Политтехнолог сергей маркелов: и на выборах профессионалы всегда сильнее любителей

14 марта нам предстоят новые выборы — Россия выбирает президента, а Ярославская область выбирает депутатов госдумы, муниципалитетов и глав МО. На старте избирательной кампании на вопросы отвечает профессиональный политтехнолог, президент консультационной группы «МаркКом» (Mark Communication, Москва) Сергей Николаевич МАРКЕЛОВ.

Хороший политик способен заставить людей поверить в него; профессиональный политик способен заставить людей поверить в себя самих. — Сергей Николаевич, чего, на ваш взгляд, хочет современный избиратель? — Люди хотят не просто ходить на выборы. Избиратель хочет, чтобы с ним разговаривали. На том языке, который ему понятен. Избиратель хочет отношений, диалога, договоренностей, а не технологических и идеологических манипуляций. Сегодня в России формируется новая политика. Эта политика основана на выстраивании системы постоянного и грамотного диалога с избирателями. У профессионалов такой диалог с избирателями выстроен. А у многих политиков-любителей он все больше напоминает купе поезда — какое-то время пассажиры едут вместе, говорят на общие темы, потому что так случилось, ехать надо. Только вот при повторной поездке место в купе займет другой человек… Будущее за профессиональной политикой. — Какова будет основная интрига выборов в государственную думу Ярославской области, что нового принесут эти выборы? — Пожалуй, основное новшество — выборы в госдуму области по партийным спискам и, как следствие этого, сокращение одномандатных округов. В регионах, где еще только начиналось обсуждение этого закономерного процесса, сразу появилась интрига. Действующие депутаты начинают друг друга «кушать». Кому-то удается договориться, а кто-то вынужден вступать в жесткое противостояние со своим коллегой. И тогда еще задолго до выборов начинается борьба за округ. Следует отметить, что в Ярославской области громких кампаний, основанных на противостоянии коллег-депутатов, ожидается не так много. Но работать кандидату в таких условиях нужно много и очень точно. Для нас такие избирательные кампании представляют особый профессиональный интерес. Хотя еще интереснее работать с третьим кандидатом, который может в ходе кампании неожиданно для многих стать основным претендентом на победу. И еще одна возможная угроза действующему депутату — за четыре года вырастает новое поколение претендентов на мандат, молодых и дерзких, которые «за ценой не постоят». — Сергей Николаевич, а какому кандидату можно уже на старте предвыборной гонки прогнозировать победу? — При оценке шансов кандидатов мы используем ресурсный анализ. Есть восемь простых ресурсов кандидата и его команды: административный — поддержка органов власти; силовой — помощь со стороны силовых министерств и подразделений; медиа-ресурс — поддержка средств массовой информации; имиджевый — набор личностных параметров кандидата; организационный — наличие сети агитаторов; общественная поддержка — доверие основных групп избирателей; финансовый — средства на избирательную кампанию и технологический — наличие профессиональных специалистов в области избирательных кампаний. Успешные кандидаты стремятся доминировать во всех ресурсах. Суворов говорил, что нужно ввязываться в схватку только тогда, когда уверен в своей победе. В политике это означает, что если есть превосходство над соперниками в основных ресурсах, то выборы выигрываются до начала регистрации. В данном случае специалисты по избирательным кампаниям нужны кандидату только для того, чтобы его команда не наделала ошибок. Но полное доминирование по всем ресурсам бывает крайне редко, а точнее, никогда. Чаще всего многие ресурсы приходится во время избирательной кампании подтягивать, естественно, за счет других. Как правило, за счет привлечения профессиональных технологов при нормальном уровне финансового ресурса. — Будет ли в Ярославской госдуме «Единая Россия» так же, как и в российском парламенте, занимать большую часть кресел? — «Единая Россия» сейчас лидер российской политики. Чудес на выборах не будет — «Единая Россия» наберет больше других. Остальные партии поделят то, что останется от «Единой России». Если кандидаты «Единой России» по одномандатным округам успешно проведут свои кампании, то можно говорить «о политическом контрольном пакете». «Единой России» даже не нужно будет договариваться с независимыми депутатами. Интересно, что будет с партиями, которые хотели, но не смогли: СПС и «Яблоко». Что касается СПС, то им нужно выставляться в округах с количеством правых избирателей, достаточным для победы, и дробить электорат основных противников. Вообще, избирательная кампания правых — это затратная кампания, у правых почти нет успешных дешевых кампаний. Если кандидаты от СПС не привлекут в избирательную кампанию серьезные средства, то результаты будут достаточно скромные. Как говорится, нет поражений, есть только обратная связь. Скорее всего, обратная связь будет и у «Яблока». А вот парламентские партии ЛДПР, КПРФ и блок «Родина» в госдуму области обязательно попадут. Серьезные шансы и у АПР, все зависит от работы на местах. В последнее время все больше разговоров о договоренностях между партиями, о мирном разделении между основными политическими силами округов, территорий и пр. Но выборы как раз и созданы, чтобы эти договоренности нарушать. Результат — в будущем, а значит, может быть и другим. — А насколько будет влиять на результат выборов в одномандатных округах партийная принадлежность кандидатов? — Люди всегда интереснее партий. Сильная личность может победить кандидата от партии. Наш избиратель может голосовать за определенную партию и одновременно против кандидата от этой партии. Это в порядке вещей и не рассматривается как нонсенс. И наоборот, независимый кандидат может активно призывать проголосовать за определенную партию, чтобы привлечь ее сторонников на свою сторону, в итоге к концу выборов официальный кандидат от этой партии не набирает даже трети голосов своей партии, избиратель голосует за горячего сторонника. Партия может быть ресурсом кандидата, серьезным ресурсом, но для этого это должна быть серьезная, влиятельная партия. Но на этих выборах кроме партийной принадлежности, наверное, каждый второй будет рассказывать о своей любви к президенту, о том, что именно он полностью поддерживает президента. Потому что ресурс президента сегодня сильнее любой партии. На результат выборов прежде всего повлияет количество желающих завладеть депутатским мандатом. Типичной выглядит ситуация, когда в округе проявляются: кандидат от «Единой России», кандидат-коммунист, железно забирающий часть красных голосов, и 5 — 7 других кандидатов, претендующих на оставшееся, да плюс кандидат «против всех». В этих условиях нужно приложить много сил, затратить много и качественно ресурсов, для того чтобы убедить больше половины тех, кто мобилизуется на выборы. — Сергей Николаевич, вот, предположим, я — кандидат в депутаты. У меня есть средства, необходимая поддержка, команда. Дайте совет: без чего мне не видать победы? — Без создания эффективной системы управления своей избирательной кампанией! Выстроив свой штаб из друзей, знакомых и родственников, вы всегда проиграете выборы другому политику, у которого будет жесткая, исполнительная, заряженная на победу организационная машина. Без сомнений, в отношении любых обещаний и заверений о поддержке. Доверяя только словам и обещаниям, вы всегда проиграете конкуренту, который опирается исключительно на реальные дела и правильную предвыборную работу. Без разработки точного сценария своей победы на выборах и провала оппонентов. Вы всегда проиграете выборы, если не понимаете что, где, когда и почему должно делаться для победы. Ваш противник выиграет, если опытные профессионалы разрабатывают эффективную стратегию его кампании. Без создания обязательного для победы набора правильных агитационных продуктов (листовок, газет, ТВ- и радиороликов). Вы всегда проиграете выборы, не придавая этому должного значения. Победит соперник — ведь его материалы будут простые, но интересные, оригинальные и, главное, понятные простым избирателям. Без правильных решений, которые позволят быть депутатом и избежать публичного политического поражения на выборах! Без опытной команды специалистов, которые умеют побеждать на выборах! — Насколько результат выборов зависит от профессионализма и вообще какова сегодня роль избирательных технологий? — Да, сегодня существуют профессиональные системные информационные технологии и инструменты, помогающие политикам строить отношения с избирателями активно, сохраняя силу позиции и доверие к своей работе. Это серьезный ресурс. Например, для тех, кто хочет участвовать и побеждать, но не имеет админи-стративного ресурса. Или для тех кандидатов, кто не может похвастать биографией, которая «очень уважаема» избирателями. Или для тех, кто не может тратить на кампанию все свое время и время своих ближайших управленцев. И тогда разрабатываются изощренные технологии, способные компенсировать практически любой минус кандидата. Но требования к технологиям, к управлению избирательной кампанией ужесточились. Выборы сегодня — это уже не просто борьба интеллектуалов, как было в 90-х, это скорее похоже на общевойсковую операцию с участием различных видов войск, со сложным тактическим рисунком, правилами боя. И очень многое зависит от генерального штаба. Штаб может выиграть выборы, а может и проиграть, если пошлет пехоту под огонь пулеметов. А можно сравнить избирательные технологии и спорт. Профессионал привык делать свою работу, а для любителя результат — это подвиг. Профессионал может разработать уникальную специфическую технологию, а любитель будет делать как написано в книжке или как сделал Петров из соседнего округа. На выборах, как и в других сферах человеческой деятельности, профессионалы всегда сильнее любителей. Консультационная группа «МаркКом»: 8-916-555-85-86, 8-912-798-49-58, (095) 951-1089, 102-9312.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям