Сергей безруков: о личной жизни — ни слова

— Ради Бога, только не подходите к ним! Отец и сын Безруковы никаких интервью не дают! — грозно предупредила на съемочной площадке фильма с рабочим названием «Сергей Есенин» — о жизни, творчестве и загадочной смерти русского поэта — директор картины Наталья Панина.

УВЫ, Безруков-младший действительно не жаждал общения с прессой. Может, оттого, что сильно устал за последние несколько дней: актеру приходится совмещать съемки в кино с работой в театре и гонять чуть ли не каждый день из Москвы в Ярославль и обратно. По некоторым слухам, в отрицательном отношении киногруппы к прессе виноват генеральный продюсер 8-серийного сериала — Первый канал центрального телевидения, который якобы запретил артистам без его официального разрешения разговаривать с журналистами. А может, звезда немного зазнался от накатившей супер-пупер популярности и просто решил выпендриться перед представителем СМИ. Так или иначе, но стоило Безрукову-младшему ступить из белоснежной иномарки на заливной лужок деревни Давыдово Ярославского района, как охрана с криками: «Ух, журналюги, надоели!» — тут же начала оттеснять корреспондента подальше от драгоценного тела. Уломать Сергея Витальевича хотя бы на пару слов оказалось делом почти детективным. Чтобы побеседовать с популярным актером, корреспонденту «ЗК» пришлось не просто следовать за ним по съемочной площадке в свободные от бесчисленных дублей минутки, но и фактически стать тенью Безрукова. Получилось что-то вроде интервью на бегу: между съемками, переодеваниями, распиванием чая и отдыхом звезды. В общем, почувствуй себя, папарацци, лошадью! Причем сам Сергей сие общение за интервью не принимал. И после каждого вопроса, на который волей-неволей ему приходилось отвечать, несколько нелепо заявлял: «Ничего не спрашивайте! Я с прессой не разговариваю! И батя — тоже». Что ж, воля звезды, тем более та-а-акой величины, — закон. Так что назовем получившийся текст не интервью, а, скажем, случайным диалогом с семьей Безруковых. СЫН Первое впечатление от него во время съемок — абсолютно романтическое и возвышенное. Светлый, добродушный, распахнутый, с летящей походкой и ясными, голубыми, как небо, глазами. Он смотрится этаким вечным шекспировским Меркуцио. Или Иванушкой, в которого обязательно влюбится прекрасная принцесса. Кажется, что и в жизни актер Безруков должен быть именно таким. Однако кто бы мог подумать, что этот обаятельный молодой человек с искрометной улыбкой, в которого пачками влюбляются поклонницы, обожает и умеет играть непростых героев. Его творческое кредо — люди-гении, с изломанной, подчас сорванной психикой, ранимой душой и сложной судьбой. Такие, как Пушкин, Моцарт, Есенин… Да и сам Сергей не так уж прост, как на первый взгляд кажется. Да, добродушный, но осторожный в общении. С ясным взглядом, в котором отражается не только лучистое солнышко, но и какая-то непонятная извечная тоска, будто актера мучает тысяча серьезных и неразрешимых вопросов. Вроде открытый, но в то же время замкнутый, сам себе на уме. Сияет, но поди ж разбери, что у него сейчас на уме и на сердце! Короче говоря, сложный, очень сложный характер. Про таких еще говорят: этот парень — крепкий орешек. — Сережа, скажите, почему все-таки именно Есенин? — Этого поэта я люблю с детства. Такие чувства передались от бати, который тоже с детства влюблен в Есенина и как в поэта, и как в великую, масштабную личность. Если хотите, то можно выразиться так: отец сына отдал на заклание Есенину. — Выходит, тема русского поэта-хулигана возникла не случайно. — Совершенно верно. Мы с отцом — известным театральным и киноактером и режиссером — шли к ней всю свою сознательную жизнь. Но серьезно все началось с того момента, как батю пригласили в Московский театр им. Пушкина на роль Сергея Есенина. Начались долгие репетиции. Мой родитель прочел все книги поэта, его личную переписку и воспоминания современников о нем. По сути, Есенин стал религией отца. Он чувствовал его всеми фибрами своей души, каждым мускулом, каждой клеточкой тела. Казалось, два человека, живущих в разное время, мечтающих о разных высотах в жизни, стали похожими, как две капли воды, слились в одно целое. Специально для спектакля отец поставил танцы, разучил старинные русские песни, даже навострился играть на гармошке. Но, к сожалению, по политическим причинам в советские времена постановку запретили. Однако батя не унывал и пытался всячески пробить тему самобытного поэта. И вскоре его пригласили на роль Есенина в телефильме «Анна Снегина». А потом, когда я подрос, оперился и достиг творческого совершеннолетия, отец с большим уважением передал есенинскую ипостась сыну. — Каким образом это произошло? — К столетию поэта один из режиссеров рязанского театра предложил Виталию Безрукову написать пьесу про Сергея Есенина. Отец согласился, и вскоре родилось литературное произведение «Золотая голова на плахе». В театре прочитали. Восприняли с восторгом и пригласили меня на главную роль. Но, видно, не судьба. Уже в наши годы образ поэта кому-то не дает покоя: спектакль запретили. Аргументы самые что ни на есть смешные: им будто бы это вообще не нужно… И снова Безруков-старший не успокоился. Он предложил пьесу столичным режиссерам и неожиданно вышел на худрука Ермоловского театра Владимира Андреева. Владимир Алексеевич сообщил, что уже ставит у себя в храме Мельпомены пьесу про Есенина. И очень сожалел по поводу вовремя не прочитанной пьесы Виталия Безрукова. «Вот если б раньше «Золотую голову на плахе» увидел, обязательно поставил бы ее. А так менять планы уже не могу», — сказал Андреев. Но пообещал, что в искупление пригласит на главную роль в своем спектакле Безрукова-младшего. И свои слова сдержал. — Отец помогал в творческом процессе? — Обязательно! Он — мой самый строгий и справедливый судья и критик. Я ему полностью доверяю. Многие куски в спектакле мы репетировали вместе. Вместе работали над текстом и по крупицам подбирались к образу героя. По большому счету, многие задумки отца, которые он не сумел воплотить на сцене рязанского театра, перешли в Ермоловский. Те же песни и танцы, которые батя репетировал сам, те же стихи и ключевые есенинские фразы. Успех спектакля превзошел все ожидания. — А как случилось кино? — Литературный сценарий к фильму с рабочим названием «Сергей Есенин», который сейчас снимают в Ярославле и его окрестностях, также написал Виталий Безруков. Нашелся талантливый режиссер Игорь Зайцев, который вместе с отцом начал работу над картиной. А я, как вы уже поняли, играю в фильме главную роль. Батя решил, что сын достаточно экспрессивен, чтобы и в кино вжиться в образ Сергея Есенина. — О чем же ваш фильм? — Это будет сериал о жизни и смерти русского поэта. Без прикрас и особых фантазий. Хотя, конечно, вымысел в картине присутствует. Начинается фильм с того, что в ФСБ в наши дни приходит письмо с пометкой «Срочно разобраться в убийстве!». В конверте — старая фотография, на которой снят Есенин в окружении деревенских жителей. А далее генерал службы безопасности — его играет народный артист России Олег Табаков — проводит расследование по данному факту. И мы как бы окунаемся в есенинское время, становимся соучастниками и очевидцами жизни поэта. В фильме прослеживается судьба Есенина с 1923 года. — Кто-то еще из вашей семьи участвует в съемках картины? — Да, мой батя играет отца Сергея Есенина. Так что фактически он мне теперь вдвойне близкий родственник, — Безруков-младший беззвучно смеется. — А жена? — Она тоже задействована. Блистает в фильме в роли любовницы поэта Анны Кашиной. Той самой женщины, которая стала прототипом Анны Снегиной. — Значит, ваша любовь в жизни перенесется и на экран? — Выходит, так. — А правду говорят, что Безруков-младший свою жену боготворит и называет ее единственной и самой неповторимой, первой и последней любовью в жизни? — Я на личные вопросы не отвечаю, — Сергей слегка краснеет. — Хотя это так. — А еще говорят, что в первый съемочный день к вам на площадку явились две симпатичные девушки с розами. Они пылко признавались в чувствах и просили автограф. С поклонницами-то все-таки общаетесь? — Не скажу. — Ну, хорошо, тогда еще о сериале. Кто из известных актеров кроме уже названных почтит его своим присутствием? — Александр Михайлов исполнит роль Эдуарда Хлисталова — следователя, занимающегося, как и герой Табакова, расследованием по делу Есенина. Между прочим, Хлисталов существовал на самом деле. Если вы помните из истории, это был человек, который действительно исследовал жизнь и смерть поэта. Он даже написал книгу под названием, если не ошибаюсь, «Тринадцать уголовных дел». А еще в съемках участвуют Валентина Теличкина — она играет маму Есенина — и Юрий Дубровин, который по сценарию дед Есенина по женской линии. А голливудская актриса Шон Янг сыграет в «Есенине» Айседору Дункан. — Сережа, кроме Есенина вы в театре исполняете роли Пушкина, Моцарта. Тяжело, наверное, переживать судьбу других людей, особенно гениев? — Конечно. Побудешь в шкуре другого человека некоторое время и уже чувствуешь, как груз его проблем, его радости, беды и печали ложатся на твои плечи. — Не жутко перевоплощаться в такие сильные образы? Ведь можно что-нибудь нетактично истолковать, и зрители не примут вашего героя. — Я очень трепетно отношусь к своим ролям. Стараюсь вникнуть в самые сокровенные желания и переживания героев. Ищу внешнее и внутреннее сходство между собой и ними. Я понимаю и принимаю весь груз ответственности, когда выхожу на сцену или съемочную площадку. А иначе в искусстве нельзя. — Понимаю. Такая философия наверняка не позволит допустить ошибок. — Точно. Каждую роль оттачиваешь до блеска. — И все же, если говорить о фильме. Каков ваш Есенин? — Такой, каким мы его привыкли воспринимать. По-крестьянски открытый, добрый, немножко бесшабашный, хулиганистый и вечно влюбленный поэт. Для меня он очень дорог. Выйдет фильм — сами увидите. — А трудно играть классика после бандита в «Бригаде» и милиционера в «Участке»? Ярлык не тяготит? Ведь кое — кто из публики уже привык Вас видеть в тех образах. И соотносит Безрукова-младшего только с ними. — Да, он — разносторонний. Любит играть все, что интересно. А умный зритель его правильно поймет, — ответил вместо актера доброжелатель из массовки… Взглянув на режиссера, который призывал артистов на съемки, Сергей отчетливо дал понять, что время общения с корреспондентом крайне ограничено. Поправив подтяжки на штанах, кудряшки на голове и выпустив наружу краешки белой рубашки-размахайки, Безруков-Есенин кинулся в кадр под «дуло» камер. Жить и умирать своей ролью. Как фанатик на амбразуру. Чтобы отработать примерно девять — шестнадцать часов. А в это время на площадке появился его отец. БАТЯ С Безруковым-старшим Безруков-младший общается крайне интеллигентно. И зовет Сергей родителя не отец или папа, а уважительно-почтительно — Батя. С большой буквы. Как государя-батюшку. -Ба-а-ать, иди сюда, помоги мне с ролью разобраться! — Батя! Тут декорации надо установить! — Бать, я хорошо сегодня играю? Эти и другие крики сына слышны на съемочной площадке то и дело. Сергей и Виталий — единое целое. Это знает вся киногруппа до самого незначительного персонажа массовки. И никто не смеет нарушать эту идиллию. — Виталий Сергеевич, вы все время подле сына. Потому что считаете его несамостоятельным, без папы не справится? — Нет, нет и еще раз нет! Сергей — абсолютно обособленная творческая личность. Он все умеет и делает сам. А я лишь иногда корректирую его работу. Сейчас же на площадке я, прежде всего, выступаю не как родитель, а как автор сценария и актер, исполняющий одну из главных ролей. — И все же, частенько наставляете сына на путь истинный? — Наставляю и буду наставлять, пока жив. Потому что мы с Сергеем — не только родственники, но еще и друзья, партнеры по искусству. Он помогает мне, я — ему. Делимся жизненным и актерским опытом. Вот такая творческая взаимовыручка. — А ссор на площадке не возникает? Так сказать, конфликт отцов и детей… — Никогда! У нас с Сергеем действительно интеллигентные отношения. Как бы горячо ни обсуждали тему, всегда приходим к согласию. Мы готовы поддержать друг друга в трудную минуту. — Как удалось вырастить такого воспитанного, доброго и отзывчивого сына? Он и вправду относится к вам с благодарностью и любовью. Даже смотрит на вас с нескрываемым восхищением. — Я с детства внушал Сергею: семья — основа общества, это — главное в жизни человека. Горжусь, что он сей постулат усвоил, и теперь крепко держится за семью. И в личном, и в творческом плане. Жаль, что в России сегодня во многом культивируются другие идеалы. За настоящие, нравственные ценности нынче не каждый борется. — Злые языки утверждают, будто Безруков-младший пролез в театр и кино за счет старшего. — Это гнусная ложь. Естественно, я помогал Сереже и когда он учился в Школе-студии МХАТ, и после ее окончания, во время работы в театрах и на съемках фильмов. Но эта помощь ограничивается подсказками что и как лучше сделать, а не натаскиванием и проталкиванием сына в различные структуры и на премии. Он не беспомощный котенок! Еще раз повторюсь: Сергей учился и работает самостоятельно. Он априори талантлив и органичен. Его не нужно никуда пробивать — сам пробьется. — Но роль-то Есенина вы сыну все же дали? Судя по всему, других кандидатов не было. Кинопроб, соответственно, тоже… — Я с детства приобщал Сергея к поэзии, особенно есенинской. А сейчас глубоко убежден, что роль Есенина — только для него. Я знаю, что мой мальчик сыграет это достойно. У него светлая душа, в нем столько внутреннего трагизма, чистоты, глубины, мужества… Не сомневаюсь: образ Есенина будет у Сергея удачным. — Помимо фильма о Есенине у вас ведь с сыном есть еще совместные работы? — Да. Спектакль о Пушкине, где Сергей тоже в главной роли. А когда сын учился в театральном, я написал и поставил по рассказам Чехова пьесу «Ведьма». Опять же, чтобы Сергей сыграл в ней хорошую роль. Пока все, к счастью, получается. — А как вообще складывается ваша творческая судьба? — Более-менее удачно. Я прожил на сцене всю жизнь. Работал и актером, и режиссером. Но, если говорить подробнее, я, как Сережа, закончил Школу-студию МХАТ. Учился у замечательных педагогов: Станицина, Массальского, Блинникова, Журавлева. Наставники дали очень хорошую подготовку, и после окончания Школы я попал в Московский государственный академический театр имени Пушкина. Там и состоялся как актер. Я играл первые роли, был любимцем публики, получил премию на фестивале в Мангейме за роль разбойника в пьесе Шиллера. — А почему о своих успехах вы говорите в прошедшем времени? Актер Безруков-старший жив, но нынче его не слышно и не видно. Что случилось? — Актерская судьба переменчива. Сегодня ты на плаву, в фаворе, а завтра — растоптан и смешан с грязью. Я не говорю, что это произошло со мной — все-таки жив-здоров, пишу сценарии, ставлю спектакли. Но… Когда-то я играл в Театре сатиры. Играл много и с наслаждением. А потом вдруг меня забыли, бросили: ни статей в журналах, ни рецензий. Как будто вычеркнули Безрукова из творческого состава. Пришлось спустя годы снова напоминать о себе. — Но сейчас у вас снова творческий подъем. — Это, прежде всего, благодаря сыну. Он радует успехами. — Чувствую, тандем батя — сын Безруковы крепок и надежен? — Я всегда готов подставить сыну отцовское плечо. Надеюсь, и он меня не забудет. Автобиографическая справка Сергей Безруков родился в 1973 году в семье актера и режиссера Виталия Безрукова. Окончил Школу-студию МXАТ в 1994 г. (курс Олега Табакова), в том же году был принят в труппу Театра под руководством Табакова. Играл в спектаклях «Страсти по Бумбарашу» (Студент), «Ревизор» (Квартальный), «Билокси-Блюз» (Юджин Джером), «Затоваренная бочкотара» (Телескопов), «Матросская тишина» (Давид Шварц) и другие. Занят во МХАТе им. А. П. Чехова в спектаклях «Амадей» (Моцарт), «Священный огонь» (Морис Тэбрет). В 2002 году в театре им. М. Н. Ермоловой вышел спектакль «Александр Пушкин» по пьесе Виталия Безрукова в его же постановке, а Сергей сыграл великого русского поэта. Несколько лет Сергей Безруков работал на телевидении — озвучивал 11 персонажей программы «Куклы» (НТВ). В последнее время он активно сотрудничает со звукоиндустрией. На его счету работы в постановках «Любовь к трем апельсинам» и «Про Федота-стрельца» Леонида Филатова (Сергей озвучивает всех персонажей), радиопостановка «Азазель» (роль Фандорина), «Сборник стихов Есенина». Кроме того, Сергей Безруков снимался в фильмаx: «Крестоносец», «На бойком месте», «Китайский сервиз», «Вместо меня», «Бригада», «Азазель» и др. В 1997 году актер был удостоен Государственной премии РФ за роль Есенина в спектакле Театра имени М. Н. Ермоловой «Жизнь моя, иль ты приснилась мне». Затем получил премию «Московские дебюты» за роль Петра в спектакле «Последние». В 2002 году в конкурсе «Лица года» Сергей получил награду как актер года.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям