Меняем льготы на деньги

Немногие решения российских властей за последние годы вызывали такой бурный эмоциональный отклик в нашем обществе, как пока еще не сформированный до конца и находящийся на стадии доработки законопроект о замене части полагающихся гражданам льгот на дополнительные денежные выплаты. Говорят об этом много, причем большинство участвующих в дискуссии не вникают в детали самого предложения, протестуя или как минимум сочувствуя протестующим, руководствуясь известной с советских времен позицией: «Сам не читал, но все равно категорически осуждаю».

ПЕРЕЖИТОК ФЕОДАЛИЗМА Прежде чем поддерживать ту или иную инициативу или выражать свое несогласие с ней, надо хоть немного понимать ее суть. Идея же эта, если рассматривать ее с точки зрения здравого смысла, в принципе является правильной, и вызывает удивление, что озвучена она была только сейчас, а не десять-пятнадцать лет назад. Натуральные льготы — это пережиток даже не того псевдосоциализма, в котором мы жили семьдесят с лишним лет, а самого настоящего феодализма, когда суверен даровал со своего широкого царского плеча привилегии своим подданным: вассалам — одни, холопам — другие. В нашей же посткоммунистической реальности это вылилось в неприкрытое дотирование монопольных секторов экономики. Сами привилегированные потребители платят за услуги транспортников, энергетиков, телефонных компаний меньше, но разница с лихвой возмещается из бюджета за счет денег, собираемых со всех налогоплательщиков. Причем деньги эти сегодня идут на поддержку отраслей, которые и так не бедствуют, в то время как экономика в целом испытывает нехватку инвестиционных ресурсов. НЕ КИНУЛИ БЫ ОПЯТЬ Идея реформаторов проста — дать гражданам самим выбирать, чье развитие и рост производства они хотят стимулировать из своего кармана, что вполне вписывается в логику рыночных отношений. Негативное же отношение и недоверие к этой инициативе у многих из нас основывается на недоверии к действиям государства, которое многократно нас кидало и обманывало. Последний раз совсем недавно — с накопительными пенсионными взносами, которые сначала обещали перечислять на персональные счета работающих, а потом вдруг решили направить в общий котел. Тем более что и за тем, и за другим решением отчетливо просматривается не слишком популярная в обществе фигура Михаила Зурабова — бывшего руководителя Пенсионного фонда, а ныне министра социального развития и здравоохранения. Вторая составляющая правительственной инициативы — передача ответственности за обеспечение части категорий льготников с федерального уровня на региональный. И в этом тоже есть смысл. Натуральная льгота в принципе везде одинакова — когда проезд бесплатный, все равно, сколько стоит билет. Когда же речь пойдет о живых деньгах, единый размер компенсационных выплат поставит жителей разных регионов в неравное положение, ведь где-то тысяча рублей — половина средней зарплаты, а где-то всего лишь одна двадцатая. Но здесь опасаются, что центр их кинет, уже сами губернаторы — обязанность по финансированию передадут, а источниками обеспечить забудут. Так что именно по этой позиции ожидается наиболее ожесточенный торг, который наверняка продолжится и после утверждения закона в Государственной думе. Представители правительства заверяют, что льготы по квартплате и коммунальным услугам планируемые изменения не затронут, но высказываются и другие точки зрения на этот счет. Закон может говорить одно, а состояние региональных и местных бюджетов свидетельствовать о прямо противоположном… СЕЛЯНЕ ТОЖЕ ЕЗДЯТ Что точно обещают отменить, так это льготы на транспорт. Хотя мотивировка этого несколько удивляет: мол, люди на селе в отличие от жителей крупных городов ими не пользуются. Может, где-то так и есть, но в нашей области инвалиды и ветераны на многих сельских маршрутах составляют подавляющее большинство, что вызывает немалое неудовольствие транспортников. Уж искреннее или нет — другой вопрос. А вот бесплатный проезд пенсионеров в городском транспорте федеральным законом вообще не регулируется, находясь в компетенции муниципальных властей. В Ярославле такая льгота действует в полном объеме, а в ряде городов проездные для этой категории пассажиров просто стоят дешевле, чем для остальных. Примерно так же хочет поступить и железнодорожная компания — платить за билеты будут все, но люди, имеющие на это право, чисто символические суммы. В конце концов можно никуда и не ездить, если это будет слишком накладно, а на дополнительные деньги, компенсирующие утраченную льготу, покупать продукты по более дорогой цене поближе к дому. С КРЕДИТКОЙ В АПТЕКУ Более сложный вопрос — что делать с бесплатными лекарствами? На сегодняшний день схема их распределения не только унижает человеческое достоинство пациентов, но и опасна для их здоровья. Старики и инвалиды не должны стоять в многочасовых очередях за спасительными таблетками и выпрашивать у врачей выписать им побольше рецептов. Когда средств на всех не хватает, кому-то достается больше, кому-то вообще не достается, а кто-то, хотя и инвалид, в лекарствах почти совсем не нуждается. К тому же в бесплатный список входят наименее дорогостоящие и не слишком эффективные препараты. Замена льготы на денежные выплаты повысила бы доступность современных, хорошо зарекомендовавших себя лекарств для тех, кому они больше всего необходимы. Но насчет того, кому и сколько выделять денег на таблетки, надо как следует подумать. Уравнительный подход по принципу «всем инвалидам 1-й группы — по 500, инвалидам 2-й — по 300 рублей» недопустим. Все болеют по-разному, и необходимо разработать свои нормативы для каждой группы заболеваний с учетом степени их тяжести. Применительно к некоторым тяжелым болезням — это вопрос жизни и смерти в прямом смысле слова, и для пациентов с такими диагнозами лимит выделяемых средств должен быть значительно выше, чем для остальных. Возможно, это не вполне справедливо, но несправедлива к людям прежде всего сама болезнь, и с этим нельзя не считаться. Думаю, что если государство выполнит обязательства, которые берет на себя, и будет индексировать компенсационные выплаты в соответствии с инфляцией, новая система заработает достаточно эффективно и люди к ней привыкнут. Но на переходный период — ближайшие полтора-два года — наверное, лучше было бы перечислять деньги на транспорт, лечение и другие ранее бывшие бесплатными услуги на отдельные счета, чтобы в аптеку или билетную кассу человек шел с карточкой, выданной в отделе соцзащиты, и лишь если сумма, переведенная на нее, уже полностью израсходована, доставал свой кошелек.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page