Побег из концлагеря и другие заморочки

Не так давно выпускники нашего факультета альма-матер после многолетнего перерыва решили собраться на встречу. Стали искать и обзванивать однокашников. Одна из сокурсниц грустным голосом сообщила, что быть не сможет — именно в это время фирма мужа устраивает в загородном пансионате мероприятие. Явка всех сотрудников вместе с трудоспособными членами семьи строго обязательна, иное грозит солидным материальным и моральным порицанием.

МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС СТРОИТЕЛЯ КАПИТАЛИЗМА Сейчас уже не вызывают удивления корпоративные гимны, корпоративные кодексы чести, обязательные для подчиненных. К соблюдению внутренних правил поведения в иных фирмах относятся не менее серьезно, чем к соблюдению официальных законов. Все это называется корпоративной культурой. Первой отечественной компанией, официально заявившей о введении у себя внутреннего кодекса, распространяющегося не только на офисных сотрудников, но и вообще на всех работников, стала Тюменская нефтяная компания. Года два назад ее руководство с гордостью поведало стране, что в обсуждении кодекса чести ТНК приняло участие более девяноста процентов сотрудников, что в процессе его доработки было внесено много сотен и тысяч поправок. Выступая по одному из центральных телеканалов, руководительница одного из департаментов ТНК с гордостью демонстрировала синюю книжицу-кодекс и рассказывала, сколь продуман ее формат и внешнее исполнение. Для офисных сотрудников она большая и глянцево-синяя. Формат второго варианта выверен по размеру нагрудного кармана рабочей спецовки, а корочка выполнена из прочного материала, так что любой нефтяник всегда будет иметь этот документ при себе. В Ярославле почти четыре года назад печатную повесть о своих внутренних нравах выпустила «Верхневолжскшина», под контролем которой в ту пору находились Ярославский шинный завод и «Резинотехника». В одной из глав говорится следующее: «Система внутри фирмы должна быть жестче, чем снаружи, тогда фирма крепче. Это значит, что конкуренция внутри должна быть суровее, чем за пределами предприятия, отношения более жесткими, система поощрений и наказаний более четкой. А когда фирма внутри себя испытывает давление больше, чем давление внешней среды, она согласно законам физики, расширяется, захватывая новые территории, предприятия и денежные потоки». Подобный принцип взят на вооружение многими компаниями. Дрессировка сотрудников начинается с дисциплины. Опоздание карается штрафом, размер которого может колебаться от нескольких десятков до нескольких тысяч рублей. Где-то роль контролеров выполняет служба охраны, которая фиксирует всех сотрудников, не успевших проскочить через входные двери до часа Х. Где-то обязательно отмечание в журнале при входе, выходе, заходе в столовую. В других шагают в ногу с прогрессом: приходишь на работу, включаешь компьютер и сразу пишешь на специальный электронный адрес письмо о том, что пришел. Если почта не работает, звонишь по специальному телефону и сообщаешь о своем прибытии. Не дозвонишься — твои проблемы. Кое-где приходы-уходы фиксируются магнитными карточками и поступают прямиком в бухгалтерскую базу — кто, когда, на сколько опоздал. Сотрудница одной фирмы рассказывала, что у них руководство решило не только карать за несвоевременный приход и уход, но и поощрять сотрудников, которые задерживаются после работы или выходят в выходные. Прекратилась эта практика после того, как босс застукал сотрудников, отмечавших в 10 вечера в офисе день рождения, и рассудил, что если все так «перерабатывают», то платить, наверное, не надо. НАБЕГИ ГЕСТАПО Регулярное пение корпоративных гимнов и скандирование корпоративных речевок, к счастью, характерно в основном для представительств западных компаний, работающих по системе сетевого маркетинга. Этот идиотизм еще не добрался до наших производственных фирм. Зато в наших руководство сплошь и рядом озабочено соблюдением коммерческой тайны, в разряд которой попадает даже величина заработной платы. С сотрудников берут подписку о том, что о делах фирмы они не будут рассказывать не только посторонним (к которым относятся и журналисты), но и близким родственникам. Службой безопасности (во многих конторах за ней закрепилось название «гестапо») периодически проводятся набеги на кабинеты с целью выяснить, не оставил ли кто после ухода на столе незапертыми бумаги и документы. Для воспитания бдительности «гестаповцы» время от времени уворовывают из незапертых сейфов и ящиков документы, а затем проводят по этому поводу оперативное расследование. Практикуются и учения по спасению бумаг при форс-мажорных обстоятельствах, к которым относятся пожар и визит налоговой полиции. Заботой о соблюдении коммерческой тайны мотивируется и запрет на пользование с рабочих компьютеров личной электронной почтой, на пронос в офис фото-видео-аудиотехники, каких-либо носителей информации, включая музыкальные CD. На известном крупном предприятии Рыбинска с некоторых пор все сотрудники, приходя на работу, обязаны сдавать охране личные мобильники. Видимо, из-за того, что их невозможно прослушать. Что разговоры прослушиваются, подозревают и работники управленческих структур «Автодизеля», «Ярнефтеоргсинтеза» и некоторых других предприятий. Во всяком случае, обсуждать дела фирмы там опасаются не только по телефону, но и вообще вести подобные разговоры в офисе. ДОЛЖНО БЫТЬ ВСЕ ПРЕКРАСНО В ранее цитируемой книжке есть еще одна замечательная мысль: «В управлении нет мелочей. От того, как тщательно вымыты чашки, зависит, как тщательно проводит свои операции бухгалтерия, как хорошо отгружают продукцию и как работает фирма в целом. От того, сколько внимания работники уделяют своей внешности, косвенно зависит то, как фирма заботится о клиенте». На внешнем виде сотрудников помешаны практически все компании, претендующие на название крупной и успешной. Идеал — все сотрудники молодые, красивые, с иголочки одетые, энергичные, трудолюбивые. Чтобы соответствовать этому желанному образу, необходим приличный костюм, и не один, светлая, в определенные дни исключительно белая, а по пятницам голубая рубашка. Женщинам возбраняется появляться в джинсах и вязаных кофтах-свитерах, для ношения в офисе обязательны туфли с закрытой пяткой и наличие колготок даже в летнюю жару. Длина юбок тоже, как правило, регламентируется. На мини — запрет, но запрет и на слишком длинные. Сотрудникам настоятельно рекомендуют не покупать дешевую обувь. Среди прочих рекомендаций — пользоваться хорошей парфюмерией и косметикой или, на крайний случай, лучше никакой, чем дешевой. Верхом демократии считается разрешение появляться в офисе в последний трудовой день недели в свободной форме одежды — джинсах, пуловерах и толстовках. И ДРУГИЕ ПРИБАМБАСЫ Вообще, можно собрать целую коллекцию корпоративно-офисных заморочек. У некоторых в офисе нельзя пить чай, кофе и т. д. на рабочем месте, надо идти на кухню. У других в пределах офиса запрещается курить или жевать жвачку. Знаю одну совместную российско-американскую фирму. Там нельзя было в офисе оставлять сушиться зонт. Вроде как у американцев это какая-то жутко неприятная примета, а может, просто за ковролин беспокоились. Стремление подражать Западу привело к тому, что в некоторых конторах, особенно там, где присутствует иностранный капитал, взяли за правило обращаться к друг другу только по имени и только на «ты». Употребление отчества и «вы» каралось штрафом в 10 долларов. Пятидесятилетнего босса все сотрудники вплоть до уборщиц должны были звать просто Семен. Многие непродвинутые соотечественники никак не могли к этому привыкнуть. Тогда ввели правило: все начальство называть по фамилии и с приставкой господин. В иностранных компаниях, производящих шипучие прохладительные напитки, представительства которых не один год работают у нас в области, одно время к предательству интересов фирмы приравнивалось потребление продукции конкурентов. Причем доходило до того, что сотрудники «Пепси» с оглядкой ходили со своими домочадцами в «Макдоналдс», поскольку там подают напитки злейшего конкурента — «Кока-колы». А вот откровения бывшего работника еще одной богатой конторы: «Босс был психом и психологом одновременно. Любил устраивать набеги на отделы с внезапными проверками. В качестве аттракционов в этом цирке были: поджог неубранной вовремя коробки с бумажным мусором, вытирание собственным пиджаком за нехилое количество баксов плохо вымытого, на его взгляд, пола. Последнее сопровождалось фразой «новый я себе куплю за счет офис-менеджера». ТИМУР И ЕГО КОМАНДА Корпоративные правила распространяются не только на рабочее время, но и на досуг. Устраиваются, скажем, ежемесячные выезды на природу, в загородные пансионаты — явка строго желательна, причем если объявляется семейный выезд, то обязательно присутствие членов семей. То же самое относится к праздникам, которые принято отмечать всем коллективом. Считается, что это способствует формированию сплоченного коллектива. Кое-где записывают сотрудников в спортзалы и бассейны и депримируют за непосещаемость. В одной организации все сотрудники службы безопасности обязаны были играть в мини-футбол, команда потом участвовала в чемпионате, и руководитель управления безопасности карал подчиненных за проигрыш материально, правда, и поощрял тоже. Еще одна модная заморочка последнего времени — тренинги по формированию командного духа. Считается, что это необходимый этап в организационном развитии, особенно когда речь идет о запуске в компании большой программы обучения или процесса изменений. Свои услуги по проведению тренинга по командообразованию сейчас предлагают достаточно много фирм. Особую популярность в последнее время стал иметь так называемый веревочный курс: всех вывозят в лес и заставляют преодолевать различные препятствия — пропасть, лабиринт, веревочную паутину. При этом если кто-то один из команды проигрывает, вся команда проигрывает. Есть в арсенале веревочного курса и свободное падение с 30-метровой сосны на тарзанке, и другие острые ощущения. Практикуются и различные модные психологические игры — «Поводырь», «Колокол», «Полет на Луну», «Ноев ковчег», «Побег из концентрационного лагеря». Последняя заключается в следующем. Коллектив делится на две команды. Одна — заключенные, другая — надзиратели. На высоте примерно двух с половиной метров натягивается веревка, к которой привязывают колокольчик. Задача пленников — всей командой перебраться через веревку сверху, не задев ее. При этом нельзя использовать какие-либо подручные средства. Можно только строить живые пирамиды, перекидывать друг друга и т.д. Особенно трудно бывает перетащить «на волю» последних членов команды. Как только звякает колокольчик, надзиратели «мочат» зеков, и вся команда вынуждена начинать свои попытки вновь. Осуществить «побег» удается лишь после многократных нелегких попыток. Если учесть, что в одну команду специально стараются собирать людей, конфликтующих между собой или испытывающих неприязнь друг к другу, а в процессе этих игрищ им волей-неволей приходится действовать сообща, то, наверное, цель отчасти достигается. И все же все эти насильственные методы насаждения корпоративной культуры многим не по душе. Мы все-таки не японцы, у которых дисциплинированность и педантичность в крови. Русскому менталитету роднее другая мать порядка — анархия. Переступать через свое «я» и давить себе на горло в основном заставляет хорошая зарплата. Как только она перестает оправдывать моральные страдания, все приходит в обычную и привычную норму.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям