Нужны туристы, а не их приветы

Несмотря на уникальные туристические ресурсы Тутаева, туризм здесь еще нескоро станет источником доходов местного бюджета, как о том мечтают многие годы тутаевцы. Мечтать, как известно, не вредно. Надо еще прилагать очень серьезные усилия, а главное — вкладывать большие деньги.

В ПРОШЛОМ году администрация округа вложила миллион рублей в строительство причала у пирса на правом берегу. На левом требуется значительно больше денег, так как там нет пирса. За прошлое лето сумели принять 8 туристических теплоходов, в том числе один с американцами и один с менеджерами турфирм. Всех встречали с душой, подготовили культурную программу на бис, разработали интересные туристические маршруты как по правому, так и по левому берегу: «Жемчужина провинции» (Воскресенский собор), «Путешествие в провинцию» (левый берег). Организовали на причале торговлю, предложив туристам сувенирные изделия местных умельцев и товары с романовской маркой. Кроме восьми теплоходов в свой первый сезон созданный в 2003 году центр туризма «Романов-Борисоглебск» принял еще и 10 автобусных экскурсий из разных регионов России. Идя навстречу пожеланиям экскурсантов, он дополнительно разработал экскурсию на колокололитейное производство братьев Шуваловых. Всего же работники центра встретили 1149 туристов, из них 124 иностранца и 117 школьников. — Зимой мы не теряли времени даром, — говорит директор центра Римма Владимировна Сахарова. — Участвовали в обучающих семинарах в Ярославле и Угличе, ездили в Москву на семинары по туризму, чтобы включить Тутаев в расписание движения по Волге туристических теплоходов. Предлагаемой нами культурной программой заинтересовались многие ведущие российские турфирмы и судоходные компании. Если в прошлом году центр туризма сотрудничал с тремя турфирмами, то на эту навигацию поступили заявки на остановку в Тутаеве 26 туристических теплоходов от семи турфирм. Заинтересовали их как предлагаемые нами маршруты экскурсий, так и наши обещания: «Напоим вас романовским пивом, угостим романовским сыром, оденем в романовские полушубки». Хотя что касается полушубков, то они спросом не пользовались, лучше раскупались тапки-шубенки. В Москве тутаевский центр туризма участвовал в выставке рекламы туристической продукции. Он издал красочный рекламный буклет, календарики, открыл туристический сайт в интернете, разослал информацию о старинном городе на Волге со своими предложениями во многие туристические центры страны. Пополнил кадры экскурсоводов. Работал над лицензией на туристическую деятельность. Получить ее было не так просто. На Волге очень большая конкуренция на въездной туризм. И то, что на это лето в Тутаеве было намечено принять 26 туристических теплоходов, можно считать успехом работников центра. К сожалению, второй блин пока выходит комом. Весной возникли форс-мажорные обстоятельства на Волге. И у сооруженного в прошлом году причала из-за отсутствия дебаркадера пока не смог пришвартоваться ни один туристический теплоход. Проплывая мимо, они посылают тутаевцам вместе с протяжными гудками свой привет. А была возможность первое судно с туристами из Москвы принять еще 25 мая. Где только не пытались взять в аренду дебаркадер. Представители администрации ездили даже в Муром, но решить неожиданно возникшую проблему пока так и не смогли. Все имевшиеся в портах ненужные им дебаркадеры давно проданы новым русским под рестораны-поплавки. Вложить еще один миллион и удлинить построенный в прошлом году причал нереально из-за отсутствия денег в казне. Призыв директора департамента культуры Михаила Ивановича Чернышова к предпринимателям приобрести дебаркадер для транзитных теплоходов в складчину пока повис в воздухе. Выход видится один: делать остановку теплоходов у причалов грузовой переправы, если на это согласятся в Ярославском речном порту. Прошлым летом от сошедших на берег с теплоходов туристов приходилось выслушивать не только восторженные отклики о тутаевских достопримечательностях, но и серьезные замечания. Например, такое: пристань для туристических теплоходов построили на правом берегу, а наиболее интересные экскурсионные маршруты — на левом. На переправу лишняя трата драгоценного времени. Также многие удивляются тому, что жители древнего города не могут вернуть его исконное название Романов-Борисоглебск, под которым он известен туристам. Но особенно стыдно экскурсоводам бывает за плохое благоустройство города, отсутствие туалетов, в том числе платных. Кроме того, иной раз они оказываются в очень затруднительном положении: какой дорогой вести туристов к Воскресенскому собору или к филиалу художественного музея, чтобы миновать разбитые улицы, обойти полуразрушенные здания, подобные бывшей сельхозшколе в левобережье. Очень тревожит увеличивающийся оползень на Кустодиевской набережной, требующей капитального берегоукрепления. Развитие въездного туризма в Тутаеве сдерживает отсутствие приличной гостиницы. Имеющиеся в Тутаеве гостиница «Ярославия» и база станции юных туристов не отвечают современным требованиям. Требует материальных затрат и создание сети кафе и ресторанов для обслуживания туристов, прибывших в Тутаев автобусами. Муниципальный центр туризма «Романов-Борисоглебск» вместе с департаментом культуры и туризма разработал проект программы «Развитие въездного и внутреннего туризма в ТМО Ярославской области на 2004 — 2007 гг.». Стоимость ее реализации подсчитывалась весьма приблизительно и вылилась в 3,5 млн. рублей. В программе предусмотрен тот минимум затрат, без которого сегодня нельзя говорить о дальнейшем развитии въездного туризма в округе. В частности, на установку причала для туристических теплоходов на левом берегу, строительство смотровой площадки у Воскресенского собора, ремонт дороги по улице Ярославской от собора до улицы Кирова, реконструкцию туалета рядом с кинотеатром «Экран», благоустройство Волжской набережной на правом берегу, развитие и поддержку народных промыслов на базе средней школы N 6 и дома ремесел, на организацию фестиваля «Романовская овца — золотое руно России», праздников Ивана Купала и Кустодиевского бульвара. Станет ли наш город в развитии туризма в один ряд с Угличем и Мышкином, сможет ли эффективно воспользоваться своим потенциалом, покажет время. Но директор центра туризма Римма Сахарова не теряет оптимизма.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page