Деревенские баклуши

Возраст каждого из этой четверки далеко за сорок, но все по-прежнему называют их Юра, Таня, Саша, Зина. Все они имеют или имели городскую прописку и городские квартиры, но волей судьбы оказались в любимской деревне Стан. Однако городская закваска сделала свое дело, и все четверо не сеют, не пашут, а стали предпринимателями. Деньги они делают на растущих вокруг березах, осинах, ольхе, которые под их теперь уже умелыми руками превращаются в ложки, толкушки, скалки, разделочные доски и еще 90 наименований изделий народного промысла.

Первым в деревню 10 лет назад приехал Саша. Отсу- дил у теток дедов дом, построил собственный, все обустроил, а потом уже Зину и Юру с Таней позвал. В дедовом доме сделали мастерскую, там же выделили комнату Юре с Таней и начали потихоньку раскручиваться. Вначале все делали вручную старенькой стамеской, а потом стали это дело механизировать. Постепенно закупили оборудование — дрели, лобзики, рубанки, токарные станки. В отдельной мастерской поставили строгальный станок. Не было проблем и с лесом — в лесокомбинате его навалом уже готового, только выписывай. Мужчины выполняли грубую работу — напилить, нарубить, обтесать, а женщины доводили до ума тонкую часть изделий, обращаясь с резцами не хуже мужчин. Первыми изделиями торговала на рынке в Ярославле Сашина и Юрина мать, но потом она состарилась. Юра пробовал стоять на рынке сам, но пожалел времени, и они стали сдавать товар в магазины под реализацию. Продавцы подсказывали, что лучше пользуется спросом и что еще спрашивают покупатели. С каждым годом их изделия усложнялись, а ассортимент расширялся. Кроме кухонной утвари стали делать мольберты, табуретки, все исключительно по заказу. Сейчас они считают, что их изделия вне конкуренции, потому что качество высокое, а цены низкие. Их толкушки, разделочные доски, лопаточки для тефлоновых сковородок словно живые — гладкие, чистые, даже из рук выпускать не хочется. Опять же сделаны из экологически чистого любимского леса, покупателям это нравится. Мастера специально не покрывают древесину никакими лаками и красками, даже пищевыми, чтобы дерево дышало, а вкус блюд не портился. Не все, конечно, получается просто и гладко, ведь и жизнь в деревне потяжелей городской будет. Асфальтированной дороги в Стан нет, и весной-осенью добраться сюда весьма проблематично. Зимой дорогу заметает так, что выбраться можно только на «Буране» или лыжах. А если нужно привезти леса на дрова или очередные изделия, нанимают трактор прочистить дорогу за немалые деньги. Магазин находится в нескольких километрах от Стана, и потому закупают продукты мешками и упаковками, чтобы не бегать в магазин каждый день. Плюс ко всему расслабиться ребята любят по полной программе, что порой на несколько дней вычеркивает работу и бытовые проблемы. Но к отсутствию удобств они уже привыкли, а свободу и вольную волю считают полноценной компенсацией былой городской жизни. Кроме них постоянно живет в деревне еще одна пенсионерка, все остальные — дачники. Среди них преподаватели ярославских вузов, директора предприятий, и ребята называют их под одну гребенку — новые русские. Новые русские доверяют Саше свой «Буран», трактор. Свой трактор и «уазик» есть и у Саши, но добрые дачники не отказываются подбросить аборигенов до города, привезти необходимые продукты, когда едут в деревню. Зато если что-то ломается у дачников, они оставляют технику Саше, и он без проблем ее ремонтирует. Да и сторожа из молодых, сильных мужчин лучше, чем из одинокой старушки. Новые русские сделали в Стане собственную скважину, и теперь не надо бегать за водой на реку. Благодаря богатым дачникам появился в Стане и собственный телефон. Возле их домов не найдешь грядок с морковкой, луком, картошкой — прилегающие к дому сотки лишь окашиваются. А вот Саша с Зиной и Юра с Таней овощи выращивают. Пробовали держать кур и коз, но потом решили, что лучше побольше поработать в мастерской и купить на эти деньги необходимые продукты. Тем более что корову держит соседка-пенсионерка, и молока хватает всей деревне, включая дачников. Ярославль они из своей жизни не вычеркнули, ведь там остались квартиры, родственники, да и товар сбывать надо, ведь в Стан за ложками-поварешками покупатели не поедут. Однако, прожив большую часть жизни в городе, поняли, что деревня — их дом, и переменой своего статуса очень довольны. Фото Сергея КИСЕЛЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям