От чего зависит жизнь современного города? От очень многого, скажете вы, и начнете перечислять: жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, энергоснабжение, градостроительство, торговля, образование, медицина, предпринимательство и так далее. Действительно, жизнь города сегодня настолько многогранна и насыщенна, что и не знаешь, какие факторы поставить на первое место. Но вот что интересно: в одних российских городах нормально ходит транспорт, строятся новые дома, развивается бизнес, а в других люди зимой остаются без тепла, а частенько и без света, учителя бастуют, потому что им не выдают зарплату.
Ни для кого не секрет, что в соседнем Рыбин- ске дела обстоят значительно хуже, чем в Ярославле. А одну из причин неблагополучия жители города видят в том, что власти между собой никак не могут договориться: исполнительная и представительная власть Рыбинска постоянно конфликтуют друг с другом. Аналогичная ситуация складывается и в некоторых областных центрах, например, Воронеже, в некоторых городах Сибири и Дальнего Востока. На фоне большинства российских городов Ярославль представляет собой довольно благополучную картину, хотя проблем и у нас хватает. Но все-таки зимой мы не мерзнем, свет у нас не отключают, транспорт ходит, а благодаря маршрутным такси, можно сказать, весьма неплохо, зарплату бюджетникам не задерживают. По мнению большинства ярославцев, заслуги мэра в этом очевидны. Некоторые считают, что у нас активный, боевой муниципалитет, а многие залог благополучной жизни города видят во взаимодействии мэра как главы города и муниципалитета как представительного органа городского самоуправления. ОТНОШЕНИЯ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ УСТАВОМ Наверное, мало кто из ярославцев знает, что мы живем по уставу города Ярославля, который был принят 16 октября 1995 года. В уставе расписано, как осуществляется городское самоуправление. Органами городского самоуправления Ярославля являются Собрание представителей (называется муниципалитет, он состоит из 23 депутатов, которые избираются на 4 года) и администрация города — мэрия Ярославля. Как сказано в уставе, мэр города Ярославля — выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению городского самоуправления на территории города. Мэр города подотчетен населению города непосредственно и муниципалитету города. ПОЧЕМУ ПОЯВИЛИСЬ СЛУХИ О «КАРМАННОМ» МУНИЦИПАЛИТЕТЕ В уставе роли обеих ветвей власти четко расписаны. Но в последнее время вдруг стали появляться высказывания, что наш муниципалитет — карманный. — Что за ерунда! — услышав мой вопрос об этом, воскликнул председатель муниципалитета Валентин Васильевич Гобин. — У нас нормальный, здравомыслящий муниципалитет, и большинство депутатов голосует за предложения мэра вовсе не потому, что они «карманные», а потому, что многие искренне поддерживают мэра, который находится на правильном пути. Наши депутаты — люди разные, каждый имеет свои устоявшиеся взгляды, но общность цели всех объединяет. А цель у всех одна: создать в Ярославле все условия для нормальной жизни. Примерно так же считает другой депутат муниципалитета, Владимир Григорьевич Матросов: — Депутатом муниципалитета меня избирают уже в течение десяти лет, я не перестаю повторять, что муниципалитет и мэр — это единый организм местного самоуправления. У нас единая цель и общая задача — добиться нормальных условий проживания для ярославцев. Конечно, на мэре лежит большая ответственность — он выражает интересы не двадцати тысяч избирателей — примерно столько жителей города приходится на одного депутата муниципалитета, а всего города. При грубых арифметических подсчетах можно сказать, что мэру Виктору Волончунасу ярославцы доверяют в 23 раза больше, чем отдельно взятому депутату. Это во-первых. А во-вторых, ни у кого из депутатов даже по своему округу не было такого высокого рейтинга доверия — за Волончунаса проголосовало более 80 процентов из пришедших на выборы. А ЕСть ЛИ У НАС ОППОЗИЦИЯ? Оппозиция — явление в политической жизни абсолютно нормальное. Без нее, как известно, и движение вперед затруднено. По мнению большинства депутатов муниципалитета, оппозиция у нас все-таки есть, но составляют ее не более 5 — 6 человек. И то некоторые из депутатов оппозиционно стали вести себя буквально последние полгода. По всей вероятности, чтобы перед выборами быть замеченными. Яркий представитель оппозиции — Александр Симон. Но критика депутатом Симоном решений мэра носит чаще всего популистский характер: плохо, и все. А чем плохо — объяснить не может. Сам Симон, по словам коллег, отличается болезненным самолюбием и тем, что не может до конца довести ни одного начатого дела. — Не надо брать кредит в Европейском банке реконструкции и развития для ярославского «Водоканала», давайте искать свои резервы, — говорят оппозиционеры, но где именно искать, подсказать не могут. Довольно часто в оппозиции выступает и депутат Олег Виноградов. Но его оппозиционность носит скорее эмоциональный характер. Как юрист Виноградов не смог опротестовать ни одного решения мэра. Критический настрой депутата Александра Цветкова многие склонны объяснять его профессиональной деятельностью. Цветков — журналист. А когда все хорошо, вроде бы и писать не о чем. И скучно становится. Объяснимо оппозиционное настроение и самого молодого депутата, Вячеслава Блатова. Он не скрывает своего желания баллотироваться на должность мэра, и оппозиция в данный момент для Вячеслава Блатова — хорошая возможность заявить о себе. Примкнувшую к оппозиции Ирину Закатову из депутатов всерьез в принципе мало кто воспринимает. Всеми силами Ирина Николаевна пытается привлечь внимание к своему институту развития образования, который… по большому счету в городе не нужен. Есть у нас уже Институт повышения квалификации учителей, и достаточно. Тем не менее Закатова депутатам даже слушания навязывает по своему институту. КТО ТЯНЕТ ОДЕЯЛО НА СЕБЯ? А при чем тут бюджет- ники? — возмутились некоторые депутаты, когда я задала им вопрос, является ли наш муниципалитет карманным. — Во-первых, у нас голосование тайное, и никто не знает, какую кнопку нажал депутат — «да», «нет» или «воздерживаюсь». Во-вторых, получение денег той или иной больницей напрямую с мэром никак не связано, — пояснил Валентин Гобин. — Сначала на заседании муниципалитета мы утверждаем бюджет, затем передаем смету в управление здравоохранения, которое и перечисляет деньги в лечебные учреждения согласно заявкам главврачей и возможностям сметы. Я хочу подчеркнуть, что хотя в нынешнем составе муниципалитета действительно семь врачей, но мы никогда одеяло на себя не тянем, понимаем, что не одной медициной жив человек, а деньги нужны и образованию, и культуре, и массовому спорту. Стоит напомнить, что муниципалитет — это всего лишь представительная власть, а вовсе не законодательная, как возомнили некоторые депутаты. И муниципалитет работает в том правовом поле, которое определено, с одной стороны, федеральным законодательством, с другой — областными законодательными актами. Это обстоятельство объясняет, почему муниципалитету не нужны депутаты на освобожденной основе: они законов не пишут, а работают по комиссиям над проектами решений. Количество комиссий, в которых может работать депутат муниципалитета, не ограничено, но, как правило, каждый депутат работает в 2 — 3 комиссиях. А ЕСЛИ РАЗНОГЛАСИЯ БЫВАЮТ По мнению большин- ства депутатов муници- палитета, разногласия между исполнительной и представительной властями бывают. Но они всегда приходят к общему решению. Во всяком случае, дверью никто не хлопал и демонстративно зал не покидал. На заседания муниципалитета обязательно приходят мэр и его заместители. В Рыбинске, кстати, глава администрации на заседания муниципалитета не ходит, общается с председателем через секретарей. Довольно часто разногласия между мэром и муниципалитетом Ярославля случаются при обсуждении бюджета. В этом году была создана контрольно-счетная палата Ярославля, чем депутаты муниципалитета особенно гордятся. Однако решение о создании контрольно-счетной палаты не привело мэра в восторг. Согласно бюджетному кодексу такие палаты возможны, но есть они далеко не во всех муниципальных образованиях. Необходимость контрольно-счетной палаты Ярославля депутаты объяснили тем, что участвовать в подготовке бюджета и контролировать расходование бюджетных средств должны профессионалы, и так как освобожденных депутатов муниципалитета нет, то пусть уж вникают в бюджетные вопросы профессионалы. И мэр согласился с депутатами. Так же, как согласился, вероятно, вопреки своему желанию с тем, чтобы снять три миллиона рублей с исполнительной власти и направить их на информационное обеспечение депутатов. То есть за счет этих денег депутаты должны рассказывать через СМИ своим избирателям о реализации своих программ и о том, что конкретно сделано. Правда, часть депутатов муниципалитета на выделенные им средства просто откровенно пишут о себе, что вряд ли оправдано. Немало бывает расхождений на заседаниях муниципалитета при обсуждении градостроительных вопросов, особенно если речь идет о застройке в исторической среде Ярославля. В настоящее время готовятся депутатские слушания по этому вопросу. На одном из последних заседаний подняли депутаты вопрос и об арендной плате за муниципальную собственность, и сейчас готовится постановление мэра по этому вопросу. Как сказал один из старейших депутатов муниципалитета, недостатки есть у каждого человека, наверное, они есть и у Виктора Владимировича Волончунаса. Но как у мэра у него есть неоспоримое достоинство, которое признают и его сторонники, и оппозиционеры: мэр вникает в самую суть вопроса, к какой бы сфере жизни города он ни относился, никогда не боится выслушать противоположное мнение и делает все возможное, чтобы исполнительная и представительная власти Ярославля работали как единое целое. Так что пусть будет и оппозиция в муниципалитете, но главное — помнить, что две ветви власти — кровь и плоть одного дерева, а дерево это — наш город, где всем нам жить, работать, растить детей.