Маршрутная империя наживы

Демократические реформы конца ХХ века не обошли стороной и общественный транспорт. Первые частные маршрутные такси появились в Ярославле в начале 90-х годов. То ли мы были тогда беднее, то ли пассажирских автобусов было больше, но маршрутки тех лет и вправду напоминали собой такси. Людей в них было немного, а потому они цивильно восседали на креслах, и неперегруженные машины бегали по городу легко и быстро.2 июля 1998 года постановлением правительства области маршрутные такси были «удочерены» и частично попали под крыло пассажирских автотранспортных предприятий Ярославля, то есть стали муниципальными. Сеть частных маршруток значительно расширилась.

У НИХ СВОЯ ЛИНИЯ — ИМ ЗАРАБОТАТЬ НАДО На сегодня в маршрутной империи Ярославля имеется в наличии 442 маршрутных такси, в том числе 108 единиц принадлежат городу, 334 — частным владельцам. По данным комитета по транспорту и связи мэрии Ярославля, расширять парк маршруток в ближайшее время не планируется, а это значит, что имеющихся машин, по мнению комитета, вполне достаточно для решения проблемы пассажирских перевозок. Ссылки на отсутствие денег, думаю, неуместны, поскольку речь идет не только о бюджетных средствах, но и о средствах физических лиц. А уж этих-то средств никто еще до копеечки не учел. «Удочерению» маршруток в жизнь горожан город помог следующим образом: количество пассажирских автобусов, работающих на проверенных годами маршрутах, было сокращено. Не так чтобы очень, но весьма ощутимо для города, в котором никогда не было излишка общественного транспорта. Убрали и такие невыгодные в экономическом отношении маршруты, как N 1, который соединял окраину Брагина с окраиной Нефтестроя. Больно уж вольготно горожанам за одну, да еще автобусную, цену катить из одного конца города в другой. Если уж так им надо, то пусть раскошеливаются на маршрутку. Эти широко не афишируемые манипуляции дали свои результаты. Похоже, городские власти и сами не ожидали столь далеко идущих последствий, ибо маршрутки не просто внедрились в наш быт, но постепенно стали теснить общественный транспорт. Особенно зримо это в часы пик, когда горожанам жизненно необходимо ехать. Не быстро и с комфортом, а просто ехать. Тогда маршрутки становятся прямо-таки палочкой-выручалочкой по причине своей большей оборачиваемости. Но всякая палочка, как известно, имеет два конца. Частично подменив собой общественный транспорт, маршрутки стали терять и свое лицо, то бишь они перестали быть такси. Ну не будете же вы называть такси забитый до отказа маломерный ПАЗ, в котором не то что сесть, но и встать-то прилично нельзя. Который по причине такой заполненности значительно теряет в скорости, во-первых, из-за перегруза, во-вторых, из-за того, что останавливается такое такси чуть ли не через каждые 10 метров, высаживая и подсаживая своих клиентов. Доходит уже до того, что сами пассажиры просят водителя, чтобы он прекратил консервировать их в своей машине. Ну а уж если на линии ПАЗ, у которого не открывается задняя дверь, то скорость его сокращается еще больше. Уже многие умные горожане прикинули к носу и признали большую выгоду в отношении комфорта именно общественного транспорта. Ввиду того что расписание автобусов очень размеренное, основная масса торопящихся пассажиров втискивается в ПАЗы. А те, которые торопятся не очень, могут себе позволить ехать в человеческих условиях, причем за меньшую цену. Свое лицо сохранили пока разве что маршрутки системы «Газель», называемые в народе буханочками. И сохранили они его не благодаря знанию этики поведения, а благодаря своей ограниченности в размерах. Не очень-то желает народ, заплатив шесть рублей, ехать в скрюченном состоянии. Хотя, конечно, когда очень припрет, то и лежа поедешь. Благо водители тому не препятствуют. У них своя линия — им заработать надо. ВРЯД ЛИ БУМАГА СМОЖЕТ ОСТАНОВИТЬ ДОРОЖНЫЙ БЕСПРЕДЕЛ Теперь об этом, самом благожелательном водителе. Никак нельзя упрекнуть наших чиновников в том, что они плохо и мало работают. Работают они очень много и очень хорошо, потому как работой своей считают сочинение всяких разных правильных бумаг. И упрекнуть их просто не в чем. Вряд ли многие из постоянных клиентов маршруток знают о том, что 23 января прошлого года было подписано постановление администрации Ярославской области за N 12а, принятое в качестве дополнения к тому, первому, от 2 июля 1998 года. В этом январском манускрипте есть некоторые пункты, прямо касающиеся наших с вами удобств при проезде в маршрутных такси. Так, пункт 1.4 указывает нам на то, что маршрутное такси обязано принимать на свой борт пассажиров только в установленных и благоустроенных местах, а не возле каждого столба. Еще более примечателен пункт 1.6, который мне очень хочется привести дословно: «Водителю запрещается допускать провоз пассажиров сверх количества мест, предусмотренных для сидения». Вникли? Представляете? Не представляете, ибо представить подобное при сложившейся ситуации просто невозможно. Напрасно транспортные чиновники, комментируя мне эту фразу, делают наивные глаза — мол, пассажиры во всем виноваты. У водителя, дескать, осталось два свободных места. Он останавливается на остановке, а в автобус входят сразу 10 человек. Не выгонит же сердобольный водитель несознательных граждан. Слушая рассказ о такой идиллии, так и хочется спросить повествователя: «Да за кого ж вы нас принимаете, если думаете, что мы эту лапшу позволим себе на уши навесить. Ведь нельзя же мне крамольно предположить, что вы не знаете истинного положения дел, когда утрамбованные в ПАЗ пассажиры начинают крыть матом водителя, останавливающего свою переполненную машину перед каждым голосующим на дороге. Если вы, господа чиновники, об этом и вправду не знаете, то…» Ладно, умолкаю. Знают они, все знают. Но что-либо противопоставить маршрутной стихии не могут, кроме разве что правильных документов. Для них вполне достаточно того, чтобы необходимые выписки и циркуляры находились в салоне автобуса. Работают ли они, жизнеспособны ли вообще в нынешних условиях — никого не интересует. А ведь бумага далеко не тот предмет, который может остановить дорожный беспредел. Кстати, в Санкт-Петербурге, например, водители маршрутных такси, что ПАЗов, что «Газелей», если в салоне нет сидячих мест, лишнего человека ни за что не посадят. Там, видно, нашли средство посильней пустой бумаги. ШАНС НЕ ДОЕХАТЬ ТУДА, КУДА МЫ ЕДЕМ Не могу пройти стороной и мимо кондуктора. Если, конечно, таковой есть в маршрутке. Обращал ли кто внимание на то, что в салонах так называемых такси помимо прочих наклеек имеется и такая, которая напоминает нам о том, что билеты можно приобрести у кондуктора или водителя. Все те же транспортные чиновники растолковали мне, что это в рамках дозволенного, но вот только продавать билеты водитель имеет право лишь на остановках. Господа умные товарищи, ведь если при теперешнем положении дел на маршрутках, когда в салон набивается Бог весть сколько человек, водители будут соблюдать это неукоснительное правило, то у нас есть шанс вообще никогда не доехать туда, куда мы едем. Кстати, на мой вопрос, обращенный все в тот же комитет по транспорту, насколько укомплектованы маршрутные такси кондукторами, я получила весьма расплывчатый ответ: «Частные — полностью, муниципальные — частично». Для того чтобы дать такой ответ, не надо быть большим транспортным начальником, достаточно просто с недельку поездить в маршрутках. Из такого ответа создается впечатление, что проблемой этой наверху мало озабочены. А ведь она выпирает все больше и грозит обернуться неминуемой бедой. Авария, случившаяся 17 июня этого года на ул. Урицкого, в результате которой два человека оказались в больнице, а за медицинской помощью обратились около десяти человек, именно потому и произошла, что водитель продавал билеты пассажирам, не останавливая автобуса. Так чего же нам, еще большей крови ждать, чтоб чиновники наконец-то обратили внимание на то, что творится нынче на дорогах? Маршрутные такси стали еще одной головной — похоже, неизлечимой и все усугубляющейся — болью работников ГАИ. В погоне за лишним рублем водители маршруток давно уже наплевали на какие-то там правила дорожного движения. Для него пассажир, то бишь кошелек пассажира, — царь и Бог. Ради него он тормозит чуть ли не посреди дороги, не обращая внимания ни на светофоры, ни на окружающий транспорт, ни на пешеходов. Только за этот год в сводки городской ГАИ занесено 10 серьезных ДТП с участием автобусников, 7 из них произошло по вине водителей маршрутных такси и уже из этих семи — шесть с автобусами марки ПАЗ, одно — с «Газелью». Но это далеко не все, потому как ГАИ фиксирует только те аварии, в которых имеются пострадавшие. А ОНИ О ГРАФИКЕ РАДЕЮТ Прикопаться-то к транспортным начальникам нельзя — бумаги они сочинили правильные, все в них учли. В самом деле мы с вами во всем виноваты. Рвемся изо всех сил, боясь опоздать на любимую работу, набиваемся в мелкокалиберные ПАЗы как селедки в бочку. Да еще и платим безропотно ни много ни мало шесть рублей за такой проезд. И чего бы транспортным начальникам, конечно же, владеющим ситуацией, хотя бы сократить сумму оплаты за стояче-лежачие места, не говоря уже о том, чтобы вообще сделать ее равной плате за общественный транспорт. Закрепить право называться маршрутными такси лишь за 13-местными буханочками, которые составляют на сегодня примерно треть от общей численности маршруток. Вряд ли они себя не окупят, ибо значительно превосходят в скорости неповоротливые ПАЗы. Тем более что планы «Газелям» спускаются, видимо, необременительные, потому как водители могут себе позволить совершить рейс-другой за день, не расплачиваясь с пассажирами билетами, а складывая выручку в карман. Но наш руководящий аппарат настолько распух, что и сам, как эти пресловутые ПАЗы в часы пик, утратил подвижность. Единственное, на что он еще способен, так это сочинить еще одну умную бумагу, на которые уже, кажется, никто, кроме них, не обращает внимания. У них там своя свадьба, у маршрутной империи — своя. Они сочиняют, а империя эта живет, нисколько не страдая от запретительных бумаг. Все как в басне Крылова — «а Васька слушает да ест». Молчат чиновники и одной из важнейших и больнейших проблем маршрутных такси считают несоблюдение расписания графика движения. Нам бы ваши проблемы, господа хорошие! Фото Виктора ОРЛОВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям