаря усилиям губернатора, который постоянно держал музей в поле зрения, он восстанавливается. В последние годы помимо этих музеев создаются и другие, которые нельзя назвать академичными, но они вызывают широкий интерес у публики. Прежде всего это частный музей «Музыка и время» Джона Мостославского, в который идет очень большой поток посетителей, публика любит этот музей и туда стремится. И это самое дорогое для нас. В Угличе появились музей-библиотека русской водки, музей духов и сказаний. Возродившийся в последнее время интерес к краеведению, к истории вызвал появление народных музеев, которые создаются не по команде свыше, а по инициативе снизу… Действительно, турист в последнее вре- мя во многом пресытился академичными музеями и достопримечательностями, и его потянуло на такие, к которым маститый музеолог относится с известной долей пренебрежения: всевозможные музеи народного быта, музеи с небольшими и не слишком раритетными, но интересно представленными коллекциями. Такой парадокс посещаемости объясняется просто: народ идет туда, где ему интересно. Государственные академичные музеи, с точки зрения обычного посетителя, достаточно однотипны. Конечно, Ярославская школа иконописи или школа зодчества отличаются от владимирской и московской, но для рядового посетителя эти тонкости часто за пределами его понимания. В общем-то и государственные музеи в последние годы стали искать новые формы работы с посетителями. Сегодня модное направление — интерактивный музей, когда на смену лозунгу «Руками не трогать!» приходит активное вовлечение посетителя в театрализованные представления, мини-спектакли. Молодежный театр «Странник» существует при Ярославском художественном музее. Детская экспозиция деда Мазая в Карабихе тоже пронизана элементами игры и спектакля. На вопрос, могут ли музеи существовать на самоокупаемости, директор департа- мента культуры Юрий Александрович Иванов ответил категорично: не могут. Без государственной поддержки ни один музей ни в одной стране существовать не может. Во всех наших государственных музеях за счет бюджета в полном объеме согласно штатному расписанию и единой тарифной сетке финансируются заработная плата, оплата коммунальных услуг, охраны. Частично бюджет берет на себя реставрационные работы. Но денег на это выделяется весьма недостаточно. На более чем пять тысяч памятников архитектуры Ярославской области в год выделяется всего-навсего 30 миллионов рублей. Потому многие памятники продолжают неуклонно и планомерно разрушаться. Один из наглядных примеров — уникальный памятник XVI века — ансамбль церкви Рождества Христова в Ярославле, доведенный до плачевного состояния. Вообще, зарабатывание денег музеями стало приметой нашего времени. Некоторым это удается вполне успешно. Так, Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник имеет 5 миллионов собственных доходов в год. Как уже говорилось, без государственной поддержки музеям не выжить. От внимания и любви властей зависит и благосостояние, и развитие музея. Так, Губернаторский дом и Губернаторский сад, входящие в комплекс Ярославского художественного музея, пользуются повышенным вниманием губернатора и время от времени получают дополнительные бюджетные средства. В частности, недавно было выделено по меньшей мере полмиллиона рублей на устройство в Губернаторском саду фонтана. Другим приходится жить всухомятку. Например, музей «Музыка и время» в прошлом году был лишен бюджетного финансирования на заработную плату сотрудникам, а с этого года и по оплате коммунальных услуг и частично за охрану. Держится он за счет того, что его владелец Джон Мостославский все средства, заработанные на концертах, вкладывает в финансирование музея. Так что надежда все-таки на энтузиастов.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям