Романовские узоры восхитили зайцева

В конце XVIII — начале XIX веков романовские невесты не мыслили своего приданого без тонкого, изящного романовского кружева, которое шло на отделку простыней, полотенец, подзоров, наволочек, нижнего белья. Существовал целый промысел кружевоплетения.

Плели местные кружевницы семь месяцев в году: осенью, зимой, весной при помощи 6 — 7 пар коклюшек. Каждая мастерица обладала своим, характерным для нее плетением. Рисунки кружев составлялись с необыкновенным вкусом. Отдельным их частям романовские кружевницы дали своеобразные названия: сцепной растительный мотив именовался «бачино», геометрический волнистый зубец — «бараньими рожками», «куличиками», зубец в форме семилепестковой розетки — «бантиком». В парном плетении выделялся узор «шленский», очень кропотливый и трудоемкий из-за использования большого количества коклюшек, доходившего до 80 пар. К 1880 году промысел пришел в упадок, в Романове осталось лишь 46 мастериц, которых называли плетеями. Самая старшая по возрасту говорила, что не помнит того времени, когда бы в Романове не плели. Почитай, с самой Екатерины все плетут и плетут. Перед Великой Отечественной войной кружевоплетение в старинном городе на Волге окончательно угасло, но еще не один год жило как женское рукоделие. В Тутаевском филиале Ярославского художественного музея хранится кружево, сплетенное жившей в Романове-Борисоглебске в первой половине XIX века княгиней Вяземской. С него-то и сняли сколки для своих авторских работ педагоги Алия Минигареевна Залялдинова. А еще использовала для точных копий, которые хранятся в Ярославском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике и в павильоне «Культура» ВВЦ в Москве, работы местных мастериц более позднего периода. Повторенные Алией Залялдиновой рисунки романовского коклюшечного кружева в августе прошлого года были выставлены на ее авторской выставке в Тутаеве в День города, а немного позднее — осенью — в музее истории города Ярославля открылась выставка ее работ под названием «Истоки — наше будущее». Азы романовского кружевоплетения она постигала сама. А в 1997 году ей посчастливилось закончить курсы по кружевоплетению у мастера высшего класса Людмилы Викторовны Обижаевой в женской гимназии «Ярославна» при Ярославском доме народного творчества. С той поры и заболела Алия Минигареевна, татарка по национальности, исконно русским романовским кружевоплетением. Сначала обучала ему учащихся тутаевской средней школы N 6, затем воспитанников Красноборской спецшколы. Участие три года подряд на международной выставке декоративно-прикладного искусства народных промыслов и ремесел, проходившей в Ярославле, принесло ей три медали. Сейчас она живет и работает в Москве, где перед ней открылись новые возможности для пропаганды старинного народного промысла и научно-исследовательской работы, которой решила заняться всерьез. Алия обучает романовскому кружевоплетению учащихся спецшколы для мальчиков с дивиантным поведением и студентов Московского гос-университета культуры и искусства. Не счесть дипломов и грамот за участие в различных конкурсах, выставках, мастер-классах, в том числе международных. На конференцию «Народный русский костюм и современное промышленное производство», а также на выставки в своем Доме мод ее приглашал сам Вячеслав Зайцев. Знаменитый кутюрье очень заинтересовался романовским кружевом. Он долго вертел Алию, разглядывая надетый на длинное черное платье собственноручно сплетенный на коклюшках черный кружевной жилет из шелковой нити, и не скрывал своего восхищения.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям