Большие и малые суда, затопленные вдоль волжских берегов и на Рыбинском водохранилище, давно стали неотъемлемой частью привычного глазу пейзажа. В большинстве своем никто даже не задумывается об опасности, которую несут в себе полусгнившие остовы барж и кораблей. Никто — кроме высоких чиновников. Для некоторых из них порадеть за экологию Волги давно стало делом перспективным и, судя по всему, весьма прибыльным.
ЗОНА ОТСЕЛЕНИЯ В своем прошлогоднем докладе перед Федеральным собранием уполномоченный по делам человека в РФ Олег Орестович Миронов уделил особое внимание воде, которую все мы потребляем. Состояние водных ресурсов регулируется законом «Об охране окружающей среды в РФ» от 10 января 2002 года. Этим законом устанавливается система норм и предельно допустимых нормативов концентраций выбросов и сбросов в местах проживания и работы людей. Закон, как отметил Миронов, повсеместно не соблюдается. Правозащитник привел данные экологической экспертизы, проведенной специалистами центра «Экоюрис». Для жителей Ярославской области цифры не утешительны. Например, допустимые нормы по содержанию в воде так называемых экстремально высоких загрязнений (ЭВЗ) и высоких загрязнений (ВЗ) в бассейне реки Волги превышены соответственно в 33 и 232 раза! По целому ряду параметров Ярославль вместе с Саратовом, Пермью, Воткинском и Ижевском вошел в число пяти крупнейших городов страны, фактически подлежащих выселению! Впрочем, причина столь нелицеприятной экологической ситуации не только в сбросе неочищенных стоков промышленными предприятиями региона. Есть и другая проблема, о которой часто забывают. На территории Угличского водохранилища, например, затоплены суда, в трюмах которых находится белый фосфор — весьма токсичное вещество, горящее даже в воде и применявшееся в недавнем прошлом для создания термических бомб. Вместе с тем ходят, хотя официально и не подтвержденные, слухи, будто бы в наших краях во время войны существовали склады с химическим оружием: зарином, заманом, vi-газами. Как поговаривают, емкости с таким содержимым сбрасывались в Волгу с барж на территории области в 47 — 49-х годах. Неизвестным образом очутились на волжском дне несколько и самих барж. Документально подтвердить или опровергнуть эти данные сейчас невозможно. Из-за особой секретности до соответствующих архивных документов просто не добраться. После войны Советский Союз по репарациям получил часть флота побежденной фашистской Германии. При их строительстве использовалась знаменитая крупповская сталь, при производстве которой применялся кристаллический кобальт. Несколько судов, некогда вывезенных из Германии, затоплены на территории Ярославской области около 40 лет назад. В зоне их залегания до сих пор отмечается повышенный радиационный фон. БЕЗЫМЯННЫЕ УТОПЛЕННИКИ Сколько таких затопленных и полузатопленных подарков красуется сегодня на Волге, точно не знает никто. Не проясняется картина и по кораблям, место залегания которых известно давно. Например, Угличский муниципальный округ. В своем недавнем письме заместителю главы Угличского округа генеральный директор Угличского речного порта Сметанин предельно конкретен: «На 307-м километре судового хода, напротив микрорайона Цветочный (город Углич), в 50 — 60-е годы частично затонули 4 судна. В их числе 2 баржи-площадки и 2 баржи-нефтянки. Залегают на глубине 2,5 — 3 метра. Данных о том, откуда появились указанные суда, нет!» Не лучше картина и в других муниципальных округах. Например, в Мышкинском округе на трехметровой глубине затоплены 2 баржи-площадки, о содержимом трюмов которых ходят весьма противоречивые слухи. Только автор этих строк насчитал 5 полузатопленных судов в акватории Рыбинского водохранилища в непосредственной близости от Рыбинска. И это в месте, где производится основной водозабор для нужд города! А сколько судов покоится в других частях Рыбинского моря и ниже каскада гидросооружений Рыбинской ГЭС, можно только гадать! Содержимое судовых трюмов находится в постоянном контакте в волжскими водами. ВЕРШКИ И КОРЕШКИ С недавних пор указанной проблемой сильно озаботилась природоохранная прокуратура. Настолько сильно, что ответственные организации, на территории Угличского района это, к примеру, Угличский речной порт, на территории Рыбинского — местное речное училище, грузовой порт, Рыбинский судостроительный завод и т. д., теперь завалены грудой требований о срочной организации подъема судов в зоне их ответственности. В противном случае — штрафы и снова штрафы. Следует уточнить, что заниматься подъемом и утилизацией судов — дело недешевое и очень хлопотное. Но прокуратура не дремлет: экология прежде всего! Другое дело что борьба за чистоту волжских вод с недавних пор стала принимать весьма уродливые очертания. Началось несколько лет назад на территории Угличского муниципального округа. Некие люди, воспользовавшись газовой горелкой, срезали на металлолом верхнюю палубу полузатопленного судна. Остатки, понятно, затопили окончательно. Потом такая методика распространилась вниз по Волге. Был Мышкин, Рыбинск, добрались и до Ярославля. Проектно-техническая документация на проведение работ по подобной методике, как это понятно, должным образом не готовится и не проходит необходимых согласований. Как результат, полностью очистить Волгу от того или иного корабельного корпуса не получается, а содержимое трюмов разделываемых в воде судов устремляется вниз по реке. Есть и еще один существенный нюанс. Трюмы судов, подвергнутых атакам газовых горелок, оказываются на дне и теряют свою прочность. И если стоимость подъема целого судна весом, скажем, в 200 тонн составляет всего лишь 40 — 50, ну от силы — при неблагоприятных обстоятельствах — 70 тысяч рублей, то стоимость подъема уже резанного судна (вернее, того, что от него останется) возрастает аж в двадцать раз! То есть придется заплатить миллион и выше! Понятно, что карман, из которого оплачиваются работы, и в том, и в другом случае один — государственный. ЕЩЕ ОДИН ПОДВИГ ГЕРАКЛА Даже при сильной заинтересованности руководителей заниматься подъемом судов за свой счет вряд ли бы стало какое-либо муниципальное образование. Пожалуй, не слишком много средств на эти цели и в региональном бюджете. Но деньги появляются, и немалые — только за прошлый год целевым финансированием область получила на очистку Волги из федерального бюджета несколько десятков миллионов рублей. Несколько слов о механизме выделения и использования данных средств. Все суда, затопленные на территории ФГУП «Канал имени Москвы», эта организация контролирует Волгу вплоть до села Песочного Рыбинского района, являются собственностью соответствующих муниципальных образований: Рыбинского, Мышкинского, Угличского округов и т. д. Государственная структура, как, например, «Рыбинский район гидротехнических сооружений», дает предписания местным властям, где что убрать. На основании формируемого пакета заявок руководство департамента агропромышленного комплекса области направляет в Москву запрос на выделение денег по соответствующей федеральной целевой программе. Понятно, что средства в итоге получают далеко не все направившие заявку. И проблема не только в финансировании. Чтобы убрать судовой лом отработанным способом, областные чиновники требуют многочисленных согласований. К примеру, среди прочих и личную визу министра природы и природных ресурсов, а также решение государственной экологической экспертизы. Такая работа по согласованию занимает многие месяцы. В то же время поднятие (читай: затопление) судов с помощью газовой горелки производится, похоже, без всяких технических согласований и документации. По крайней мере, такой вывод можно сделать по быстроте, с которой совершаются действия по подобной схеме. Руководителей ответственных организаций буквально вынуждают повторять один из двенадцати подвигов Геракла и проводить очистку авгиевых конюшен в кратчайшие сроки. Вынуждают не пряником (читай: федеральными деньгами), а кнутом — кипой предписаний и штрафных квитанций. Поиск таких радетелей за экологию привел нас в природоохранную прокуратуру и, в частности, к природоохранному прокурору Рыбинска Юрию Ефременкову, известному редкой профессиональной активностью и жесткой принципиальной позицией по экологическим вопросам. Флаг в руки, если бы не одно «но», которое заставляет задуматься. Некая фирма, назовем ее «Рога и копыта», после неоднократных заявлений прокуратуры приходит в ответственные организации в качестве палочки-выручалочки, предлагая свои услуги по очистке Волги от ржавого судового лома. Как уже сказано, срезают лишь верхнюю часть палубы и затапливают корпус. В итоге «Рога и копыта» получают подписанный акт выполнения работ, и как следствие — целевое бюджетное финансирование за счет федеральных денег, пришедших в Ярославль. Весь корабельный хлам, по сути, остается в воде, деньги расходуются, а стоимость настоящего подъема окончательно затопленных такими «пиратами» кораблей возрастает в 20 раз! Похоже, не обходится без конкретных интересов чиновников среднего уровня, от которых ой как много зависит в государстве Российском. А здесь сам Бог велел. Сделал дело — и концы в воду. А НАЧАЛЬСТВО НЕ ДРЕМЛЕТ В то же время нельзя сказать, что реальная очистка Волги от затопленных судов с их скандальным содержимым никому не нужна. Деятельное участие в действительном решении этой острой проблемы принимают губернатор Анатолий Лисицын, главы муниципальных округов области: Мышкинского — Иван Герасимов, Брейтовского — Сергей Карабицкий, Угличского — Элеонора Шереметьева. Решение проблемы находится под пристальным контролем депутата Госдумы России Анатолия Грешневикова, для которого защита окружающей среды не пустой звук, чем он весьма отличается от многих псевдоэкологов, зарабатывающих барыши на бюджетных ассигнованиях. Теме очистки Волги от судового хлама был посвящен прошедший в середине июня в Мышкине «круглый стол» с участием представителей Минтранса речного флота РФ, федерального предприятия «Канал имени Москвы», руководителей муниципальных образований области, судоподъемной компании «ЭКОЛ» и т.д. Участники «круглого стола» единогласно решили поддержать почин главы Мышкинского округа Ивана Герасимова и полностью очистить Волгу на территории округа от затопленных судов и судового лома. Увы, даже здесь, в Мышкине, не обходится без казусов, хотя милиция округа прикладывает немалые усилия на пресечение действий «пиратов» с газовыми горелками. Недавно и там появилось некое НЛО, которое расправилось с судном, покоившимся на береговой линии, с помощью газовой горелки. Говорят, что резали корабль целых два месяца. И при этом никто из местных жителей якобы ничего не видел. Мало того что разрезали, эти люди умудрились еще завалить металлоломом целых два гектара прекрасного соснового бора! Фото автора.