И чудных видений была их полна голова

Юношеская библиотека N 15 в Ярославле не случайно носит статус музея. Уже который год здесь собирают материалы, касающиеся судьбы поэта Марии Петровых. Потому и не прошли сотрудники библиотеки мимо забытой даже специалистами даты — 85-летия со дня основания Ярославского союза поэтов.

Сбором сведений о его работе, о жизни и деятельности его членов вот уже много лет занимается научный сотрудник литературного музея в Карабихе Ирина Константиновна Соколова. НЕ УСТУПАЛИ ПОЭТАМ ПРОЛЕТКУЛЬТА Кружок молодых поэтов начал складываться в Ярославле еще в предреволюционные годы. Среди тех, кто в него входил, стоит отметить Екатерину Вахрамееву, Маргариту Эпштейн, Максима Богдановича. После революции часть из них отошла от литературной деятельности, другие сочетали ее с общественной работой — проводили вечера пролетарской поэзии, концерты. При Союзе рабочих печатного дела была создана драматическая секция, на Ярославской Большой мануфактуре организован кружок писателей-рабочих, целью которого было изучение литературы, русской и иностранной, «внесение лепты в творчество нового пролетарского искусства». В сентябре 1918 года был издан первый сборник из цикла «Творец-пролетарий», который назывался «В Буре и Пламени». По отзывам некоторых деятелей московского Пролеткульта, этот сборник не уступал по впечатлению даже выходившим в то время сборникам писателей-пролетариев российского масштаба. Ярославцы пытались издавать дешевые книжки русских классиков. В местных газетах публиковались стихи, рассказы, отрывки из повестей и романов, статьи об искусстве. В марте 1919 года на восточный фронт был отправлен литературно-театральный поезд имени Карла Либкнехта «Ярославец» с подарками, литературой, газетами. На премьеру своей пьесы «Стенька Разин» в Волковском театре весной 1919 года в Ярославль приезжал Василий Каменский, бывший в то время председателем Союза поэтов. Его выступления перед читателями вызвали бурную дискуссию в прессе относительно того, считать ли Каменского пролетарским писателем. 31 марта 1919 года состоялось собрание молодых литературных сил Ярославля. На нем представитель Московского центра Всероссийского союза поэтов Владимир Королев познакомил присутствующих с уставом союза, условиями, на которых в Ярославле можно было оформить ярославское губернское отделение Союза поэтов. То и другое было принято. Председателем созданного союза избрали Владимира Королева, почетным председателем — Анатолия Васильевича Луначарского. МЛАДЕНЦЫ ПОД КОНТРОЛЕМ НКВД Союз поэтов в Ярославле объединил людей разных сословий и направлений: В. Королев, С. Полинский, Л. Мурогин, А. Лбовский — представители дворянства, С. Потехин, Дм. Горбунов, А. Смирнов — выходцы из рабочих и крестьян. У Королева пролетарская поэзия сочеталась с футуристическими элементами, стихи Мурогина носили отпечаток влияния Бальмонта, Лбовский писал порою модернистически-туманные, мистические стихи, произведения Потехина, Смирнова носили революционно-народнический характер. Уже через месяц члены союза провели первый вечер ярославской эстрады поэтов, о котором подробно рассказали местные газеты. Впоследствии такие вечера проводились неоднократно. В них принимали участие не только поэты, но и артисты, художники, бывали гости из Москвы, Ленинграда. В 1919 году, после того как Владимир Королев уехал в Калугу, председателем Союза поэтов стал Лев Мурогин. Под его руководством в Ярославле проводились так называемые «литературные понедельники» — обычные творческие рабочие встречи с чтением стихов и обсуждением прочитанного. Время было голодное, тревожное. Россия полыхала войной и революцией, а поэты оставались поэтами. Вот что записал А. Лбовский в дневник своего коллеги по цеху Жана Озерского, на квартире которого чаще всего и происходили сборы: «В Союзе поэтов Озерский и Лбовский Пилили для печки дрова, И чудных видений, Великих фантазий Была их полна голова». Союзом были проведены вечера, посвященные 20-летию поэтической деятельности пролетарского поэта Александра Смирнова, творчеству Валерия Брюсова, юбилею Спиридона Дрожжина, Некрасовский вечер. В 1921 году был проведен большой вечер в пользу голодающих Поволжья. Его итогом стал сборник «Ярославль — голодному Поволжью». Работа Союза поэтов не осталась незамеченной. Вот как характеризовали ее современники: «Полнейшая оторванность от жизни, от действительности», «надуманность, мертвый, непонятный даже авторам символизм, вымученность», «золотые грезы». А в газете «Северный рабочий» от 10 сентября 1922 года Яков Нальский публикует свою статью «О младенцах, с небес упавших (не рецензия, а впечатления)», в которой подвергает резкой критике один из «литературных понедельников». Все эти негативные отклики общественности имели свои последствия — в конце 1922 года деятельность Союза поэтов в Ярославле была приостановлена и возобновлена лишь четыре месяца спустя по новому уставу, утвержденному НКВД. НЕ РВАЛИСЬ НА ПОДМОСТКИ Одновременно с Союзом поэтов в Ярославле был создан Коллектив пролетарских писателей. 16 сентября 1923 года состоялось совместное заседание правления Союза поэтов и бюро пролетарских писателей с приглашением художников и композиторов. На заседании было принято решение создать единую творческую организацию — Литературно-художественную ассоциацию (ЛХА). Просуществовала она недолго — менее чем через полгода Союз поэтов в обновленном составе вышел из нее и стал именоваться Коллективом пролетарских писателей. Но остался в Ярославле и собственно Союз поэтов, в котором объединились молодые начинающие. Среди них — Петр Градницкий, Иван Ханаев, Мария Петровых. Эти не рвались на подмостки и сцены, работали камерно. Собирались они где придется — летом на дебаркадере на Волге, зимой — в клубе им. Томского (близ кинотеатра «Горн»), позднее на Лесной площадке (ныне ул. Советская) на квартире одной из участниц, Маргариты Саловой. Кстати сказать, именно она привела в Союз поэтов Марию Петровых, а затем долгие годы хранила ее дневники, стихи и многие другие материалы о работе Ярославского союза поэтов. После смерти Саловой, в начале 90-х годов прошлого века, ее архив был передан в литературно-мемориальный музей «Карабиха». Вот что вспоминала впоследствии о «литературных понедельниках» Мария Петровых: «Ярославский союз поэтов был воистину союзом поэтов — он объединял людей на редкость одаренных, которых я вспоминаю всю жизнь с восхищением и признательностью. Атмосфера исключительного доброжелательства, чувства духовного единства, полное отсутствие эгоцентризма, дружественность, серьезное и доброе внимание к работе товарищей по союзу, молодость, жизнелюбие — вот что нас глубоко и счастливо объединяло. И конечно, главное — беззаветная любовь к русской поэзии… В процессе обсуждения стихов мы воспитывали в себе взыскательность, требовательность к литературному труду. И не было никакой напряженности в нашем общении; всем было легко, и смеялись часто и безобидно, весело подшучивали друг над другом». В 1926 году Союз поэтов издал коллективный сборник «Ярославские понедельники», в который вошли стихи 12 поэтов. Отзывы о нем были весьма суровы. Поэзия авторов оценивалась с точки зрения идеологии, политики, а не художественности. Вот что писал о нем один из критиков-современников: «Крайний индивидуализм вперемешку с пытающимся взбунтоваться анархизмом — социальное лицо сборника. Все жизненные ощущения преломлены сквозь призму индивидуалистического тупика, отсюда общая минорность сборника, его „постный тон“. Сборник в целом напоминает именно понедельник в представлении подвыпившего подмастерья (скучный, тяжелый день понедельник), вытащенный вдобавок из календаря отживающих мироощущений, отжившего понимания нашей жизни». На следующий год Союз поэтов помог издать первый сборник Дмитрию Горбунову — «Черемуховый след». В 1925 — 1926 годах часть поэтов, в том числе и Мария Петровых, уехали в Москву, и в 1927 году ярославское отделение Союза поэтов прекратило свое существование. Возможно, деятельность Союза поэтов в Ярославле и не была очень яркой и общественно значимой, но в его недрах выросли такие крупные поэты, как Мария Петровых, Иван Ханаев, Дмитрий Горбунов, ставшие впоследствии членами Союза писателей СССР. В Ярославской областной библиотеке им. Некрасова хранится экземпляр «Ярославских понедельников» с дарственной надписью одного из авторов, поэта Михаила Сироткина. Книга презентована А. А. Золотореву, автограф датирован мартом 1929 года и гласит: «Уважаемому Алексею Алексеевичу Золотореву — падающую на меня долю наших ярославских молодых грехов». Еще один экземпляр этой книги хранит библиотека педагогического университета им. Ушинского. А в этом году «Ярославские понедельники» появились и в библиотеке N 15. Книгу подарила библиотеке-музею одна из коллег, нашедшая ее в своих запасниках. Для литературоведов сборник этот ценен еще и тем, что в нем впервые опубликованы два стихо-творения Марии Петровых.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page