Ларису лужину заметили на подиуме

В детстве многие мои подружки коллекционировали фотографии актеров и соревновались, у кого открыток больше. И непременно в каждой коллекции было фото Ларисы Лужиной — изящной брюнетки с глазами в пол-лица. Фильмы с ее участием «Вертикаль», «На семи ветрах», «Тишина» и многие другие помнят и любят, особенно зрители старшего поколения.

И вот я в номере гостиницы «Которосль», где поселилась в числе других участников и гостей кинофестиваля «Улыбнись, Россия!» знаменитая актриса Лариса Анатольевна Лужина. На столе с роскошным букетом цветов фотография двух ее очаровательных внуков. И она уже, увы, не та стройная изящная девушка, а зрелая эффектная дама, которая курит довольно крепкие сигареты. — Лариса Анатольевна, вы участвуете в фестивале кинокомедии, но ведь вы актриса не комедийная. Что вас привело сюда? — Да, мне не довелось сыграть ни в одной комедии. И как пошутил Аркадий Инин, я здесь, на фестивале, для красоты. Видимо, режиссеры не увидели во мне комедийного дара. И я сама не чувствую, что могу работать в этом жанре. Думаю, в комедии гораздо сложнее играть, чем в драме и трагедии. Комедийный актер должен быть очень разноплановым, очень легким на подъем, очень живым. Скажут тебе: встань на голову — значит, должен. Я не могу сделать это прилюдно, все-таки буду чувствовать стеснение. Еще со ВГИКа, где я училась у Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, было за-программировано, что я лирико-драматическая актриса. — Расскажите немного о ваших родителях, о ваших корнях. — Родилась я в Ленинграде. Мама наполовину эстонка, дед у меня эстонец. Особенно подробно о своей семье мама не рассказывала. Замуж она вышла очень рано и сразу родила двоих детей. Первый брак распался быстро, и во второй раз мама вышла замуж за моряка, за моего папу, он штурман дальнего плавания, из морской династии. Его семья была против, чтобы он женился на женщине с детьми. Теперь я могу понять их чувства. Когда я узнала, что мой сын ухаживает за женщиной, у которой есть ребенок, я тоже не хотела, чтобы он женился на ней. Хотя, конечно, я об этом ему не говорила. Потом смирилась, ведь сын любит эту женщину, и для него неважно, есть у нее ребенок или нет. Мама и папа жили недолго вместе, началась война. Блокаду я не помню, была очень маленькой. В конце блокады нашу семью эвакуировали в Ленинск-Кузнецкий. — Помните первый свой сценический опыт? — Первый опыт был у меня в детском саду в Ленинске-Кузнецком. Нас пригласили на мясокомбинат, и там мы выступали перед рабочими. Я пела: «Мы матрешеньки, мы хорошенькие, щечки кругленькие, сами пухленькие». И читала очень хорошие стихи Твардовского «Исповедь танкиста». А в подарок, этого никогда не забудешь, я получила котлету. Актрисой я мечтала стать с детства, как и многие девчонки. После войны некоторое время жили в Таллине у дяди, до десятого класса. И там ходила в драмкружок при Доме пионеров, потом в драмкружок в школе. Из нашего драмкружка вышло несколько знаменитых актеров. С первого раза я не поступила в театральный институт в Ленинграде, пошла работать манекенщицей. На подиуме меня заметили. Пригласили сниматься в кино. Первая моя роль — небольшая, эпизодическая: певица ночного кабаре в фильме «Незваный гость». Вскоре поступила в институт кинематографии. — Говорят, вы несколько лет жили в Германии? — Четыре года я работала в Германии, снялась в нескольких фильмах. Один режиссер увидел меня в картине «На семи ветрах» и пригласил в Германию. Ему нужна была героиня такого плана. Я не жила в чужой стране постоянно, приезжала на родину. У меня была возможность остаться в Германии, но без России, без Москвы я себя не представляю. Снималась я и в других странах — в Чехословакии, в Польше. — Лариса Анатольевна, кто ваш любимый режиссер, который вас, может быть, чаще выбирал? — Своего режиссера у меня нет. Может быть, это беда. Некоторые режиссеры своих жен-актрис тянули. Конечно, если актриса бездарная, это плохо. Но есть очень плодотворные творческие дуэты. К примеру, Наумов и Белохвостикова, Меньшов и Алентова — прекрасные пары, достойны друг друга. Но у меня не было мужа-режиссера и своего режиссера тоже не было. Мой любимый режиссер — Ростоцкий, создавший фильм «На семи ветрах», именно он сделал меня знаменитой. — А фильм «Вертикаль», в котором вы играли вместе с Владимиром Высоцким, остался в вашей памяти? — Да, конечно, тогда мы были очень молоды. Фильм снимали в настоящих горах, красоты неописуемой. Чегет, Эльбрус. Великолепные места. Может быть, по собственному желанию никогда в горы и не пошла бы. Нам очень нравилось даже носить рюкзаки и трикони. Там павильонов не было, все снималось высоко в горах. И песни в фильме очень хорошие, они часто звучат и сейчас. «Лучше гор могут быть только горы», «Скалолазка»… Теперь картина и как память о таком прекрасном человеке, как Владимир Высоцкий. Он не ушел из жизни, он все время с нами. Как он предвидел в одной своей песне, между днем его рождения и днем его смерти всего лишь полгода. Думаю, что песни Высоцкого во многом сделали популярным фильм «Вертикаль». — Любимая ваша роль? — Наверное, в фильме «На семи ветрах». Я не скажу, что она как-то раскрыла мои творческие способности, в этом фильме я играла саму себя. В каждом эпизоде были великолепные актеры — Ромашин, Невинный, Леонид Быков, Клара Лучко. Они помогали лепить образ Светланы, которую я играла. Мне нравится моя работа в фильме «Любовь Серафима Фролова» режиссера Туманова. Это была необычная роль, характерная. До этого мне пришлось играть только положительных героинь. Меня всегда привлекает что-то новое. — Лариса Анатольевна, а как у вас складываются отношения с театром? Обычно многие киноактеры играют и в драматических театрах. — Я играю в Театре киноактера. Сейчас он, правда, в плачевном состоянии, труппы почти не осталось. Но в то время, когда я туда поступила, там играли потрясающие актеры. Театр пользовался огромным успехом. В нем играли Дружников, Скобцева, Мордюкова. Зрителям было очень приятно посмотреть на любимого киноактера на сцене. Ставили спектакли «Иван Васильевич меняет профессию», «Русские люди», «Варвары»… — Сейчас вы снимаетесь в кино? — Да, недавно снялась в фильме Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов», в нем я играю княгиню Долгорукую. Роль небольшая, но интересная. Меня привлекают исторические фильмы. Хочется играть, потому я и соглашаюсь на роли, даже эпизодические. Здесь особой формы, конечно, не приобретаешь. Соглашаюсь, поскольку и заработок тоже вещь немаловажная. Пенсия очень мала. Популярные известные актеры практически все материально не обеспечены. И не все уже могут работать по состоянию здоровья. У нас в государстве так получается, что уборщица такую же пенсию получает, что и народная артистка. А ведь какую прибыль давали популярнейшие фильмы, собирающие миллионы зрителей, в бюджет шли огромные деньги! Теперь все это забыто. Не могут обеспечить народных артистов нормальной пенсией, а их уже немного осталось. — В фильмах Тарковского вам не удалось сняться? Вообще-то я вас живо представляю в его фильмах, в образе серьезном и глубоком. — Мне очень нравится этот режиссер, но, видимо, он не видел меня в своих фильмах. — Лариса Анатольевна, недавно известная актриса Доронина говорила, что она не родила ребенка только лишь потому, что не смогла бы всецело посвятить себя ему. Как вы относитесь к этому утверждению? — Да, она всецело посвятила себя творчеству. Но я не согласна с такой позицией. Женщина просто должна родить ребенка, она для этого создана. И потом в конце концов наступает одиночество. Замечательная актриса Лидия Николаевна Смирнова очень одинока. Навещают друзья, знакомые, но все же она очень страдает, а все потому, что в свое время не родила. Сейчас у меня нет мужа, я разошлась в очередной раз. Но у меня есть сын, он работает инженером звукозаписи на киностудии, есть очаровательные внуки. И я не чувствую себя одинокой. Слава Богу, что успела родить ребенка, хотя мне было уже 29 лет. Но иногда и одиночество на пользу. Думаю, не стоит находиться рядом с человеком, который тебе совершенно чужд, не близок по духу. — Как вы относитесь к вере, религии? Актриса вашего поколения Ольга Гобзева даже в монастырь ушла. — Я крещеная, православная, и сын тоже. Хожу в церковь, когда чувствую внутреннюю необходимость. Ольга Гобзева сейчас настоятельница монастыря, но она ушла в монастырь в уже зрелом возрасте, ей было под 50, у нее был муж, есть сын. Лидия Федосеева-Шукшина очень верующий человек. Во время кинофестиваля в Ярославле она поехала куда-то далеко под Ростов, в церковь. У нее дочь в монастыре, Оля. — А чем вы занимаетесь в свободное время? — Хожу в бассейн. Раньше шила, вязала. Как-то сшила прекрасный джинсовый костюм — расклешенные брюки, жакет. Сейчас смотрю на него, и не верится, что это я сделала. Хочется заняться рисованием. Но как подумаешь, что надо покупать краски, холст… И желание проходит. Значит, не пришло еще время. — Вы довольны, как сложилась ваша творческая судьба? — Не могу сказать, что довольна, но и Бога не хочу гневить. Приглашают на творческие встречи, люди узнают, берут автографы. То, что мне хотелось сыграть, я не сыграла. Но, наверное, актер никогда не сыграет все, что бы он желал. К примеру, Инна Чурикова. Сколько у нее ролей, огромное количество! А спроси ее, и наверняка есть еще роли, которые бы она хотела сыграть. Беседовала

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям