Где плакал штоколов, или секреты джона мостославского

Без малого десять лет назад, 27 ноября 1993 года, в Ярославле открылся первый в России частный музей «Музыка и время». Сейчас музей Джона Мостославского стал одной из достопримечательностей Ярославля, известностью не только общероссийского, но и международного масштаба.

Сколько посетителей побывало за эти годы в музее, никто не считал, хотя для интереса стоило бы. Пусто там никогда не бывает, а заявки на групповые экскурсии расписаны на несколько недель вперед. В ближайших планах Мостославского — восстановить соседнее здание бывшей усадьбы купца Вахромеева XVIII века и открыть там выставочный зал, где смогут выставляться другие частные коллекционеры. И там же открыть камерный концертный зал, в котором будет звучать орган. Второй орган в нашей области. Как все это удается Мостославскому, до сих пор для многих загадка. После открытия музея сначала ходили легенды о том, что Мостославский — подпольный миллионер. Потом, когда стало ясно, что музей существует на средства от недорогих входных билетов и концертные гонорары Мостославского, стали предрекать этому начинанию скорый крах. Когда же по прошествии еще нескольких лет Мостославский восстановил еще один небольшой домик по соседству — флигель каретного ряда — и открыл там новую экспозицию, а потом ударными темпами принялся за реставрацию полуразвалившегося здания самой бывшей усадьбы Вахромеева, того самого дома, который до этого около десяти лет пугал неприглядным видом прогуливавшихся по набережной туристов и ярославцев и который, переходя из рук в руки, так и не обрел заботливого хозяина, тогда стали ходить легенды о том, что Мостославский пользуется своими необычными способностями. Выходит на трассу, гипнотизирует водителей грузовиков со стройматериалами, и те как миленькие весь груз везут к Мостославскому. Вообще-то, побывав на концертах Джона Григорьевича, где он выступает в жанре психологической иллюзии, до такого додуматься можно. Но стоит поговорить с Джоном Мостославским, и секрет оказывается более простым, хотя и не менее удивительным. СТО ДРУЗЕЙ — Примерно год назад приезжали немцы из Касселя, которые настраивали орган в нашей областной филармонии. Я им показал свой музей, показал, что и как делаю, и поделился мечтой когда-нибудь поставить в отреставрированном доме небольшой камерный орган. И немцы сказали: «Джон, мы тебе подарим орган». А через несколько месяцев звонок из Германии: «Приезжай за органом». Конечно, обрадовался. Но вот проблема — как его привезти. Пошел в одну транспортную фирму, в другую, в третью — везде за доставку просят от двух до трех тысяч долларов. Пошел дальше и дошел до предприятия «Межавтотранс». Его директор Руслан Бестаев сказал: «Джон, я бывал в твоем музее, а потому привезу орган бесплатно, у меня машина скоро идет в Германию». И привез через пару недель. Вывод: мир не без добрых людей. И еще: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Вот секрет, почему я могу не только содержать музей, но и открывать новые экспозиции, и строить, и восстанавливать. Мне помогали и помогают железнодорожные войска, ЖБК-1 и ЖБК-2, Норский кирпичный завод, «Сантехмонтаж», да и вообще практически нет в Ярославле крупного промышленника, к которому бы я обратился с просьбой и он бы мне отказал. О БОЛЬШИХ ЛЮДЯХ И МАЛЕНЬКИХ ЧИНОВНИКАХ — Конечно, без поддержки администрации области и мэрии Ярославля у меня ничего бы не получилось. Проблем много, но они решаются. Для мэра, для губернатора я не родственник, не друг, но они понимают, что я делаю хорошее дело. Дважды звонил губернатору со своими проблемами. И он меня выслушал и помог. Я обращался к мэру Ярославля и не помню случая, чтобы он или его заместители не решили важные вопросы жизнедеятельности музея. А вот до некоторых чиновников порой достучаться не могу, месяцами приходится пороги обивать. Есть и такие, которые просто наслаждаются возможностью подергать человека за ту маленькую веревочку, которая у них есть. От одной дамы из департамента культуры, отвечающей за реставрацию памятников — она должна бы по долгу службы если не помогать мне, то хотя бы не мешать, — и вовсе идут в грубой форме угрозы: не высовывайся, а то мы тебя на место поставим. Видимо, это не только недопонимание, а зависть, выливающаяся в чиновничьи капризы. МУЗЕЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ — Многие говорят, что у меня в музее отдыхают душой. Не было такой экскурсии, во время которой не прокрутили бы шарманку, не включили граммофон, не дали послушать музыкальные часы. Мы сегодня живем и хотим есть, пить, гулять, заниматься сексом и… слушать музыку и ходить в музеи. В моем музее можно послушать Патти, Карузо, Шаляпина, Вертинского, Утесова, Шульженко, Изабеллу Юрьеву, Вадима Козина. В фонотеке 15 тысяч пластинок. Недавно главный режиссер «Кинотавра» Оскар Волин приезжал: «Нигде не могу найти записи певицы Плевицкой, у тебя случайно нет?» Случайно у Джона есть. Приехал ко мне Штоколов: «Большая мечта — послушать оперного классика Патти». Я поставил ему прижизненную запись великого певца, у Штоколова даже слезы на глазах навернулись. У меня есть речи Ленина, Сталина, Молотова. Как частица истории, все это имеет право на существование, это интересно. У меня все можно пощупать, потрогать руками. Да, восстановить граммофон, шарманку стоит больших денег. Но утрата интереса к истории, к культуре стоит еще большего. Я каждый день думаю, что бы такое еще устроить, чтобы людям было у меня интересно. В моем будущем органном зале будет звучать не только орган, будут инструментальные, вокальные и художественные выступления. И, как у меня сегодня очередь в музей, так у меня будет очередь в концертный зал. Потому что я знаю, как это сделать, и делаю с душой. Не понимаю, почему во многих государственных музеях нельзя фотографировать, снимать на видео, за это деньги надо платить. В моем музее те, кто снимает на фото и на видео, наоборот, получают в подарок сувенир. Это же бесплатная реклама, которая идет по всему миру. О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЛИДАРНОСТИ — Своей заслугой считаю то, что мой пример вдохновил других. После первого частного музея «Музыка и время» частные музеи стали появляться в других городах России, и у нас в области несколько появилось — музей утюгов в Переславле, гаданий и суеверий в Угличе. Это радует. Это работает на имидж области. И департамент культуры должен этим музеям помогать, чтобы не стыдно было туда привести туристов. Нужна помощь не столько материальная — денег на культуру всегда не хватает, сколько моральная. Помочь советом, отстоять те небольшие льготы, которыми должны пользоваться музеи, помочь найти спонсоров — это все в силах департамента культуры. Иногда можно услышать, что сотрудники государственных музеев меня недолюбливают. Настоящие профессионалы ко мне относились и относятся очень благосклонно. Когда я начинал, Елена Анкудинова, заведующая отделом Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника, приняла самое активное участие в формировании экспозиции моего музея. Ведущий специалист того же музея Наталья Коровская отстроила звонофон, который до сих пор звучит. Главный хранитель музея-заповедника Марина Фесенко не только выстроила мне экспозицию фарфора, она ее описала, установила всех авторов. И все это совершенно бескорыстно. О НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ — Есть украинская поговорка: «Все до сэбэ, ж… а дна нэ мае», то есть жадный человек чем богаче, тем жаднее становится. Но жадные всегда терпят крах. Евреи, живущие в России, должны вносить в общество комфорт, а не дискомфорт. И открывать не только новые торговые центры, гостиницы, но и музеи тоже. Если еврей, который владеет супермаркетами, содержит еще и детский дом, то эти дети никогда не пойдут ему на офисе или на синагоге кресты рисовать. Или быстро найдут тех, кто такое делает, и у тех вряд ли появится повторное желание хулиганить. Всем национальностям, живущим в России, нужно чувствовать себя неотъемлемыми от ее культуры. Я горжусь, что сохраняю культуру России. И те уникальные вещи, которыми я владею, — это достояние России. О ЗВАНИЯХ И СЛАВЕ — Если вы возьмете список заслуженных работников культуры Ярославской области, то заблудитесь в этих по большей части незнакомых фамилиях. Половина из них — чиновники. У меня звания нет, но я считаю себя народным, потому что меня признал народ. Ко мне посетители идут непрерывно, и молодежь в том числе. Народ не обманешь. И такое признание выше всяких грамот и званий.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям