Субмарина приплыла в москву

Для всего мира эта новость звучит почти так же невероятно, как самая прикольная шутка времен Советского Союза — «подводная лодка в степях Украины». И тем не менее это факт: в столицу России прибыл необычный и неожиданный гость — подводный морской корабль.

Гордо называя себя портом пяти морей, Белокаменная, насколько известно, до сих пор официально еще не принимала субмарин. Хотя, возможно, в прошлом веке тайно они и бывали на Москве-реке или в Подмосковье. Ведь появились же 17 марта 1940 года в Кремле танки, демонстрировавшие свою мощь и маневренность Иосифу Сталину. Сегодняшняя столичная красавица гостья — большая дизель-электрическая подводная лодка третьего поколения Б-396 (по натовской классификации «Танго»). По заказу москвичей ее переоборудовали под музей специалисты северодвинского завода «Севмаш», находящегося в Архангельской области. Со времен гласности он стал известен всему миру как изготовитель подводных лодок — атомных, титановых, скоростных и глубоководных. А теперь вот, переоборудовав дизельную, сделал из нее музей. Опыт подобного использования субмарин уже есть. Предприимчивые немцы недавно купили дизельную подводную лодку Б-515 (все того же класса «Танго»!), выведенную из боевого состава Северного флота в середине 90-х годов. Списанную субмарину приобрел через «Росвооружение» шеф одной из германо-российских фирм Йохим Вагнер, большой любитель военной техники. Так русский корабль стал плавучим музеем в гамбургском порту. Моряки-североморцы шутят: наш «Сом» (так лодка называется по отечественной классификации) танцует танго в Германии… Впрочем, в «музеизации» подводного флота Россия все-таки Западу не уступает. Так, в центре Владивостока, около морского порта, вот уже два десятка лет стоит на постаменте субмарина, ходившая еще в годы второй мировой войны с караванами судов в США. Ее посещают тысячи жителей Дальнего Востока и его гости. Подобные памятники есть и в других городах страны. А вот в белокаменной столице великой морской державы, каковой является Россия, среди имеющихся более чем 400 музеев нет такого, который бы «весомо и зримо» показывал наш подводный флот. Потому-то и заказало три года назад правительство Москвы у северодвинских судостроителей реконструкцию дизельной подлодки. Выбор пал на Б-396, носившую во времена своей боевой вахты на Северном флоте имя «Новосибирский комсомолец». Построена эта лодка в 1980 году на горьковском заводе «Красное Сормово». Надо сказать, что период с середины 1960-х до начала 1980-х годов считается «золотым веком» советского военного кораблестроения. Отечественный флот успешно решал задачу достижения паритета с военно-морскими силами США, особенно в количественном отношении. Недавно рассекречены данные о том, что с 1955 по 1990 год в СССР была построена 321 подводная лодка различных классов. А с 1990 по 2000 год всего 32… То есть среднегодовое их производство уменьшилось в три раза. Сократилось поэтому и количество наших субмарин, несущих боевую вахту. Большинством россиян сей факт был воспринят с тревогой. А в западных странах его, как это ни странно, тоже встретили… с опаской. Английская «Санди таймс» отмечала, что сокращение общего количества находящихся на вооружении российских подводных лодок маскирует наращивание их мощи. Россияне, отмечала газета, избавляются от всех устаревших кораблей, заменяя их на новые, малошумные. Переоборудованный сейчас под музей «Новосибирский комсомолец» — одна из немногих субмарин своего класса, сохранившаяся до наших дней. Подобных «Сомов» было несколько десятков, они плавали на всех флотах, считаясь «рабочими» подлодками. «Новосибирский комсомолец» и впрямь поработал на славу, после чего в 1989 году был выведен из состава Северного флота. Как говорится, каждому времени — своя песня… Но и у «Новосибирского комсомольца» она еще не закончилась. Стараниями севмашевцев лодка переустроена так, что не стыдно и президенту показать. Он, как известно, уже побывал на одной из субмарин Северного флота, прошел обряд посвящения в подводники — попил забортной воды. Хотя окончательный марафет будет наведен на лодке-музее по прибытии в Москву, сделанное севмашевцами тоже впечатляет. Все свои усилия они подчинили одному — показать максимально полно и достоверно боевую подлодку Российского флота. Потому-то все приборы здесь всамделишные, а не камуфляжные. Расширены проходы, чтобы лодку смогли посетить все — не только худенькие подростки, но и отличающиеся тучностью иностранные туристы. Боевые помещения и многие жилые оборудованы прозрачными перегородками — опять-таки для того, чтобы экскурсанты могли все увидеть. Попасть на борт субмарины посетители смогут не через люки, как это делают экипажи подлодок во всем мире, а через специально сделанные двери на носу и корме. Документ, подписанный 15 апреля нынешнего года мэром столицы Юрием Лужковым, так определяет сегодняшнюю функцию корабля-музея — организация культурного досуга жителей Москвы и ее гостей, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. В конце августа будущий московский музей отправился к месту своей вечной стоянки. Маршрут сложный: Северодвинск — Беломорск — Вытегра — озеро Белое — Череповец — Рыбинское море — Углич — Дубна — Москва. Поначалу предполагалось, что субмарину поведут в Москву в середине лета. Но жаркий июль привел к обмелению водных путей. Лишь когда нынешний август-водолей напоил досыта реки и каналы, обновленная Б-396 отправилась по ним в Москву. Два буксира (один спереди подлодки, другой сзади) вели ее со скоростью 6 — 7 километров в час. Пешеход, не особо торопясь, проходит за это время 4 — 5 километров. Но такая неспешность перемещения субмарины объяснима и оправдана. Осадка у нее в надводном положении — 2,5 метра. А на некоторых участках маршрута глубина чуть больше этой цифры. Мели, как утверждают морские и речные волки, встречаются не только в незабвенно-неунывающем фильме «Волга-Волга»… В дни, когда Б-396 буксировали из Северодвинска в Москву, при аналогичной операции затонула подводная лодка в Баренцевом море. Из десяти человек, находившихся на ее борту, спасти удалось одного. Не могло ли случиться подобное ЧП при транспортировке подлодки-музея? Спрашиваю об этом у Александра Искры, принимавшего на «Севмаше» реконструированную субмарину. Нынешняя его должность — генеральный директор государственного учреждения культуры Москвы «Подводная лодка-музей». Александр Иванович уверен: «Наша лодка в отличие от буксировавшейся в Баренцевом море полностью загерметизирована. На ней нет ни одного человека».… Пройдя озера и каналы Севера, подлодка вышла на просторы Рыбинского моря и Волги. Ирония истории: субмарина была рядом с теми местами, где родился изобретатель-самоучка Степан Барановский. Уроженец Мышкинского уезда Ярославской губернии, он одним из первых в России построил подводную лодку. Побывав на подлодке из замечательного семейства «Сомов», наверное, лучше поймешь, что происходит с Российским флотом. Его часто критиковали, особенно когда погибли «Комсомолец», «Курск». При этом как-то забывают, что подводный флот, как и армия в целом, лишь отражение происходящего в стране. Но отражение мощное, сконцентрированное порой в одной точке океана. А он в отличие от суши не прощает малейшей ошибки, непрофессионализма, желания сделать что-то по принципу «авось пронесет». Да и роль рокового стечения обстоятельств нельзя исключать. Справедливости ради надо сказать, что морские трагедии происходят не только на Российском флоте. Когда погиб «Трешер», не смогли найти ни малейшего кусочка этого суперпрочного флагмана американского подводного флота. По одной из версий, упав на большую глубину, он на десятки метров вошел в грунт.… Человечеству, живущему на суше, трудно даются шаги по освоению морских и океанских просторов. Не менее сложная задача — охрана водных рубежей нашей Родины. Чтобы понять, каким трудом и потом все это достигается, надо непременно посетить новый музей. По предварительным данным, он расположится в центре Москвы, в районе набережной Тараса Шевченко. После комплекса подготовительных работ, проводимых на месте вечной стоянки лодки-музея, она примет первых экскурсантов в конце нынешнего — начале будущего года.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям