Торг здесь не уместен, господа

За последнюю неделю в Ярославле и Ярославской области дважды поднимались цены на бензин.

ЕСЛИ самый популярный бензин АИ-92 стоил на заправках «Славнефти» 10 рублей 50 копеек за литр, то сейчас уже стоит 11 рублей 20 копеек. Самый дорогой бензин АИ-95 сейчас стоит 12 рублей 80 копеек, а дизельное топливо и бензин А-80 — 9 рублей. На заправках ТНК и «ЯрОйла» цены чуть пониже, но и качество бензина, как правило, там похуже. Так, бензин АИ-92 на заправках «ЯрОйла» стоит 11 рублей, АИ-95 — 12 рублей 60 копеек, а дизельное топливо и бензин А-80 — 9 рублей. То есть ровно на 20 копеек ниже на все марки бензина. Аналогичная ситуация и на заправках ТНК. Такое повышение наталкивает на мысль об определенном сговоре между компаниями, поставляющими бензин на ярославские заправочные станции. Большинство ярославцев, подъезжающих к заправкам и видя новые цены, громко возмущаются. А что толку? Заправляться все равно надо. Нынешнее повышение цен на бензин неприятно еще и тем, что именно в апреле с зимней стоянки из гаражей выводят своих железных коней пенсионеры и другие малоимущие слои населения, для них повышение цены на бензин — значительный удар по карману. Ведь зимой многие отказываются ездить на машинах только потому, что это слишком дорогое удовольствие. Кроме того, весеннее подорожание бензина, и особенно дизельного топлива, слишком болезненно для сельхозпредприятий, которые начинают посевную. Мы попытались выяснить, почему же все-таки в Ярославле, где свой мощный нефтеперерабатывающий завод, такие высокие цены на бензин. Мы, по-моему, уже перещеголяли цены на американских заправках. В соседних городах, например, в Костроме и Владимире, цены значительно ниже. И даже в Москве высокооктановые бензины повысились в цене лишь на 40 — 50 копеек за литр, а у нас в Ярославле на те же бензины цены подскочили от 70 копеек до 1 рубля 30 копеек. Честно сказать, вразумительного ответа получить нигде не удалось. Единственное объяснение нынешнего повышения цен на бензин заключается в том, что стремительно подорожали нефтепродукты в оптовом звене торговли, что, в свою очередь, связано с увеличением объема экспорта нефти из России и подорожанием сырья на внутреннем рынке. В департаменте топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области сказали, что они вообще к ценам на бензин отношения не имеют. Заместитель директора департамента Александр Иванович Минькин пояснил, что уже более десяти лет цены ни на нефть, ни на бензин государством не регулируются. Эти цены диктует рынок. Якобы. А рынку, как известно, дела нет ни до пенсионеров, ни до малоимущих слоев населения. Не можешь ездить на машине — ходи пешком. А как быть с сельхозпредприятиями, у которых посевная? До них тоже, видимо, никому дела нет. Как удалось выяснить, весной нефтяные компании увеличивают вывоз за рубеж нефтепродуктов, особенно бензина А-80 и дизельного топлива, из-за чего и повышаются цены и на внутреннем рынке. И государство будто бы сделать ничего не может. Впрочем, по словам заместителя директора департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Александра Минькина, если кто и может вмешиваться в политику ценообразования на бензин, так это комитет защиты прав потребителей и антимонопольный комитет. Два года назад, когда в Петербурге вдруг все нефтяные компании резко повысили цену на бензин, Санкт-Петербургское управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства сумело доказать наличие сговора между компаниями, поставляющими бензин в Петербург. А это является грубым нарушением закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», и цены на бензин были снижены. Ничего подобного в Ярославле не случалось, да и вряд ли случится. Хотя у нас тоже есть территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Но, как сказала руководитель управления Наталья Михайловна Сибрикова, их всего 17 человек на всю область, а вопросов, которыми приходится заниматься, слишком много. К тому же цены на бензин идут на самом деле из Москвы. Теоретически антимонопольное управление имеет право поднять вопрос ценообразования, если речь идет о монопольно высокой цене. По словам Натальи Сибриковой, они уже отправили запрос в ОАО «Славнефть-Ярославнефтепродукт» о причинах повышения цен на бензин и через неделю надеются получить ответ. Доказать нарушение антимонопольного закона крайне сложно и трудоемко. Нарушение может быть двух видов: злоупотребление монопольным положением и наличие сговора между компаниями, которые на рынке продвигают свой товар. Может быть, конечно, и громоздко, как говорит Наталья Сибрикова, доказывать эти нарушения, но, на взгляд простого обывателя, все это налицо. Ни для кого не секрет, что цены на бензиновом рынке Ярославля диктует «Славнефть». Потому что «Славнефть» держит здесь де-факто монополию. И попробовали бы остальные компании не повысить цены на свой бензин, если «Славнефть» их повысила! Эти компании вынуждены были бы уйти отсюда далеко-далеко. Так что наличие сговора все-таки есть. Правда, вряд ли сговора добровольного: скорее всего, компании вынуждают договариваться со «Славнефтью». И само антимонопольное управление признает, что монополия «Славнефти» у нас существует. Вот всего лишь несколько цифр, которые антимонопольный комитет получил в результате своих же обследований. На ярославском рынке оптовой реализации нефтепродуктов доля «Славнефти» составляет 83 процента. Доли остальных компаний измеряются исключительно в немногих процентах, а то и в десятых долях процента. А всего на оптовом рынке Ярославской области действует 17 компаний. Что касается розничной поставки нефтепродуктов, то ситуация чуть более радужная: на территории нашей области их поставляют 37 хозяйствующих субъектов, а доля «Славнефти» — 71,3 процента. А если говорить о поставке дизельного топлива, то доля «Славнефти» — 92,5 процента, хотя на оптовый рынок области ее поставляют 14 компаний, а в рознице — 27. Даже не обладая математическими способностями, легко представить, как микроскопически мала их доля. Одним словом, можно сделать вывод, что причина повышения цен на бензин кроется в элементарном нарушении закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» и антимонопольный комитет сделать ничего не может. То есть он, конечно, может наложить административное взыскание, но сначала должен доказать нарушение этого закона: злоупотребление положением монополиста и наличие сговора. А это, оказывается, сложно. А может, даже и не нужно. Потому что, как сказала Наталья Сибрикова в разговоре по телефону, мы все равно понимаем, откуда растут ноги. На вопрос, были ли случаи, когда антимонопольный комитет вмешивался в политику ценообразования бензина, Наталья Михайловна честно сказала, что случай такой был. В 1998 году. И тут же честно добавила, что их вмешательство ни к чему не привело: фактов нарушения антимонопольного закона они не установили. Во всяком случае, доказать не сумели, и старых цен, разумеется, никто не вернул. Одним словом, монополия как хочет повышает цены на бензин и при этом делает вид, что нарушений нет, а антимонопольный комитет делает вид, что у нас вроде бы как и монополий нет. Просто есть компания, доля которой на рынке достигает, а то и превышает 90 процентов. Но доказать это сложно, громоздко, трудоемко. Во всяком случае, ярославскому антимонопольному комитету не под силу. Так что заправляйтесь бензином по той цене, которую вам предлагают. Или ставьте свои машины на прикол.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям