Татьяна степанова: я раскрою вам маленький секрет

Все ли школы области распахнули сегодня свои двери перед учениками, какие новые сюрпризы приготовило для наших детей российское Министерство образования и чем закончится для школьников этот учебный год: едиными государственными или все-таки традиционными экзаменами? Согласитесь, что ответы на все интересующие нас вопросы лучше всего получать из первых уст.

В прошлый вторник, 24 августа, в редакции «Золотого кольца» состоялась прямая линия с директором департамента образования администрации Ярославской области Татьяной Александровной СТЕПАНОВОЙ. Вместе с Татьяной Александровной на вопросы читателей отвечали начальник отдела развития общего и среднего образования Светлана Викторовна АСТАФЬЕВА, помощник Лидия Константиновна НИКОНОВА и пресс-секретарь департамента образования Наталья Николаевна ПЕТРОВА. С первых же минут прямой линии наш редакционный телефон, можно сказать, накалился от звонков из Углича. Складывалось впечатление, что родители всех учеников местной базовой, то бишь начальной школы договорились в этот день дозвониться до директора департамента образования области и поведать ей о своей общей тревоге. Дело в том, что школу, в которую ходили дети позвонивших, угличские власти и пожарные решили закрыть. По заключению последних, здание школы — памятник архитектуры XIX века — стало совершенно не пригодно и опасно для обучения в нем детей. Но родители с этим мнением не согласны. Точно такие же проблемы есть и у других школ города, которые, однако, почему-то не закрывают, более того, базовая была лучшим учебным заведением Углича. — Самое обидное, что мы, родители, узнали обо всем этом в последний момент, лишь 16 августа, — волновалась одна из мамочек. — Почему нельзя было обследовать школу в мае, перед каникулами, а не в конце июля? Теперь 140 человек просто так выставлены на улицу. Конечно, детей распределили по разным школам. Но некоторым из них за знаниями придется ездить из центра города на окраину. — А почему бы вам не встретиться с Элеонорой Шереметьевой, обсудить эту проблему с властями? — Мы пробовали, но глава не хочет с нами встречаться. Что интересно: сейчас в нашей школе снимает кино Казарновская. Ей не запретили там находиться. А как же иначе, школа прекрасная. А если требует ремонта, то почему раньше не были выделены на это деньги? Вон какую мэрию в городе отгрохали, а на базовую наплевать. — Разберемся. Однако мы знаем о серьезных замечаниях органов госпожнадзора, и не считаться с ними нельзя. — Будет ли введена школьная форма? Как родитель, я хотела бы, чтобы был введен запрет для девочек на ношение коротких юбок в школе и яркий макияж. Татьяна Юрьевна Казарова, Ярославль. — Введение формы — это право родительского комитета и руководителей школ. Какого-то административного решения по тотальному введению в школах формы не будет. Мы уже ушли от скучного однообразия внешнего вида ученика. Но если родительский комитет полагает, что необходимо в какой-то отдельной школе ввести форму, если есть желание выразить особенность своего учебного заведения, то это их право. Насчет макияжа. Наверное, методом запрета не обойтись. Это должно быть как раз делом той мамы, которая задает вопрос. Она должна учить свою дочь, что прилично, а что нет. Это вопрос не к нам, а скорее к себе. — Нет ли у руководства школ идеи ввести факультатив, который будет пропагандировать здоровый образ жизни? — По-моему, если кто и занимается сегодня пропагандой здорового образа жизни среди молодежи системно, то это школа. У нас такие факультативы есть. Но хотелось бы сказать, что, дорогие родители, вы в большей степени должны заниматься воспитанием в детях потребности в здоровом образе жизни. — Возможно ли лыжи и плавание сделать факультативом для желающих? — На сегодняшний день существует стандарт по дисциплине «физическая культура», который мы обязаны выполнять. Да, существует много недоработок в этом стандарте, с этим я согласна. Не всем под силу заниматься лыжами, прыгать через коня и так далее. Я открою небольшой секрет: мы сегодня разрабатываем региональную программу, ориентировочное название которой «Здоровье детей». В нескольких школах области планируется провести эксперимент по введению курсов, которые бы не вызывали у школьников отвращение от физкультуры, а наоборот. Перед этим мы, конечно, обеспечим в этих школах всю необходимую спортивную базу. Ведь почему не любят лыжи? Не столько из-за самих лыж. А потому, что с ними надо добираться в школу из одного района Ярославля, например, в другой. Ехать в переполненных троллейбусах и так далее. К тому же не во всех школах есть возможность привести себя в порядок после занятий. Нет того же душа, нет времени между уроками. Физкультура — и сразу математика. То есть уже дискомфорт. На уровне эксперимента у ребят будет возможность заниматься не только лыжами, но и по желанию той же борьбой, ритмикой, дзюдо. Вариативность должна быть, чтобы физкультура приносила ребятам радость. — Беспокоит недавно обсуждавшаяся и планируемая депутатами Госдумы отмена льгот для сельских учителей. Речь идет о 25-процентной надбавке. Будет ли она как-то компенсирована? Это потеря для сельских учителей. Учителя Воскресенской школы Некоузского района. — Официально закон нигде не был опубликован. И до сих пор у нас нет перечня льгот, которые переведены на денежную основу. Так что на сегодня заявлять, что что-то будет, а что-то нет, нельзя. Давайте, во-первых, дождемся закона. А во-вторых, на сегодняшний день эта надбавка выплачивается, и никаких изменений нет и не будет. — Есть ли какие-нибудь программы по защите некурящих школьников от курящих? Положение настолько плохое, что у некурящих болит голова после школы. Валерий Владимирович Зверев, Ярославль. — Отчего болит голова, разве в школе на уроках курят? Сейчас с этим строго, даже школы, где курят в перемену, редки. Было бы неплохо конкретизировать, где именно учится ребенок. — Почему в школах никак не «рекламируют» талантливых детей? На досках почета висят лишь портреты спортсменов. — Я абсолютно не согласна с Валерием Владимировичем в данной ситуации, потому что талантливых детей мы как раз очень поддерживаем. Они участвуют и в областных, и в районных, и в республиканских, и в международных олимпиадах. Более того, многие из ярославских детей побеждают на них, и мы всегда стараемся проинформировать об этом нашу общественность. Всегда даем массу информации в газеты и на телевидение. Надо чаще читать газеты. Поэтому говорить, что талантливыми детьми никто не занимается, нельзя. Мы стараемся каждого ребенка, который каким-то образом выделяется, поддержать, направить и развить его способности. Это естественно, мы же сами гордимся нашими детьми. Растет число предметных олимпиад, проводятся конкурсы, лучшие работы отправляются в Москву. Так, по окончании прошлого учебного года в одной из ярославских газет мы пофамильно напечатали всех медалистов. — Не слишком ли много у нас медалистов? Награды многих из них вызывают подозрение. — Вы знаете, заключения делать у нас, наверное, могут все. Каждый считает себя специалистом. Мы очень серьезно занимаемся проблемой медалистов и можем на сегодняшний день сказать, что меры предосторожности и даже какого-то своеобразного ограничения по линии департамента образования приняты. Соблюдается все в соответствии с действующими нормативными документами и законодательством. Если ребенок шел в течение 10 лет с надлежащими оценками, если в последние два года по полугодиям у него не было четверок, а только пятерки, ребенок на глазах своих сверстников учился, то неужели в этой ситуации мы не должны доверять педагогическим коллективам. Плюс к тому же на сегодняшний день есть областная медальная комиссия, которая следит за правильностью проведения экзаменов и проверки экзаменационных работ. На письменные экзамены мы выдаем тетради с грифом департамента образования строго по количеству медалистов. То есть переписать сочинение, исправить ошибки здесь невозможно. Если есть какие-то исправления, то претензии предъявляются ко всему педагогическому коллективу, вплоть до директора. Если в других областях пять процентов медалистов, то у нас всего один. — Постоянно закрываются сельские школы. Сколько их будет закрыто в этом году? Говорят, в одном только Брейтовском районе сразу две. Валентина Кошкина, Ярославль. — По Брейтовскому району у нас нет информации. Всего в этом году будет закрыто 5 начальных школ: в Некрасовском, Угличском, Борисоглебском, Любимском и Пошехонском районах. Одна из причин — демографическая ситуация, нет детей. Только с 2000 по 2005 год мы потеряем четверть наших учеников. Естественно, часть школ закрывается. Что делать, если в 9-летней школе остаются от 7 до 20 человек. Так, в Титовской школе Борисоглебского района учились всего 7 детей. В Поздеевской Некрасовского района — только один ребенок. А нужно обеспечить для учителей и учеников нормальную материальную базу. Ведь нужны классы и химии, и физики. А в результате из-за малого числа учеников, так как финансирование школ у нас сегодня идет из расчета количества учащихся в них, есть опасность не обеспечить нормальное качество образования. Поэтому мы принимаем управленческое решение. Если школы закрываются, обеспечиваем условия по доставке детей в ту школу, где у них будет возможность получить качественное образование. Практика эта существует давно. И могу с уверенностью вам сказать, те дети, которые ездят в более современные и укомплектованные школы, по-моему, довольны. У нас нет жалоб от родителей. — Что происходит со зданиями школ после их закрытия? Сейчас наблюдается явный всплеск рождаемости. Где потом будут учиться эти дети? — Рост рождаемости наблюдается лишь в городе, а на селе наоборот. Судьбу здания решают местные власти. Иногда их приспосабливают под дом культуры. Конечно, если пожарная инспекция дает разрешение. Но, как правило, закрываются те здания школ, у которых уже нет права на жизнь. По крайней мере, в качестве школы. — Я инвалид второй группы, воспитываю ребенка одна. Общий доход нашей семьи составляет 2140 рублей. Для того чтобы получить адресную помощь к началу учебного года в размере 500 рублей, доход должен составлять не более тысячи на человека. У нас получается на 70 рублей больше, и уже помощь нам не положена. Справедливо ли это? И как подготовить ребенка к школе на эти деньги? Елена Александровна Бодрова, Ростов. — Вопрос все-таки не к нам, а к местным властям, к органам социальной защиты. Мы переговорим с управлением образования об оказании возможной помощи. Наша задача — учить детей, обеспечивать доступ к образованию. — Моему ребенку 10 лет, он учащийся школы N 13, что на Перекопе. Каждый день нам приходится водить его на уроки. Дело в том, что к школе страшно подойти. Напротив кладбище. И дети идут в школу с противоположной стороны, мимо помойки и пустыря, где осенью и весной грязи и мусора по колено. Более того, недалеко от школы в этом пустыре кусты, где прячутся старше-классники. Они регулярно подкарауливают младших школьников, идущих в школу без родителей, и вымогают деньги. Что можно сделать в этой ситуации? Анна Ивановна, Ярославль. — Это не образовательная проблема, а тема наведения порядка в районе. Этим занимаются органы милиции. Кто вымогает в кустах деньги — это тоже вопрос вопросов, но мы возьмем его на заметку. Сами свяжемся с РОВД и попросим организовать там либо дежурство, либо патрулирование. Надо все выяснить, а школа должна обозначить эту проблему перед главой района. Очень много зависит от родителей — насколько они инициативно ставят перед местной властью эти вопросы. — Сгорела школа N 70. Обещали отремонтировать ее к 1 сентября. Выполнят ли власти свое обещание? Если нет, то куда пойдут учиться наши дети? Не пострадает ли от этого их успеваемость? Елена Павлова, Ярославль. — Из-за серьезных повреждений во время пожара быстрого ремонта здесь не получится, требуется капитальный. Сейчас все дети распределены по близлежащим школам, их успеваемость не должна пострадать. И уже в течение этого учебного года они вернутся в свои отремонтированные классы. — Насколько ярославские школы готовы к таким эксцессам? Что если подобное случится во время учебного года, а не, как в 70-й, летом во время каникул? — Служба пожарного надзора сейчас очень строго принимает все школы. В каждом районе созданы специальные комиссии. Условия и предписания очень жесткие. Мы, конечно, не можем все выполнить. Например, везде поставить автоматическую пожарную сигнализацию. Ее стоимость от 120 до 300 тысяч рублей. Умножьте среднюю стоимость 180 тысяч на 500 школ. Все здравомыслящие люди понимают, что это неподъемная сумма для ярославской системы образования. Поэтому у нас существует график установки этой сигнализации в образовательных учреждениях. К тому же есть здания, где небольшая наполняемость. И зачем тогда такие деньги тратить? Нет смысла. Там другие средства оповещения о пожаре. Мы сегодня проводим учения в школах, чтобы в экстренном случае дети знали, как себя вести. И уже есть результаты. Огромную школу с тысячным контингентом сумели вывести за 8 минут. Все очень быстро. Так что мы находим разные варианты, ведь надо жить реалиями сегодняшнего дня. — Готовы ли школы к 1 сентября? — Пока на сегодняшний день у меня есть предписание о неготовности 8 школ: 4 ярославских и 4 по области. Но уже многое сделано из полученных от пожарного надзора предписаний. И я думаю, часть школ все-таки откроется. Другую часть мы закрываем на капитальный ремонт, там возникли экстренные ситуации. В аварийном состоянии из-за фундаментов находится даниловская средняя школа N 1. Ее учащихся мы распределили по соседним школам. А аварийное здание сейчас на обследовании. Что с ним делать, будут решать специалисты: либо укреплять фундамент, либо просто сносить. И вторая ситуация — Константиновская школа. Там есть очень серьезные нарушения в системе отопления и коммуникации водоснабжения. Сейчас ведется обследование здания, выделены деньги из областного бюджета. Я полагаю, что школа будет капитально ремонтироваться. Дети также выведены и будут обучаться в близлежащей школе-интернате N 11. Сейчас там ведется подготовка помещений. Всего на сегодня вложено на подготовку школ к новому учебному году 92 миллиона рублей: 15 миллионов из областного бюджета, остальное — из местных. — Оправдала ли себя программа «Школьный автобус». Я сам водитель и слышал, что мои коллеги жалуются на качество закупленных машин, еще новые, они требуют ремонта. А моя жена, которая по профессии педагог, уверена, что от этой программы, когда детей привозят и сразу же увозят, пострадала внеклассная работа и работа спортивных кружков. Иван БЛИНОВ, Ростов. — Сказать, что автобусы никуда не годны, я не могу. Мы отслеживаем их работу. Случаи, когда они ломаются и ребята не могут приехать в школу, редки. То, что требуется постоянный уход за машиной, безусловно. Это нормально. Насчет внеклассной работы. Наоборот, родители говорят, мол, наконец-то наши дети получили возможность выехать куда-то, например в театр, позаниматься в кружках, в спортивных секциях. Причем их отвозят не сразу после занятий. Есть время для кружков и секций. Мы изучали этот вопрос. Какой-то единичный маршрут, который жестко вписан во временные рамки, может быть, и ограничивает возможности для внеклассных занятий. Во всяком случае, «Школьный автобус» открыл возможности для социализации детей. На областном педсовете 27 августа в муниципалитет было передано еще 30 автобусов. В целом школьный автобус решил многие проблемы. Отремонтированы старые и появились новые дороги, то есть можно говорить о транспортной доступности, возможности удобной доставки продуктов питания, медицинского обслуживания для населения, и, кроме того, по этим маршрутам дополнительно пущены рейсовые автобусы. — Сейчас явно наблюдается беби-бум. Возникла проблема с детскими садами, зданий которых не хватает. Ведь многие из них были закрыты в свое время, переданы различным организациям. В этом свете нормальна ли ситуация, когда в Гаврилов-Яме здание детского интерната передали Рыбинской академии? Вера Семенова, Ярославль. — Во-первых, передавались ведомственные детские сады, а не муниципальные. Да, сейчас детских садов не хватает, но был период, когда детские сады пустели. А что было делать руководителям предприятий, на балансе которых висели эти здания, они их содержали. Поэтому и продавали. И я их понимаю, надо было чем-то платить зарплату рабочим. В Гаврилов-Яме раньше в переданном школе здании был дом-интернат, там дети и учились, и жили. Потом мы же и сделали замечание, что те, кто учится в интернате, не получают тех знаний, которые требуются по образовательному стандарту. Рядом находится школа. Поэтому было решено: пусть дети ходят в нее учиться, а живут в интернате. И тогда мы сможем спросить учителей за качество их знаний. А здание, где находилась школа этого интерната, было передано тоже под образовательное учреждение. Это допустимо, нормально. — Наблюдается явное сближение школы и церкви. Как вы к этому относитесь? Вы один из авторов учебника по православию. Значит ли это, что вы за введение этого предмета в школах? Ведь многие родители, воспитанные атеистами, против. Алла СВЕТЛОВА, Рыбинск. — Во-первых, я государственный человек и законы Российского государства, где записано, что образование должно носить светский характер, соблюдаю. О сближении школы и церкви в том ракурсе, о котором говорится, речи не идет. Учебное пособие для 10 — 11 классов «Православие и русская культура» — это светский учебник. То, что прописано там, должен знать любой образованный человек. Там рассказывается о книгах Нового и Ветхого Завета, об обрядах церковных, о тех храмах, которые находятся в нашей области. И все это связывается с произведениями искусства и литературы. Поэтому ни о каком тотальном введении православия как специальной дисциплины речи не идет. Есть только предложения о введении такого факультатива в отдельных школах по желанию детей и их родителей. — Если будет продолжен эксперимент по ЕГЭ в области, планируется ли оставить один экзамен по математике или будет предоставлено право ребятам выбрать другие предметы? Член родительского комитета школы N 7, Тутаев. — Недавно прошло совместное заседание коллегии департамента и совета ректоров вузов области, где было принято решение, что на следующий год ЕГЭ будет сдаваться по четырем предметам: по математике обязательно, по выбору — история Отечества, русский язык и физика. — У меня вопрос по проблемам сельской школы. Наряду с такой проблемой, как снижение числа учащихся, у нас в сельской школе не менее важная — это низкая наполняемость классов. В одном классе обучаются 4 — 8 человек. И отсюда вопрос: существуют ли нормативно-правовые документы, которые позволяли бы это делать, то есть регламентировали объединение классов с малой наполняемостью? У нас сплошь и рядом идет объединение классов, в результате падает нагрузка. Уменьшается заработная плата. Страдает учитель. Вот у меня была нагрузка 22 часа физкультуры в неделю. Но в этом году осталось 12 часов за счет этого объединения. В два раза упала. И так у всех. Николай Викторович Безобразов, Тутаевский район, методическое объединение учителей физической культуры. — Такая практика существует, потому что наполняемость в классах 4 человека — это ненормально, вы сами понимаете. И даже того норматива, который мы установили для поддержания сельских школ, а он выше, чем в городских, школам с малыми классами-комплектами не хватает. Малочисленные школы не имеют возможности для развития, так как все выделяемые средства идут на зарплату. Если можно объединить классы, то это допустимо. Ведь если останется фонд заработной платы, то можно выдать ее и в виде надбавок, и в виде премии учителям, тем самым стимулируя их труд. Но урок должен быть уроком. Тем более что во всех российских нормативных документах прописано, что наполняемость в городских классах — 25 человек. На селе 20 человек. А у нас в Ярославской области мы пошли навстречу сельским учителям и снизили наполняемость до 15 человек. — Мой ребенок ходит в ярославский муниципальный садик N 130, заведующая которым недавно закрыла старшую группу, распределив кого в среднюю, а кого в подготовительную, и набирает две ясельные. Конечно, ей выгоднее пойти навстречу родителям малышей, сами понимаете почему. Но в результате в средней группе теперь будет 27 человек. На мой взгляд, это повредит детям, ведь теперь воспитатель будет меньше времени уделять каждому ребенку в отдельности. Есть ли какая-то норма по количеству детей в одной группе? Эльвира Петровна, Ярославль. — Норма, конечно, есть. С недавнего времени она составляет не более 20 человек. Но, видимо, в данной ситуации руководитель садика не могла поступить иначе. Тем более, скорее всего, в расформированной группе были дети разных возрастов. И если руководитель видит, что тех, кто помладше, можно перевести в среднюю группу, а тех, кто постарше, в подготовительную, то она это сделать может. Это нормальная практика. Ведь сегодня мы сталкиваемся с другой проблемой: мамы не могут выйти на работу, так как нет мест в саду для ребенка. То есть руководителем был найден оптимальный выход. Она пошла навстречу мамам малышей, но не думаю, что от этого пострадают воспитанники средней группы. Если раньше по нормам наполняемость составляла 25 человек в одной группе, то 27 ненамного больше. Тем более посещаемость детей 100-процентной бывает редко. — Звонок из Борисоглебского. Наверное, Татьяна Александровна уже наслышана о нашем скандале, связанном с новым главой округа Почерниным и уволенной им начальницей районного отдела образования Борисенко. Говорят, она не дала списать будущему медалисту, и ее уволили. Как начальник департамента образования области скажите: кто прав в данной ситуации, на чьей вы стороне? И права ли Борисенко, что подала в суд? — Я знаю эту ситуацию. И причина там не только в том, что Борисенко не дала кому-то списать. Она проработала на этой должности где-то год. И за этот небольшой период у нее уже были судебные процессы с директором школы. Причем конфликты, которые были спровоцированы самой заведующей роно. Мы пытались вмешаться в ту ситуацию. Ведь дело дошло до того, что у директора школы опечатывались все кабинеты. То есть руководителем органа управления образования были взяты на себя прокурорские функции. Это ненормальная ситуация. Создалась нездоровая обстановка вокруг самой Борисенко. Было обращение родителей выпускника, что на том экзамене она вообще вела себя очень непедагогично. Даже если ребенок списал, начальник роно не должна была непосредственно на экзамене создавать нервозную обстановку, громко афишируя этот случай. Как заведующая она не сумела себя проявить так, как нужно. Областной суд сейчас подтвердил ее правоту. И я полагаю, что они сами разберутся с главой администрации. Но то, что заведующая неправильно себя вела, это я сказать могу. — Интересно узнать ваше отношение к ситуации, в которой оказался губернатор Ярославской области Анатолий Иванович Лисицын. Александр Черный, Ярославль. — По-моему, в России всегда не любили успешных людей, завидовали. И эти чувства недоброжелателей здесь сыграли свою роль. Я могу судить об отношении Анатолия Ивановича к системе образования области по его делам. Мне есть с чем сравнить. Приезжающие к нам коллеги из соседних областей по-хорошему завидуют нам. Нигде власть так не поддерживает образование, нигде нет таких экономических возможностей. У гостей складывается ощущение, что мы живем в другом государстве. Поэтому я считаю, что все, что творится сегодня вокруг губернатора, несправедливо. Полагаю, что ярославцы — люди здравые и сумеют все правильно оценить. Меня, конечно, очень разочаровывает то, что у нас происходит в стране.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page