Комедии гайдая снимают спазмы

Нина Гребешкова — актриса, жена известного кинорежиссера Леонида Гайдая, снялась в 60 кинолентах, в девяти фильмах своего мужа. Леонид Гайдай создал 18 кинокартин. Среди них кинокомедии, ставшие классикой жанра, такие, как «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», и многие другие.

На кинофестиваль в Ярославль Нина Павловна приехала со своей внучкой — студенткой экономического факультета МГИМО. Нина Павловна рассказала, что дочь и родственники очень заботятся о ней и стараются не отпускать ее в поездки одну. Разговаривали мы с Ниной Павловной наедине, в уютном холле гостиницы «Которосль», где много света и цветов. В этом отеле поселилась Нина Павловна в числе других знаменитостей — участников кинофестиваля «Улыбнись, Россия!» — Нина Павловна, я слышала, ваши родители родом из наших краев? — Моя мама из северных краев, из деревни Каменка, на границе Ярославской и Ивановской областей. Кстати, и актер Михаил Пуговкин тоже ярославский. Он любит повторять: «Нас, ярославских, голыми руками не возьмешь!» Я бывала на родине матери, вспоминаю высокий-высокий северный дом, внизу подклеть. Три горницы наверху, для каждой сестры по горнице. У мамы в ее горнице стояли круглые жестяные коробки, мне казалось тогда, что они необыкновенной красоты. А в коробках хранились керенки. Мамин отец, Иван Иванович, ходил на заработки, как было принято в северных районах. Дед был мастером- краснодеревщиком. Часть денег предназначалась дочерям на приданое. Мама моя говорила: «Ниночка, всех денег не заработаешь». Родители учили — жить надо скромно, чтобы не было алчности, стяжательства. Я знаю, что у меня руки от деда. Я люблю строгать, вырезать, шить. Однажды я восхитилась цыганкой: как она танцует! Та ответила: «Это природа». У нее на ступне была родинка, это как бы знак таланта. А у меня на руке родинка. Цыганка тогда сказала: «Вы неправильно выбрали профессию, вы должны быть ваятелем». — А как вы стали актрисой? — Актрисой я стала совершенно случайно. Впрочем, мне это предрекли в детстве. Училась я в женской гимназии и общалась в основном с девочками. Однажды пришла на день рождения к подруге. Дома был ее папа лет сорока, и нам он казался совершенным стариком, мы не обращали на него внимания. А папа был поэт Владимир Луговской. Он спрашивал у подруг своей дочери, кем бы они хотели стать. Я сказала, что хочу стать учительницей младших классов, сеять разумное, доброе, вечное. Луговской заметил, что есть люди другой профессии, которые тоже сеют разумное, доброе, вечное. Это актеры. Видимо, он, наблюдая за подругами дочери, что-то увидел во мне артистическое. Получилось все так, как предрекал Луговской. После окончания школы я пошла поступать во ВГИК. Конкурс огромный — на 12 мест 1000 человек. И документы-то с трудом взяли. К экзамену специально не готовилась, читала то, что знала по школьной программе — «Мцыри». Наверное, было забавно, как маленькая беленькая девочка изображает борьбу. А на экзамене сидели такие величины, как Сергей Герасимов, Тамара Макарова… С первого же раза я поступила. И думала: раз взяли — значит, научат. И уже закончив институт поняла, что актерству нельзя научить. Либо есть у человека дар лицедейства, либо нет. Это как голос, как слух, как рост, как голубые глаза. Можно отшлифовать что-то, культивировать в себе, а научить нельзя. — Нина Павловна, а как вы познакомились с Леонидом Гайдаем? — Мы учились на одном курсе. Леонид Гайдай пришел на институтскую скамью с фронта. Он был ранен, подорвался на мине. На фронте Леонид вступил в партию, но не по карьерным соображениям, а по патриотическим, нравственным. Служил в разведке. На режиссерском факультете было много фронтовиков. Учились они на нас, студентах-актерах, режиссуре, мы играли в их первых набросках. Студенты-фронтовики относились к нам, молодым-зеленым, очень доброжелательно, с нежностью, опекали нас. Многие из них были ранены, и у них было иное отношение к жизни. Фронтовики нас разыгрывали, подшучивали над нами. Леонид Иович был старше меня на восемь лет. Он всегда был весел, но не был балагуром, всегда доброжелателен, снисходителен даже всепрощенчески. Цифра три в его жизни как мистический судьбоносный знак. В 1923 году он родился, в 1943 году ранен, в 1953 году мы поженились, умер он в 1993 году. — Вы играли во многих фильмах Леонида Гайдая. Как он относился к вам, как к актрисе? — Он видел меня не такой, какая я есть на самом деле. Первую роль он мне дал в «Отце Горио», когда мы еще учились в институте. Сыграть тридцатилетнюю женщину-вамп девчонке? Но что-то он во мне увидел. У Леонида Иовича было 18 картин, а я снялась в 60 фильмах. Но самыми популярными, на поверхности остались картины Леонида. Однажды он сказал мне: «Я перед тобой виноват, я не сделал для тебя ни одной картины, зато ты у меня везде разная». Моя любимая роль в фильме Леонида Гайдая «Не может быть». Моим партнером в этой картине был Михаил Пуговкин. Мне казалось, Леонид преувеличивает мои способности, возможности, не в творчестве, а в жизни. Что-то я сделаю руками, он восхищался: «Надо же, неужели ты сделала это сама?» Приятно это вспоминать. — А какая атмосфера царила на съемочной площадке, когда снимались эти удивительно смешные картины, да еще с такими чудесными актерами, наверняка было немало казусов? — Да нет, атмосфера царила рабочая, никто не хохотал. Когда смеялись, Леонид обижался и говорил: «Ребята, это все серьезно. Не вы должны смеяться, а зритель, а тут надо делать точно». Он был трудоголик. С утра до ночи он только и думал, как все выстроить, ритмически построить. — Откуда брались эти фразы в гайдаевских кинокомедиях, ставшие крылатыми? — Придумывались, брались из самой жизни. Сценаристы как-то работали у нас в доме, в кабинете Леонида Иовича. Час сидят, второй, тишина, думаю, наверное, поругались. Я сбегала на рынок, готовлю обед. Зовет меня один из сценаристов и спрашивает: «Нина, у вас бывает такое: вы приходите в дом и точно знаете, что вы никогда в нем не были, но у вас такое ощущение, что вы когда-то здесь уже были». А у меня на кухне жарится уже, сейчас сгорит, и я ему быстро говорю, на ходу: «Нет, Яш, я всегда знаю, с кем я, где я и когда». И они чуть-чуть эту фразу подправили и взяли в картину. В картине «Иван Васильевич меняет профессию» у одной героини есть такая реплика: «Я ему говорю серьезные вещи, а он не реагирует, ну так и хочется устроить скандал!» Фраза из моего лексикона. Так я говорила Леониду Иоевичу, когда речь шла о какой-то крупной покупке или о приобретении путевки в санаторий. А он в своих мыслях и не реагирует. А если я раскипячусь, он вздохнет только: «Нинок, я не хочу тебя видеть такой». Человек высокой культуры, он никогда не допускал ссор. — В фильмах Гайдая играли такие знаменитые актеры, как Никулин, Вицин, Моргунов. Наверняка по ходу импровизировали? — Да, актеры всегда импровизируют и всегда что-то дополняют. Георгий Михайлович Вицин — это вообще сказка. Помните в «Кавказской пленнице», когда Вицин стоял насмерть. Ни один режиссер не сможет показать, как это сделать. Но как гениально это делает Вицин! Юрий Никулин очень умный, значительный человек в жизни, сыграл в фильме Балбеса, и сыграл блестяще. — 10 лет прошло с тех пор, как ушел из жизни Леонид Гайдай, но по-прежнему по телевидению идут его фильмы и по-прежнему собирают огромную зрительскую аудиторию. Нина Павловна, в чем секрет гайдаевских комедий? — Фильмы Гайдая жизнеутверждающие, светлые. Когда я их смотрю, возникает ощущение, будто муж уехал в экспедицию, на съемки и вот-вот должен вернуться. Вспоминается случай в Пятигорске, где мы снимали фильм «Двенадцать стульев». Однажды в гостинице раздался стук в дверь. Открываю дверь, вижу человека восточной наружности. Он представляется — главврач санатория Аракелян. И объясняет цель своего визита — я к коллеге. Я ему говорю: «Вы, наверное, ошиблись, здесь живет режиссер». А он продолжает объяснять: «В санатории мы лечим болезни желудочно-кишечного тракта. Когда ко мне приезжают больные, первое, что я делаю, — показываю фильмы Леонида Гайдая. Смех снимает спазмы, и половина пациентов отпадает. Они просто здесь отдыхают, пьют водичку». Леонид Гайдай знал, конечно, что после просмотра кинокомедий человеку полегче на душе, но и не предполагал, что они имеют потрясающий лечебный эффект. Так Гайдай еще и врачом оказался. В фильмах Леонид Иович продумывал каждую фразу, рассчитывая на определенные социальные слои зрителей. Вот, к примеру, изречение, ставшее крылатым: чтоб ты жил на одну зарплату! Это для рабочего класса. Вторая реплика — для интеллигенции, третья — для детей. И он так все выстраивал, что смех по залу кинотеатра распространялся как бы волнами и не утихал. У него было абсолютное чувство юмора. Киноведы говорят: мы до сих пор не можем разгадать загадку комедий Гайдая. — Фильмы Гайдая подвергались цензуре? — Случалось, что из фильмов вырезали самое социально-острое. Первая его картина «Жених с того света» потрясающе смешная. В ней высмеивается бюрократия. Фраза «без бумажки ты букашка, а с бумажкой — человек» с этого фильма стала крылатой. Бюрократ, которого играл Ростислав Плятт, сам в конце концов становится жертвой бюрократии. Смешно то, что парадоксально, особенно в эксцентрической комедии. Гайдай был мастером именно этого жанра, равных ему в нем не было. Леонид талантливо высмеял бумажную волокиту. А в результате из полнометражного фильма вырезали все самое острое. Но я считаю, что самое серьезное — это самоцензура. Может быть, я старорежимна, но есть святые вещи, которые нельзя трогать. Есть десять заповедей, они существуют испокон веков. Когда ушел из жизни Леонид, одна моя подруга — актриса — прислала мне молитвы, чтобы мне было полегче, и десять заповедей. Я прочла и поняла, что по существу я прожила жизнь по этим заповедям. — А как вам удавалось поддерживать семейный очаг при такой суматошной кочевой актерской жизни? — Мне очень помогала моя мама. Мы хорошо жили, хотя и трудно. Леонид был не требователен в быту, ему было все равно, во что он одет. Я покупала ему костюмы. Примеряла без него, чтобы рукава закрывали мои ладони, значит, ему будет впору. Приносила домой, говорю: примерь. Он в ответ: «Нинок, потом». Меня заботило, чтобы он выглядел хорошо, чтобы ему было удобно, комфортно. Леонид не обращал вимания, кто во что одет, для него это не имело значения. Однажды Клара Лучко сказала: «Леонид, ты такой знаменитый режиссер, а у тебя жена в такой задрипанной шубе». Только после этого замечания он пришел домой и говорит: «Надень шубу». Осмотрел со всех сторон. До этого он не замечал, в какой я шубе хожу. Он всецело был поглощен творчеством. — А ваша дочь пошла по вашим стопам? — Нет, она закончила МГИМО, экономический факультет. Некоторое время с семьей жила за границей, в Восточной Азии — в Малайзии, Индонезии, Камбодже… Леонид как-то спросил Оксану, почему она не стала актрисой. Она ответила: «Это не каждому под силу». Она видела, как тяжела жизнь режисcера и артиста. Внучка тоже учится в МГИМО на экономическом. Серьезная девушка, учится на повышенную стипендию. — Вы счастливы? — Очень важно, когда ты востребована, когда чувствуешь, что тебя помнят. После того как Леонид ушел из жизни, я снялась в десяти картинах. Хоть небольшой, но заработок, пенсия-то невелика. Я чувствую себя счастливой. У меня был такой замечательный муж, ради которого стоило жить. Разве это не счастье? Сейчас обо мне заботятся дочь, внучка. Разве это не счастье? Иногда думаю, за что мне Бог послал такого мужа, таких детей, любимую работу? В той мере, в какой я могу сейчас, я делаю, и я еще нужна, езжу на творческие встречи с актерами. Необходимо сказать об актерах доброе слово. В городе Свободном под Благовещенском, где родился Леонид Гайдай, прошел чудесный творческий вечер. Приехали артисты, которые снимались в фильмах Гайдая, — Светлана Крючкова, Валентина Теличкина… Да, что-то не сделала, что-то не сыграла. Творческий человек не может быть всегда собой полностью доволен. Но все же остается главное — это ощущение счастья. — Нина Павловна, вы довольны тем, как сохраняется творческое наследие вашего мужа? — Помнят Леонила Гайдая зрители, актеры — его друзья Владимир Этуш, Леонид Куравлев… Но грустно от того, что многие актеры ушли из жизни. Смотришь «Бриллиантовую руку», нет уже с нами Андрея Миронова, Юрия Никулина, Георгия Вицина. Остались только женщины — Светлана Светличная, Нонна Мордюкова и я. Фильмы Гайдая идут по телевидению. Само собой так сложилось. Это рейтинг канала, его популярность. Может быть, Леня оттуда подает сигналы, чтобы его помнили, не забыли, чтобы люди порадовались, посмотрев его картины. Людям необходимо расслабиться, как говорил тот главврач из санатория, чтобы спазмы ушли.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям