Незаменимый долгов

Работа театрального композитора всегда остается за кадром. Как правило, лавры за удачно сыгранный спектакль достаются актерам и режиссеру. А музыка, она как воздух, который мы не замечаем, пока он есть. Редкий зритель задумается о том, что музыкальный фон, органично сплавленный с тканью действия, это плод чьего-то труда. Театральные композиторы редко получают награды, но тем они дороже. В этом году лауреатом областной премии им. Л. В. Собинова за создание музыки к спектаклю «Остров сокровищ», поставленному в Ярославском ТЮЗе, стал театральный композитор Александр Долгов. За 23 года работы в театре он написал музыку более чем к сорока театральным постановкам.

ОЧЕНЬ РЕДКАЯ ПРОФЕССИЯ Свой творческий путь Александр Долгов начал в Брянском ТЮЗе, после того как в 1980 году закончил Горьковскую государственную консерваторию им. Глинки. В Брянске они нашли друг друга — композитор и театр, и они вместе проработали 19 лет. «Профессия театрального композитора, особенно драматического, очень редкая и своеобразная, — говорит художественный руководитель Ярославского камерного театра Владимир Воронцов. — Здесь требуется особое чутье. Когда я пришел в Брянский драматический театр, Александр Долгов работал в ТЮЗе. Я пригласил его к себе по рекомендации, и мы проработали с ним в Брянске около семи лет. Когда я уезжал в Ярославль, то пригласил с собой и Долгова». В Ярославль Александр Долгов приехал в 1992 году вместе с женой, актрисой Евгенией Долговой, и только что родившейся дочкой Дашей. Сейчас в семье Долговых подрастает еще одна дочь — трехлетняя Вероника. Правами полной хозяйки пользуется здесь и восточноевропейская овчарка Рета. Кстати, она имеет непосредственное отношение к театру. Во-первых, родилась в театральной семье, во-вторых, недавно дебютировала на сцене театра им. Волкова, где играла саму себя. По сценарию ей пришлось заниматься своим непосредственным делом — громко лаять. Огромная десятилетняя псина нрав имеет самый покладистый, и мы подружились с ней в первую же минуту моего пребывания в квартире Долговых. Ну какая же собака не любит, чтобы ей почесали за ухом. ВОЙТИ В ЧУЖОЙ МИР Одним из первых спектаклей, над которым работали вместе Воронцов и Долгов, была чеховская «Чайка», затем «Рядовые» Александра Дударева, «Зеленая карета» Александра Гладкова. Какие бы режиссеры ни приезжали работать в Волковский театр, они всегда находили взаимопонимание с Долговым, своего композитора привозить не было необходимости. Умел Александр Рафаилович чутко уловить настроение постановки, передать атмосферу действия, правильно расставить музыкальные акценты, помогающие работе актеров. Он обращал внимание даже на то, что его как композитора как будто и не касалось — на костюмы, на декорации. Он был точен до скрупулезности и уж если улавливал общий тон постановки, то работал как одержимый, запоем, не обращая внимания на то, ночь или день на дворе. Мог просидеть за инструментом чуть ли не сутки. А ведь само по себе композиторское творчество — это полет фантазии, игра случая и полная свобода, начиная от замысла и кончая последним аккордом. В театре же отправной точкой для композитора является чужое вдохновение. Он должен войти в чужой мир, не нарушая его целостности, более того, дополняя и углубляя его. По словам Владимира Воронцова, Александр Долгов работал виртуозно, поражал в каждой своей композиции, почти всегда открывал что-то новое. РАЗОМКНУТЫЙ КРУГ Когда в 1996 году Владимир Воронцов ушел из Волковского театра, ушел из него и Долгов. Почти год он находился в свободном полете, театров ведь в Ярославле раз-два и обчелся. Заведовал музыкальной частью в театре кукол, писал музыку для новогодних и прочих праздников, делал музыкальные заставки для телевидения и радио, работал вместе с режиссером Сергеем Куценко на молодой сцене в театральном институте. Его хватало на все, но это было не то, к чему влекло его истинное призвание драматического композитора. Когда актер и режиссер Юрий Ваксман создал в городе камерный театр, он сразу же пригласил к себе Александра Долгова. «Интервью» Питера Суэта, «Моцарт и Сальери» Пушкина — вот это уже было настоящее, большое искусство, здесь талант Долгова проявил себя в полную силу. Не случайно режиссер ТЮЗа Александр Кузин пригласил Долгова для работы над «Островом сокровищ». В Ярославле просто нет театрального композитора, равного ему по силе таланта. Спектакль готовили к сдаче в сентябре 2000 года. Но уже в июле музыка к спектаклю была полностью готова. «Аля как будто предчувствовал, что ему надо торопиться. Работал на износ, не спал ночами, — рассказывает его жена Евгения. — 25 июля в институте им. Поленова в Санкт-Петербурге ему была назначена операция. Мы ехали туда, совершенно не предчувствуя беды. Нас уверили, что волноваться нам абсолютно не о чем. Операции по удалению аневризма на сосуде головного мозга, заверили нас, здесь делают отлично, без ощутимых тяжелых последствий». Теперь Женя называет 25 июля 2000 года черным днем. Операция длилась 9 часов. Еще 32 дня Александр пролежал в реанимации, и каждый день Жене говорили, что жизнь ее мужа висит на волоске. С семимесячной девочкой на руках она моталась по аптекам в поисках необходимых лекарств. Сейчас у нее скопилось рецептов более чем на 25 тысяч рублей, но это далеко не все. Не до того тогда было. Врачи института им. Поленова свою неудачу объяснили тем, что круг мозгового кровообращения у Александра оказался разомкнутым. Встречается такое крайне редко, потому и прогнозировать последствия в данном случае практически невозможно. Деньги в размере 20 тысяч рублей — стоимость операции — Евгении вернули. Мужа она привезла домой в инвалидной коляске. Случившийся в результате неудачной операции инсульт привел к парализации правой стороны тела и нарушению функции речи. И начался в семье Долговых ад. Все силы и средства были брошены на то, чтобы восстановить здоровье Александра. Не остался в стороне и камерный театр, большую моральную и материальную поддержку оказал Долговым Юрий Ваксман, за что они ему бесконечно благодарны. Усилия не пошли даром — через год после операции Александр уже мог вставать, и в Саратов, к маме Евгении, он отправился на своих ногах. Здесь его определили в специальную клинику для прохождения курса лечебной физкультуры. Именно на занятиях этой самой необходимой физкультурой Александру сломали коленный сустав. В Ярославль он вернулся с аппаратом Илизарова. Здесь перенес еще четыре операции на поврежденной правой ноге, но желаемых результатов они не принесли. Александр опять оказался прикованным к инвалидной коляске. «Где же вы теперь лечитесь?» — спросила я у Евгении. «Нигде», — ответила она. Музыку Александр теперь писать не может. НАДЕЖДЫ МЫ НЕ ТЕРЯЕМ «Александра Долгова в Ярославле сейчас очень недостает, — сказал Владимир Воронцов. — И хотя надежды на то, что он вернется в строй, мы не теряем, однако потеря эта для театрального мира невосполнимая. Такого композитора, как он, заменить просто некем». Фото Сергея КИСЕЛЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page