Странствующий кукольник

Режиссер Евгений Гимельфарб работал в Ярославском театре кукол с 1987-го по 1991 год. Затем он покинул наш город. Он снова появился у нас, чтобы поставить музыкальный спектакль по русским сказкам «Жили-были дед и баба». Спектакль получил-ся красочным, ярким, необыкновенно добрым. После спектакля возникло желание поговорить с режиссером.

— Евгений Юзефович, вы несколько лет работали в Ярославле. Какие впечатления остались у вас о культурной среде города? — Правду говорить? Мне кажется, у ярославцев есть некоторый снобизм, связанный с близостью столицы. Своим искусством, местным, ярославцев удивить очень трудно. И еще одна географическая данность. Все, что рождается здесь лучшего, столицы съедают, происходит отток, к сожалению. Но между тем в истории Ярославля были такие масштабные мастера, как Фирс Шишигин. При нем Волковский театр был одним из лучших театров страны. Есть своя школа и драматического, и кукольного искусства. Но многие талантливые актеры уезжают. Не на пользу творческой атмосфере и конфликт между ТЮЗом и кукольным театром. До сих пор часть тюзовцев недолюбливает кукольников. Нынешний директор театра кукол Дмитрий Ардальонович Стрекалов — менеджер от Бога. Человек с экономическим талантом. Он умеет делать деньги и, главное, не гребет под себя. Он готов тратить и тратит на театр, на производство. Когда в его руки попало все театральное объединение, он готов и с ТЮЗом был работать. Но не пришелся по душе Кузину. Съели Стрекалова, а следом за ним съели и Кузина. Вместо того чтобы найти общий язык и попытаться пойти навстречу друг другу, вот что получилось. — Вы покинули Ярославль. А как складывается ваша творческая судьба вне нашего города? — Сначала я уехал в Харьков, 12 лет работал там в театре кукол, вывел театр в академический. Харьковский театр с большой историей, с богатым репертуаром, работающий и для взрослого зрителя. Я выпустил там кроме огромного количества детских постановок спектакли для взрослых — «Мастер и Маргарита», «Моя прекрасная леди», «Декамерон» и другие. В Харькове я преподавал. В этом городе я получил звание заслуженного деятеля культуры Украины. В Харьковском театре удалось сделать многое, и я нажил там и врагов, и друзей, без этого не бывает. Нужно было формировать труппу, репертуар, а это все без крови никогда не дается. К концу 12-го года моего пребывания в театре все друг к другу притерлись, наступило благодушие, покой. А я этого не приемлю. Выпустил спектакль «Моя прекрасная леди». Актеры покупались в овациях и возомнили о себе. И стали поговаривать: нам уже другого режиссера надо. Марка Захарова им подавай. Все эти тенденции я знаю. Я в Сибири 10 лет отработал и сделал там один из лучших театров в стране. И в Харькове наступило такое время: я понял, что пора идти в другой театр. — И куда же вы направились? — Меня позвали в Одессу, в мой родной город. Мой отец — основатель Одесского театра кукол, 40 лет работал в нем главным режиссером. Сейчас театр в упадке, меня пригласили в надежде, что я смогу поднять его. Я поставил определенные условия, чтобы здание театра построили. В Одессе нет своей школы кукольного искусства, недавно набрали в театральном училище курс кукольников, чтобы я сам мог готовить актеров для своего театра. — Наверное, это нормально, когда у режиссеров, актеров такая кочевая жизнь, это уже в традиции: труппы распадаются, вновь создаются… В русской классике актеры непременно странствующие. — Это нормально. Что привязало и актера, и режиссера к театру? Советская система государственных театров. А как в Америке, на Западе? Собираются вокруг идеи постановочной. А в государственных театрах это очень сложно. Взять, к примеру, Харьковский театр, 35 актеров в труппе и 15 человек — балласт, устроившиеся по знакомству, блатные. Мне их надо выгнать, а у меня никаких юридических прав нет, профсоюз на их стороне. Начинается борьба, интриги. А есть актеры-алкоголики, да еще и непрофессионалы. — Сегодняшний премьерный спектакль «Жили-были дед и баба» украшают старинные песни, частушки. Чувствуется любовь к русскому фольклору. Говорят, вы были знакомы с величайшим исследователем и исполнителем фольклора, самим Дмитрием Покровским? — Да, мы дружили. Познакомил нас Виктор Исаевич Новацкий, который работал у Покровского консультантом. Конечно, многому у Покровского научился, это человек высочайшей культуры. Когда он был у нас в Ярославле, актеры ансамбля Покровского проводили с нашими актерами мастер-классы. — Евгений Юзефович, ваша фамилия известная в Ярославле, но так получилось, что из нашего города уехали и вы, и ваши дети. Где они сейчас? — Илья живет в Москве, занимается компьютерным дизайном, он прирожденный художник. Младший сын Лев окончил физико-математическую школу, затем авиационный институт с красным дипломом. И не мог найти отвечающую его уровню работу, все казенщину какую-то предлагали. Через интернет нашел работу в американской фирме и уже четыре года живет в Америке. Жалко и обидно, и сын страдает. Ведь в Америке совершенно иная культурная среда. Как только свободные у него деньки вадаются, сразу прилетает в Россию. На Новый год в Ярославле был, со школьными друзьями встречался. — Теперь вашей фамилии нет в Ярославле, для культурной жизни это урон, на мой взгляд. — Это понимают, к сожалению, немногие. Когда я здесь жил и работал, я не чувствовал никакой поддержки. Сейчас с удовольствием приехал по приглашению Дмитрия Ардальоновича Стрекалова и поставил спектакль. Я комфортно себя чувствую, меня хорошо принимают. Сегодня в рыночных условиях осознаю, что у меня есть интеллектуальный товар и я могу его предложить. Меня зовут в Харьков, в Ужгород, в Воронеж, в Краснодар. И я с удовольствием еду в эти города и ставлю спектакли. Значит, я востребован — и я счастлив. — Вы работаете в соавторстве со своей женой Натальей Бурой? — Да, она пишет музыку для театра, я с ней давно сотрудничаю. В последнее время стала создавать для меня пьесы по моим идеям. В основном я беру классический, известный, популярный материал — западноевропейский, славянский. И когда рождается постановочная идея, я рассказываю жене, и она пишет пьесу. Сам я не пишу, потому что у меня получается очень рационально, по-режиссерски. Диалог должен быть живой, непосредственный. Наталья это делает легко. — Какие работы были у вас в Ярославле наиболее удачными, на ваш взгляд? — Спектакль по Александру Блоку, по поэме «Двенадцать». Это была весьма необычная постановка для Ярославля, новаторская. Мы ее возили в Москву. Театральные коллеги оценили высоко этот спектакль. А из детского репертуара мне ценна моя работа по сказке Пушкина о рыбаке и рыбке, на мой взгляд, одна из лучших работ. — А будущее есть у театра кукол, Евгений Юзефович? — Безусловно, есть, это удивительный вид искусства. Метафора театра кукол по поэтическому уровню гораздо выше, чем в драматическом театре, в балете… Кукольник свободен в выразительных средствах. В драматическом театре зритель себя уподобляет персонажу на сцене. А в кукольном театре он абстрагируется, видя на сцене нечто, на себя не похожее. И легко смеется над собственными пороками. — А что бы вам хотелось поставить в таком замечательном театре метафоры? — Очень бы хотелось поставить «Ревизора», я ищу театр, где бы это можно было сделать. Гоголь такой гротесковый писатель! А в театре кукол наиболее полно можно реализовать его метафору. Фото Сергея КИСЕЛЕВА.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page