Кто городу жить и расти помогает

Город — постоянно развивающийся организм, в котором непрерывно происходят какие-то изменения: одни здания строятся, другие ветшают, одни предприятия открываются, другие закрываются. То же можно сказать и о дорогах, и о транспортных маршрутах. И только непосвященному человеку кажется, что все эти перемены происходят сами по себе. На самом деле город развивается по четкому плану. Задавшись целью узнать, кто работает над этими планами, кто следит за их исполнением, мы пришли в департамент социально-экономического развития города мэрии Ярославля. Вопросы, связанные с развитием, сегодня актуальны еще и потому, что несколько лет осталось до грандиозного юбилея — 1000-летия Ярославля, и каждый из нас, наверное, заинтересован в том, чтобы город стал еще краше, комфортнее для проживания и отдыха.

Именно специалисты департа- мента социально-экономическо- го развития города держат руку на пульсе, и при их непосредственном участии определяется стратегия развития нашего города. 30 октября в департаменте социально-экономического развития города мэрии Ярославля состоялся «круглый стол», в котором приняли участие заместитель мэра города по экономике Вячеслав Николаевич Сидоров, директор департамента социально-экономического развития города Александр Витальевич Нечаев, начальник управления экономики и планирования социально-экономического развития Любовь Михайловна Бабошкина и заместитель начальника управления Владилен Георгиевич Николаев. На заседании «круглого стола», где как раз и обсуждались вопросы стратегического развития Ярославля, присутствовал наш корреспондент. Корр.: — Чем конкретно занимаются экономические службы мэрии города, какие цели и задачи перед ними стоят? А. НЕЧАЕВ: — Мы постоянно проводим мониторинг показателей прогноза социально-экономического развития города и анализ его экономического положения, разрабатываем меры бюджетного и налогового стимулирования, планируем социально-экономическое развитие города на долгосрочную и среднесрочную перспективу, проводим анализ экономических условий деятельности малого и среднего бизнеса на территории города Ярославля. Достаточно перечислить несколько документов, подготовленных нашими сотрудниками, чтобы получить представление о нашей деятельности. Это «Основные направления бюджетной и налоговой политики города», «Прогноз базовых показателей социально-экономического развития города на 2004 год», «Прогноз сводного финансового баланса города», «Перспективный финансовый план города на 2004 — 2006 годы», «Стратегия развития города до 2010 года», «План мероприятий по социально-экономическому развитию города на 2001 — 2004 годы», «О порядке утверждения плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий города Ярославля». Л. БАБОШКИНА: — Кроме аналитических и прогнозных функций на департамент возложены функции организатора муниципальных закупок, организации и юридического сопровождения программы обновления городского пассажирского транспорта. Только на закупки и капитальный ремонт подвижного состава для общественного транспорта с 1998 года при активном участии нашего управления потрачено около 500 млн. рублей, приобретено или капитально отремонтировано 447 единиц транспорта. В. СИДОРОВ: — Я хочу добавить, что руководство города активно привлекает сотрудников департамента к реализации проектов, которые являются скорее социальными, чем экономическими. Например, организация конкурса «Человек труда — сила, надежда и доблесть Ярославля». Конкурс получил положительную оценку не только у его участников, но и у многих общественных организаций города. В конкурсе приняли участие 593 предприятия и организации города. Победителями первого этапа признаны 1836 человек. Большой положительный резонанс вызвало в городе и открытие зала трудовой славы в музее города. Мэрия города совместно с руководством профсоюзов приняла решение о проведении аналогичного конкурса в 2004 году. Также наша служба занималась внедрением пластиковых карт в муниципальную экономику города. На первом этапе этого проекта, реализуемого в подобных масштабах практически впервые в России, мы осуществляем перевод бюджетной сферы города на получение заработной платы с помощью пластиковых карт «Золотая корона», а также реализуем механизм оплаты коммунальных услуг через банкоматы «Ярсоцбанка» и ярославского филиала банка «Югра». Корр.: — Какие цели и задачи развития города определены в «Стратегии развития города до 2010 года»? В. НИКОЛАЕВ: — В документе «Стратегии развития города Ярославля до 2010 года» определены главные направления нашей работы, цели и задачи на ближайшие годы. На основе анализа и прогноза социально-экономической ситуации обозначены основные направления работы органов исполнительной власти по укреплению производственно-экономической, финансовой, социальной сфер, городского хозяйства. Наряду с традиционным промышленным развитием города в «Стратегии» предусмотрено усиление Ярославля как транзитного транспортного узла, центра научной и инновационной деятельности, а также как культурно-исторического центра России с современной туристической инфраструктурой. Время показало, что мы не ошиблись в выборе направлений. За 9 месяцев текущего года объем производства в городе возрос по сравнению с прошлым годом на 15,6 процента, а по сравнению с 1999 годом объем выпуска промышленной продукции увеличился в 3 раза, успешно развивается транспортный комплекс, стабильно растет число туристов, посещающих Ярославль. А. НЕЧАЕВ: — В городе возрастает инвестиционная активность, модернизируется производство на ведущих наших предприятиях, чему в немалой степени способствует система инвестиционной поддержки, разработанная и внедренная сотрудниками управления развития инвестиционной деятельности. За четыре года при поддержке мэрии и муниципалитета в Ярославле реализовано или находятся в стадии реализации 42 инвестиционных проекта, к которым непосредственное отношение имеют 34 предприятия. Общая стоимость этих инвестиционных проектов около 10 млрд. рублей. В городской бюджет предприятиями — участниками нашей инвестиционной программы перечислено 1,15 млрд. рублей налогов, бюджетная эффективность составила 387,2 млн. рублей. Рост объема реализуемой продукции по предприятиям, включенным в перечень инвестиционных проектов города, за 6 месяцев 2003 года по сравнению с аналогичным показателем прошлого года увеличился на 934,4 млн. рублей. На данных предприятиях было создано 715 новых рабочих мест. Корр.: — А кто и как принимает решения о развитии производства товаров и услуг? Л. БАБОШКИНА: — Если речь идет об организации новых производственных процессов, создании новых производств, то здесь принимает решение межведомственная комиссия по развитию производительных сил, работу которой организует наше управление. За последние четыре года проведено 89 заседаний комиссии, подготовлены и рассмотрены материалы по 426 юридическим лицам и индивидуальным частным предпринимателям, по большинству из них приняты положительные решения. Корр.: — Можно ли назвать наш город инвестиционно привлекательным? А. НЕЧАЕВ: — Однозначно да. Активно вкладываются корпоративные и заемные средства в развитие таких ведущих предприятий города, как «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», «Автодизель», Ярославский шинный завод, «Лакокраска», «Русские краски». Активную позицию по наращиванию объемов производства за счет прямых инвестиций занимает руководство акционерного общества «Ярпиво». Практически полностью на деньги внешних инвесторов построена «Арена-2000 — Локомотив», произведена реконструкция Московского вокзала и Ярославля-Главного. Высокий инвестиционный уровень города подтвердил и Европейский банк реконструкции и развития, предоставивший кредит муниципальному предприятию «Ярославльводоканал» на модернизацию системы водоснабжения города Ярославля. Корр.: — От экономических служб города зависит пополнение доходной части городского бюджета? Л. БАБОШКИНА: — Да, это одно из основных направлений работы управления наряду с составлением прогнозов социально-экономического развития города на ближайший год и среднесрочную перспективу. Активную работу сотрудники экономических служб проводят по погашению просроченной задолженности городских организаций, организуют работу комиссии по ликвидации неплатежей и реструктуризации задолженности юридических лиц перед городским бюджетом. Итогом явилось то, что за три с половиной года задолженность предприятий и организаций по основным налоговым платежам снизилась на 429 миллионов рублей. Достигнуто это, в частности: — заключением договоров реструктуризации задолженности в городской бюджет со 156 организациями на общую сумму 1,3 млрд. рублей; — систематической работой комиссии по ликвидации неплатежей, что позволило дополнительно привлечь в доход городского бюджета просроченной задолженности, в том числе в счет досрочного исполнения графиков реструктуризации 2004 — 2007 годов, на сумму около 700 млн. рублей (ФГУП «СЖД», МП «Ярославльводоканал», ОАО «Автодизель», ОАО «Ярэнерго»); — списанием пеней и штрафов по 12 реструктуризированным организациям, выполняющим государственный оборонный заказ на сумму 200 млн. рублей. С целью экономии бюджетных средств департамент социально-экономического развития города совершенствует систему муниципальных закупок в структурных подразделениях мэрии на конкурсной основе. В 2002 году в подразделениях мэрии проведено 33 конкурса по закупке подвижного состава, компьютеров, лекарственных средств, медицинского оборудования, работ по капитальному ремонту жилищного фонда и других на общую сумму порядка 180 млн. рублей. Эта работа продолжалась в 2003 году. По состоянию на 1 сентября проведено 30 конкурсов на право заключения муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ и услуг. Наиболее крупными были конкурсы на закупку медицинского оборудования для учреждений здравоохранения города на сумму 40 млн. руб., компьютерных классов для более чем сорока школ на сумму 9,5 млн. руб., лизинг пассажирского автотранспорта для муниципальных нужд на сумму 137,5 млн. руб. Например, при закупке компьютерных классов цену удалось снизить на 2,5 млн. руб. Корр.: — В начале нашего разговора вы сказали, что уже в течение года управление экономики проводит анализ экономической деятельности муниципальных предприятий города и организации планирования их работы. Насколько успешно идет эта работа? Л. БАБОШКИНА: — В Ярославле осуществляют свою деятельность 88 муниципальных унитарных предприятий двенадцати отраслевых групп. Среди них предприятия жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, строительства, муниципальные продовольственные и промтоварные магазины, аптеки, рынки, предприятия культуры и связи. Основной задачей деятельности муниципальных унитарных предприятий является качественное предоставление работ и услуг для жителей, выполнение в полном объеме работ по городскому заказу. Работа муниципальных унитарных предприятий должна быть прибыльной, что необходимо для обеспечения их нормальной деятельности и успешного развития, а также обеспечения социальных гарантий для работников этих предприятий. Кроме того, стабильная работа муниципальных унитарных предприятий способствует увеличению налоговых платежей в бюджеты всех уровней, в том числе в городской бюджет. В настоящий момент некоторые муниципальные предприятия кроме обязательных налоговых платежей производят отчисления в размере 10 процентов от чистой прибыли в городской бюджет. В конце мая 2003 года вышло постановление мэра Ярославля «О порядке утверждения плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий Ярославля». Оно предусматривает повышение эффективности управления муниципальным имуществом, усиление контроля над деятельностью муниципальных унитарных предприятий, повышение ответственности руководителей за результаты финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий, а также совершенствование деятельности муниципального сектора экономики. Данный документ был разработан в соответствии с федеральным законом от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Следующим этапом, позволяющим совершенствовать деятельность муниципальных унитарных предприятий, является составление отчетов руководителями муниципальных предприятий, в которых должен проводиться анализ отклонений фактически полученных результатов финансово-хозяйственной деятельности от запланированных. Руководители предприятий, деятельность которых признана неудовлетворительной, будут заслушиваться на городской балансовой комиссии. На основании анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности будут вырабатываться предложения и приниматься решения о повышении эффективности производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности муниципальных унитарных предприятий, а также разрабатываться предложения по эффективному использованию прибыли, основных и оборотных средств. Все эти меры позволят регулировать работу муниципальных унитарных предприятий, вести контроль за их деятельностью, способствовать укреплению и приумножению муниципальной собственности. Корр.: — В планах департамента на будущий год есть что-нибудь принципиально новое? А. НЕЧАЕВ: — Есть. Департамент социально-экономического развития города планирует внедрение прогрессивных методов организации производства в городе, например, субконтрактацию, когда к выпуску продукции на крупных заводах, особенно машиностроительного комплекса, привлекаются специализированные малые предприятия. В работе реализация городской программы занятости, разработка механизма поддержки деятельности промышленных предприятий и малого бизнеса на территории города. Корр.: — Известно, что уже существует план мероприятий по подготовке 1000-летия основания Ярославля. Будут ли учитываться при подготовке юбилея города предложения и пожелания простых ярославцев? Кто и как будет реализовывать намеченное? В. СИДОРОВ: — В настоящее время мэрией города совместно с администрацией Ярославской области заканчивается разработка плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 1000-летия основания города Ярославля с указанием перечня объектов, подлежащих строительству и реконструкции, а также объема и источников финансирования. После согласования плана с администрацией Ярославской области он будет представлен на утверждение правительству Российской Федерации. В основном этот план касается долгосрочных мероприятий по развитию города, связанных с федеральными целевыми программами и предполагаемыми серьезными финансовыми инвестициями из бюджета России. Здесь в первую очередь мы имеем в виду ликвидацию ветхого и аварийного жилья в городе, завершение строительства второго автомобильного моста через Волгу, восстановление памятников архитектуры, решение экологических проблем Верхневолжского региона, проведение берегоукрепительных работ в черте Ярославля. Большие планы намечаются по использованию научного, образовательного и культурного потенциала Ярославля, повышение его роли на российском и международном уровне. В этой работе мы надеемся на тесное сотрудничество с деловыми кругами города, представителями малого и среднего бизнеса, с религиозными конфессиями, партиями и общественными организациями. Много нам надо сделать и по наведению в городе общественного порядка и чистоты на улицах и в микрорайонах. Можно сказать, что любое предложение будет внимательно рассмотрено, а любое конкретное дело на благо Ярославля всесторонне поддерживаться.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page