Управление в жкх: переход на новый уровень

Всем известно о бедственном положении ЖКХ в России в целом и в нашей области в частности. Долго в этом плане не везло поселку Константиновский Тутаевского муниципального округа. В течение ряда лет обслуживал поселок МУП «ЖКХ «Менделеевец».

К середине 2002 года предприятие подошло к банкротству. Ни смена директоров, ни в конце концов введение внешнего управления не способствовали улучшению финансового положения предприятия. В итоге второй по величине населенный пункт округа фактически был брошен на произвол судьбы. На уровне главы округа в июне 2003 года было принято решение о передаче функций управления муниципальным жилищным фондом поселка МУП «РКЦ ЖКУ». Муниципальное унитарное предприятие «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунальных услуг» функционирует в округе уже почти пять лет. Предприятие первоначально было создано для начисления и сбора платы за жилищно-коммунальные услуги с населения и распределения ее между предприятиями-поставщиками. Уже за первый год своей работы предприятие подняло сборы с населения с 30 до 96 процентов, что позволило поставщикам жилищно-коммунальных услуг вздохнуть более свободно. В 1999 году предприятие вошло в десятку лучших предприятий России в данной сфере и награждено грамотой Госстроя. Следующим шагом для округа стала передача МУП «РКЦ ЖКУ» функций по предоставлению субсидий. Без увеличения штата, а следовательно, и расходов, путем только усовершенствования работы и правильной организации труда предоставление субсидий было поднято на новый уровень. Еще совсем недавно получение жилищных субсидий тутаевцами было связано с бумажной канителью, требовало множество справок из различных мест. РКЦ максимально упростил эту сложную процедуру, связав собственную базу данных с базой данных департамента социального обеспечения. Теперь, чтобы получить полагающуюся субсидию, достаточно представить в РКЦ только справку о доходах. Потом в Тутаеве возникла проблема паспортных столов с их извечными очередями. РКЦ взял их содержание и компьютеризацию на себя. Сегодня четкой работе паспортных столов в Тутаеве могут позавидовать и ярославцы, а созданная РКЦ электронная база позволила перейти к системе, называемой «единое окно». Суть системы «единое окно» заключается в том, что нуждающийся, например, в жилищной субсидии или в какой-то другой социальной льготе не бегает по множеству инстанций за кучей разных справок, а получает их в одном окне, так как в компьютере полная база данных на жильцов. Надо ли говорить, что это мечта всех российских обывателей, затюканных бесконечными очередями в ЖЭКах, РЭУ, ДЕЗах. Таким образом, МУП «РКЦ ЖКУ» сегодня является эффективно действующим предприятием, оснащенным современным оборудованием и укомплектованным квалифицированным персоналом. Что же заставило предприятие, занимающееся интеллектуальной работой с компьютерами, попробовать себя в совершенно иной сфере, а именно — в управлении жилищным фондом? — Если честно, — говорит молодой и энергичный директор Николай Васильев, — стало жалко жителей поселка, который давно уже находится в плачевном состоянии. Кроме того, чехарда договорных отношений с подрядчиками, связанных с банкротством предприятия, обслуживающего жилищный фонд поселка, стала мешать работе РКЦ. Зачастую мы не знали, кому перечислить деньги, собранные с населения. Неудовлетворительное оказание жилищно-коммунальных услуг вызывало все большее недовольство жителей поселка, и крайним оказывался РКЦ как предприятие, начисляющее жилищно-коммунальные услуги. В сложившейся сложной ситуации мы решились предложить свои услуги в роли управляющей компании. В поселке Константиновский всего 120 домов, причем очень разных — от маленьких деревянных до кирпичных и панельных пятиэтажек. В первую очередь МУП «РКЦ ЖКУ» изменил систему договоров с подрядчиками, а именно: ввел заказ-нарядную форму учета и оплаты. Чем она хороша? Мы оплачиваем по заказ-нарядам фактически выполненную работу. И если простой был по вине предприятия-подрядчика, его не оплачиваем. Предприятия сами вынуждены анализировать свою работу. В результате те же деньги начали работать эффективнее. Договор — дело важное, но для простых жильцов чаще всего не очень понятное. Зато очень даже понятно, когда протекает крыша, затоплен подвал и холодные батареи. РКЦ начал с латочного ремонта крыш. Правда, не смог найти серьезного подрядчика: за латочный, то есть текущий ремонт крыш, ни одна серьезная организация не берется, поскольку никто не гарантирует, что местами отремонтированная крыша через месяц снова не потечет. Да и затраты на латочный ремонт подчас не меньше, чем на капитальный. Поэтому РКЦ принял в штат кровельщиков и сам начал выступать по текущему ремонту кровель одновременно в роли заказчика и подрядчика. На 1 июля в поселке Константиновский на 30 домах из 120 протекали крыши. За три месяца удалось отремонтировать 21 крышу, но за это время стали протекать еще 11 крыш. — Если бы жилой фонд, — говорит Николай Васильев, — нам был передан с 1 января, мы бы успели лучше подготовиться к осенним дождям. Нам было сделано замечание за то, что мы выступаем и заказчиком, и подрядчиком одновременно. Но другого выхода у нас не было. Мы пошли на нарушения рекомендаций Госстроя, но не закона, наняв бригаду, поскольку крыши надо было ремонтировать. До 1 января 2004 года обязательно решим вопрос с подрядной организацией, которая будет чинить кровли на будущий год. По словам жителей поселка, РКЦ за три месяца — а фактически их получилось два (июль и сентябрь), потому что в августе шли дожди — отремонтировал столько крыш, сколько в Константиновском не ремонтировали за последние пять лет. Но как сказал директор РКЦ, самая большая проверка у них заключалась в общей подготовке жилищного фонда к зиме. И сегодня можно сказать, что первую проверку предприятие выдержало: поселок к холодам готов. Отопление в поселке было дано даже раньше, чем в Тутаеве. Хотелось бы выразить особую благодарность МУП «Теплоэнергосеть» как основному подрядчику на работы по подготовке поселка к зиме. Конечно, проблем еще очень много. Но тем не менее у коллектива предприятия есть силы и желание справиться с этими проблемами. В ближайших планах предприятия — провести конкурсы на обслуживание и ремонт жилья для создания конкуренции, которая всегда приводит к снижению стоимости и росту качества услуг. — И вообще, — говорит Николай Васильев, — мы надеемся доказать, что работа по обслуживанию и ремонту жилья даже в условиях сегодняшней действительности должна быть и может быть если и не прибыльной, то, по крайней мере, безубыточной.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям