Праздничный мир детства

В преддверии череды новогодних праздников все мы начинаем постепенно присматриваться к развалам новогодних поздравительных открыток, чтобы отправить их своим друзьям или родственникам с пожеланием добра и счастья.

Эта хорошая советская тра- диция, несмотря на все перемены и преобразования последних лет, сохранилась в каждой семье. Так же, как и бережное отношение к приходящим по почте в канун Нового года открыткам, которые мы тоже не выбрасываем, а с любованием расставляем в сервантах и книжных шкафах, а те, что прислали дорогие для нас люди, и вовсе храним всю жизнь. И это неудивительно, потому что с годами маленькие красочные прямоугольники из плотной бумаги не только остаются в нашей памяти, а превращаются в уникальные документы своей эпохи. Когда же во время ремонта или переезда в другую квартиру мы совершенно случайно находим схваченную резинкой пыльную пачку выцветших открыток и начинаем их перебирать, то душа наша радуется, как малый ребенок. Так уж, видно, устроен человек, что ему всегда хочется как можно больше узнать о своем прошлом, которое удивительным образом взывает к нашим чувствам. Вот и я, недавно просматривая свою коллекцию новогодних открыток, вдруг особенно остро почувствовал, как мне стали дороги почтовые карточки 50-х годов. Детская память и в самом деле оказывается весьма цепкой. И бережно перебирая бумажные свидетельства полувековой давности, я словно вернулся в праздничный мир детства и сегодня приглашаю с собой всех, кто нет-нет да испытывает ностальгию по 50-м. Свою сегодняшнюю экскурсию по новогодним открыткам мне хотелось бы начать с почтовой карточки 1953 года, на которой художник Е. Гундобин изобразил едущих на санках детишек. Помимо зеленой красавицы елки в руке у мальчика в соответствии с духом времени красный флажок, что, согласитесь, выглядит весьма странно и натянуто. И стоящий на горке Дед Мороз тоже далек от настоящего. Он больше похож на бумажного, с опилками внутри, каких родители ставили нам под елкой. Все остальное — пальто, шапка, синие шаровары, серые валенки с галошами на мальчике, красная шубка с капюшоном, развевающийся шарфик у девочки — изображено в полном соответствии с историческими реалиями 50-х годов. Здесь мне хотелось бы напомнить, что с 1923 года празднование Рождества и Нового года в нашей стране из-за обострившейся атеистической пропаганды находилось под негласным запретом, что заметно сказалось и на выпуске поздравительных новогодних открыток. Только в 1939 году «Изогиз» все же снизошел до издания почтовой карточки «С новым годом». В годы войны, да и после нее, новогодние открытки отличались героико-патриотической и трудовой символикой. Так, вышедшую в 1943 году в издательстве «Искусство» открытку украшала надпись «С новым годом, с новыми производственными победами!» А открытка уже упомянутого выше художника Е. Гундобина, изданная Министерством связи СССР в 1959 году, под изображением рабочего на фоне строящегося завода имела не менее трафаретную надпись «С наступающим Новым годом, с новыми трудовыми победами!» Но продолжим наш экскурс в прошлое. На почтовой карточке 1954 года художника Б. Аржекаева суровый на вид Дед Мороз держит ребенка с красным флажком в руке. Еще один, на этот раз маленький флажок СССР можно рассмотреть на открытке художника В. Иванова, изданной в том же 1954 году. Здесь школьница крепит на елку целую гирлянду из красных флажков, а чуть выше буквы «С» тут как тут и флаг Страны Советов. С флагом в руках, на котором написано «Мир и счастье!», в виде малыша в красном костюмчике шагает по земному шару Новый 1956 год на открытке художника В. Говоркова. Достоверно схвачена праздничная предновогодняя атмосфера 50-х годов в Москве на открытке, выполненной художницей Г. Шубиной, где мама с дочкой покупают воздушные шары. Н. Ватолина на почтовой карточке 1955 года изобразила счастливую улыбающуюся сельскую почтальонку с телеграммой в руке. Всегда смеющихся советских детишек можно часто увидеть на новогодних открытках Е. Гундобина и С. Адрианова. И все же, на мой взгляд, наибольшую атмосферу новогоднего праздника передавали открытки со сказочными сюжетами, изображающие разных зверей, снеговиков, персонажей детских сказок, как, например, открытка 1956 года, выполненная художником И. Знаменским. В начале 60-х эта тема получит свое дальнейшее развитие, правда, до тех пор, пока ее не вытеснят новогодние открытки с космической символикой. Завершая свой экскурс в мир новогодних открыток, мне хотелось бы вспомнить слова русского философа Александра Ивановича Герцена, который писал: «… Последовательно оглядываясь, мы смотрим на прошедшее всякий раз иначе; всякий раз разглядываем в нем новую сторону, всякий раз прибавляем к уразумению его весь опыт вновь пройденного пути. Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого — раскрываем смысл будущего; глядя назад — шагаем вперед…» Открытки из коллекции автора. gonozov@mail/ru

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям