По приютая я с детства скитался

Более двадцати лет назад, будучи студенткой Уфимского университета, побывала я в доме малютки, где содержатся брошенные грудные дети. Именно содержатся, потому что жизнью подобное существование назвать трудно. Медсестра выдала нам, восемнадцатилетним девчонкам, по младенцу со словами: «Возьмите их и поносите немного — рук материнских они не знают вообще!»

К НЕМУ НИКТО НЕ ПОДОЙДЕТ Мне достался смуглый татарчонок, который тут же стал поворачивать свою головку, отыскивая меня глазами, стоило мне положить его обратно в кроватку. Так было жалко эту кроху — хоть бери и усыновляй! Но то, что увидела я, пеленая малыша, привело меня в ужас — от опрелостей у ребенка в складочках кожи образовались трещины чуть ли не с палец шириной… Трещины, которых еще столько будет у него в его сиротской неприкаянной жизни. Самое горькое то, что грудничок не плакал, молча переносил боль. С пеленок уже понимая, что кричать и звать на помощь бесполезно. Все равно к нему никто не подойдет… НЕТ НАДЕЖДЫ * Здравствуйте, уважаемая редакция! Обращается к вам воспитанник Михайловской школы-интерната. Я в этом году заканчиваю школу и вступаю во взрослую жизнь… К сожалению, я не знаю своих родителей. Мать отказалась от меня в роддоме, и вся моя жизнь, которую я помню, проходила в пяти интернатах. Я очень благодарен руководителям школы-интерната и администрации района за предоставление мне жилья на улице Свердлова в Ярославле. Но у меня возникает масса вопросов, ответы на которые я не могу найти. Меня огорчает то, что из положенных мне 30 квадратных метров жилья дали всего 9,2 кв. м в огромной коммунальной квартире. Я с ужасом думаю о том дне в конце июня, когда должен буду переселиться из интерната в эту ободранную комнату со сломанной дверью и неработающей батареей. Прежний жилец, которого выселили по суду, сломал дверь до такой степени, что в нее сейчас невозможно вставить замок, и она требует замены. Во всех комнатах этой коммуналки имеются электрические счетчики, а в моей комнате его нет, и мне его купить не на что. И я боюсь, что буду сидеть без света. Комната абсолютно пуста: нет ни кровати, ни стола, ни простынки, ни одеяла. Я не хочу идти воровать, но чтобы платить за квартиру и что-то купить в комнату, нужно много денег, которых у меня нет. Я хочу продолжить учебу в школе-интернате N 82, чтобы получить хоть какую-то рабочую специальность. В связи с отсутствием родителей в первые годы моей жизни я немного отстал в развитии, но хочу это отставание ликвидировать и продолжить обучение. Но если я буду учиться в школе-интернате, то у меня не будет денег для оплаты жилья и коммунальных услуг, не говоря уже о еде и одежде! По окончании Михайловской школы-интерната у меня практически нет надежды устроиться на работу, так как никакой специальности я не получил и не хватает знаний. Убедительно прошу помочь мне найти добрых людей, которые помогут мне получить образование, обустроить комнату и трудоустроиться. С уважением Владимир Ивановский. СИРОТА КАЗАНСКАЯ «По приютам я с детства скитался, не имея родного угла. Ах, зачем я на свет появился?..» — поется в известной песне. И, правда, зачем некоторые гражданочки рожают детей, заведомо зная, что оставят нежеланного ребенка? Этих женщин нисколько не волнует дальнейшая судьба брошенного малыша. И страшно то, что сегодня круглыми, то есть истинными сиротами, являются единицы. Большинство же детей, живущих в приютах, — сироты, как говорится, казанские — мнимые. Сироты при живых родителях, так называемые отказники! Вот таким-то отказником и стал Володя Ивановский, которого мать оставила в родильном отделении больницы N 9 Ярославля, когда он восемнадцать лет назад появился на свет. АХ, ЗАЧЕМ МЕНЯ МАТЬ РОДИЛА Когда Вова учился во 2-м классе, воспитатели нашли его мать, кстати, прекрасно здравствующую и по сей день. Оставила она сына в роддоме якобы потому, что парень, с которым она встречалась, уехал. Правда, через какое-то время возлюбленный вернется, и они даже свадьбу сыграют. И дети у них появятся — Вовины брат и сестра. Но женщина ничего не скажет своему благоверному о брошенном ею ребенке. Володин отец очень удивится, узнав о существовании первенца, который и фамилию носит отцовскую. Но к этому времени родители уже разойдутся. Провинившаяся когда-то перед сыном мать станет брать ребенка на выходные, но вскоре Вова разочаруется в ней и, прежде дисциплинированный и послушный мальчик, будет сбегать из интерната и болтаться по городу как беспризорник. ЧУЖОЙ ДЯДЯ Искали воспитатели третьеклассника по всему Ярославлю. Искала и милиция. А нашел его и пожалел чужой дядя. В Михайловской специальной коррекционной школе-интернате Ярославского района обучаются умственно отсталые дети. А состояние интеллекта Володи Ивановского нельзя назвать чисто умственной отсталостью, скорее, пограничным с задержкой развития. Поэтому мальчик он достаточно сообразительный. Бродяжничая по городу, придумал, как можно самостоятельно зарабатывать деньги. Володя подрядился охранять дорогие машины, которые оставляли на площади Юности посетители ночного клуба. Здесь-то и познакомился с «дядей», как называет этого чужого ему человека интернатовец. Совершенно посторонний мужчина, руководитель фирмы для инвалидов, приметил смышленого беспризорника и принял искреннее участие в его судьбе. Стал с согласия воспитателей, конечно, брать мальчика на выходные к себе в Брагино. Покупать ему кое-какие вещи. Добрый человек. Спасибо ему. Володя к нему очень привязался. К этому чужому «дяде». Перестал убегать из интерната. Из гостей приходит вовремя. Не опаздывает. Предлагали сотрудники интерната Володиному «дяде» опекунство взять над мальчиком. Пенсию бы получал на него. Но не каждый человек, пусть даже очень хороший, способен взять на себя такую ответственность! ЯРЛЫК ПРИДУРКА В Михайловский специнтернат Володя поступил во втором классе из музыкального детского дома N 1 Ярославля, потому что не усвоил программу 1-го класса, с диагнозом умственная отсталость в стадии дебильности. В Ярославле нет подобных круглогодичных спецшкол — их всего 22 в области, а детей с подобным диагнозом более чем достаточно. Вот и мучаются эти ребятишки в обычных общеобразовательных школах, оставаясь на второй год по два-три раза в первом классе. Ровесники над ними смеются, обзывают и унижают, ведь дети в большинстве своем народ жестокий. И на несчастных изгоев, и без того сиротской судьбой наказанных, навешивают еще и ярлыки придурков. Нет бы сразу умственно отсталую сиротинушку помещать в коррекционную школу, поставив ему диагноз вовремя, еще в садике. Ведь в данной ситуации чем скорее, тем лучше для ребенка. Не подвергался бы он впоследствии гонениям со стороны сверстников и 9-й класс заканчивал бы не в 18 лет, а в 16, как положено. Но заботятся у нас о подобных детях все-таки больше на бумаге, чем на деле. И приходится потом учителям спецшкол сажать в 1-й класс переростков, которые в десять лет даже буквы не знают. МИХАЙЛОВСКАЯ ССЫЛКА Ссылка в Михайловский специнтернат стала для Володи Ивановского хоть недолгой, но отдушиной в его сиротской жизни. Несмотря на то что нет в интернате ни спортзала, ни спортплощадки, положенных в подобных учебных учреждениях, не хватает помещений, все-таки на 7 лет этот приют стал для мальчика настоящим домом. Где о нем заботились, где он был свой среди своих, среди детишек с такими же умственными способностями. И сирот, как и он, из 50 воспитанников здесь 16! Многие предметы в данном учебном заведении изучаются только в пределах начальной школы. Нет тут алгебры с геометрией, а вместо литературы до 9-го — чтение. Но читать и писать здешние педагоги умственно отсталых детишек все же учат, хотя специалистов-дефектологов из 16 работников интерната всего 2. Остальные — обычные учителя из Брагина. СВЕРХСЕКРЕТНЫЕ СВЕДЕНИЯ Володе еще очень повезло, что он попал в спецшколу, потому что мест в подобных интернатах для всех ребятишек, нуждающихся в коррекции, катастрофически не хватает. К примеру, только по Ярославскому району около 200 умственно отсталых детей, а интернат один — всего на 50 спальных мест. Причем точные данные о том, сколько в Ярославской области детей-сирот и детских домов, в отделе статистики областного департамента образования нашему корреспонденту дать отказались. Прежде необходимо было получить разрешение у руководства, которого в тот момент на месте не оказалось. Видимо, сведения эти сверхсекретные и архиважные в государственном значении! А может быть, они просто сами не знают, сколько в области сирот?! СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА Для счастливчиков, кто все-таки сюда попал, работники интерната стараются создать все необходимые условия, в театры и музеи их вывозят. Везде интернатовцев, спасибо большое, пропускают бесплатно. Только цирк ярославский с недавних пор стал им отказывать. Наверное, разживется на сиротских копейках! В интернате преподаются все необходимые для коррекционных школ предметы — социально-бытовая ориентировка, где детей учат готовить, сервировать стол, стричь и брить, правильно одеваться, вести себя в транспорте и отправлять телеграмму и многим другим вещам, которые должен знать человек. 90 процентов ребят, поступивших в 1-й класс интерната с нарушением речи, обычно уже к 3-му выравниваются в речевом плане. ОТ ПЕРЕМЕНЫ МЕСТ СЛАГАЕМЫХ Лучше, когда подобные школы небольшие, считает исполняющая обязанности директора интерната Валентина Павловна Тузова, — дети в них живут как семья. Но надо срочно открывать дополнительные интернаты в Ярославском и других районах области, чтобы помочь всем и без того обиженным судьбой ребятишкам. Находится интернат в ведении Ярославского муниципального округа, но в июле этого года передают его в ведение областного департамента образования. Инициатор этой передачи — департамент. Работников интерната этот факт совсем не радует. Не думают они, что им и их воспитанникам станет жить лучше. Искренне боятся, что, наоборот, хуже будет. И, вообще, не понимают данной затеи. Кому это нужно и зачем? КУРТКА НА ДВА ГОДА Проблем у специнтерната предостаточно. Нет у него автобуса, чтобы вывозить детей в город, отправлять в летние оздоровительные лагеря. Кстати, о последних. Не разбаловали ярославские чиновники, отвечающие за работу с детьми, путевками интернатовцев. Дают только на одну смену в год и только сиротам. Да и эти трудно выделяют. «Хоть бы раз дали на две смены»,- сетует Валентина Павловна. Остальным воспитанникам, пусть большинство из них из неблагополучных семей, бесплатные путевки не положены. А сменить обстановку хочется всем. Вот и едут интернатовцы летом в свои родные деревни на родные огороды! Не хватает в спецшколе дидактического материала и пособий, а уж если ребенок порвет куртку, по госнормам положенную ему на два года, раньше срока — это будет настоящим ЧП для педагогов спецшколы. Приходится искать спонсоров на внеплановые расходы на покупку новой куртки. Или добрых людей, кто поделился бы вещами своих детей. «Золотое кольцо» тоже проводило акцию по сбору вещей для Михайловского интерната. И работники его об этом вспоминают с благодарностью. ЭКЗОТИЧЕСКАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Дети в интернате особые. Педагоги стараются как могут помочь им устроиться учиться дальше. Раньше интернатовцев брали в Мышкинское строительное училище, где мальчики получали рабочие специальности. Сейчас воспитанников спецшкол не берут учиться никуда, кроме ПУ-14 в Норском. Там парней обучают только одной профессии, с которой они потом не знают, как и устроиться на работу, — плетению из лозы! Вот такая, почти экзотическая специальность. 60 процентов выпускников интернатов идут в сельское хозяйство — трактористами, водителями. Девочки в основном становятся продавцами на рынках, кондукторами и санитарками в больницах. Бывает, ребята и в тюрьму попадают — в семье не без урода, но нечасто. Потому что благодаря огромному труду преподавательского коллектива спецшколы идет процесс сглаживания острых углов в характерах и поведении детей. И если ребенок поступает в 1-й класс чрезмерно возбудимым, с нарушением эмоционально-волевой сферы, то к 9-му это уже выдержанный, воспитанный подросток. НИ КОЛА, НИ ДВОРА Ребенок, выросший в семье, обеспечивается родителями и квартирами, и ложками-плошками, то есть всем необходимым для самостоятельной жизни. Согласно закону РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» воспитанники детских домов, которым исполнилось 18 лет, не имеющие, как говорится, ни кола, ни двора, должны быть обеспечены жильем и всей необходимой утварью. Должны! Администрациями тех районов, где родились. Но сколько приходится воспитателям обивать пороги чиновничьих кабинетов, прежде чем они добьются положенного государством воспитанникам их учебных заведений. Чужим вообще-то детям! Одна сирота ждала жилье от Красноперекопского района больше года. Хорошо что ей было где жить — у бабушки. Правда, потом ей дали все-таки квартиру, причем отдельную. А вот Володя Ивановский от Дзержинского района получил лишь комнату в аварийном состоянии и почему-то в Кировском районе. Две девочки-сестренки из Михайловского интерната на следующий год возвращаются в однокомнатную квартирку к деду, который им совсем не рад. Приходится работникам интерната заблаговременно ставить вопрос об их расселении перед администрацией Заволжского района. Жилье для выпускников — постоянная головная боль директора и социального работника интерната. Но даже получив какое-никакое жилье, мебель по прейскуранту, оборудование и обмундирование на первое время, воспитанники все равно расстаются с привычной и ставшей родной спецшколой со страхом. Потому что кроме кола и двора для счастья как воздух необходимы родные и близкие люди. Тем более этим повзрослевшим подкидышам, не знавшим материнской и отцовской любви! И последнее. Просто информация к размышлению для неравнодушных читателей: только в одном из четырех городских роддомов Ярославля — в первом — матери оставляют приблизительно 6 малышей в год…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям