Нужны речные просторы позарез

Есть ли будущее у скоростного флота на Верхней Волге? Что выйдет, если подвести черту под минувшей навигацией для скоростных судов, ракет и метеоров и загадать на будущее? А получается мало чего веселого. Правда, это в зависимости от того, кто и какую планку ставит перед собой. Кому-то, как начальнику транспортного отдела в Ярославской обладминистрации Александру Киселеву, с которым довелось побеседовать, достаточно одного: не упасть ниже того уровня, на котором сейчас находимся.И что же это за уровень?

МЕТЕОРЫ В ПУХУ И покрываются грибком. Алюминиевым. В Рыбинске один из четырех оставшихся метеоров, которые принадлежат предприятию ООО «Рыбинские пассажирские перевозки», простоял без дела три года, и считай, что его нет — покрылся грибком, как пухом. Оставшиеся три пока ходят. Эксплуатируются. Соединяют, так сказать, берега… Ходят два раза в неделю по линии Ярославль — Весьегонск, Ярославль — Брейтово и по заказам одной ярославской фирмы возят туристов до Плеса один-два раза в неделю. Но в перспективе может статься, что еще пару метеоров поставят к стенке и они покроются пухом. Под прямой угрозой оказались межобластные пассажирские перевозки. А на линии до Весьегонска как раз возят пассажиров из трех областей — помимо Ярославской из Тверской и Вологодской. Две недели тому назад директор «Рыбинских пассажирских перевозок» Владислав Марков побывал в Москве, в Федеральном агентстве морского и речного флота. Там он подписал документ, по которому перечислили его предприятию дотацию на перевозки в 350 тысяч рублей за нынешнюю навигацию, которую, как считает Владислав Владимирович, оттрубили достойно. Там он и новость узнал: на 2005 год дотаций ждать нечего. Нет якобы для них никаких юридических оснований. А это очень печально. Потому как перевозки на скоростных судах убыточны. В прошлом году был открыт очень удобный рейс Рыбинск — Кинешма. Но затея, как выразился Марков, быстро почила в бозе — убытков отхватили на триста тысяч рублей. Таким образом, планкой, ниже которой, по мнению чиновников обл-администрации, нельзя опускаться, становятся внутриобластные перевозки пассажиров на скоростных судах, то бишь Ярославль, Рыбинск, Брейтово. Их спонсирует областной бюджет. В общем, замыкаемся внутри своих границ — каждая область сама по себе. А тебе, пассажир, остается спеть: «Не жди меня, мама, хорошего сына…» Потому как добираться людям по Волге до своих родителей или, наоборот, детей станет намного дольше и труднее. Да и не по силам и средствам многим будет выбраться из своей глухомани в город и обратно. Вот пример. Пришло Маркову в Рыбинск письмо от жительницы Противья в Тверской области Елены Николаевны. Пишет: чтобы выехать из Противья, нужно местным жителям каким-то образом преодолеть пятнадцать — двадцать километров до станции Пищалкино, а оттуда уже добираться по железной дороге до Большой земли. Никак им без метеоров! А почему написала Елена Николаевна — причал у них в половодье затонул, и его придавило льдом. Хотели его поднять, отремонтировать, переговоры вели — у местной администрации средств не было. Теперь, выходит, незачем. А вот в Весьегонске, где тоже рухнул причал и невозможно было выйти на берег, отремонтировали его в начале августа. Тоже, выходит, напрасно… Чужие. Обращались речники и в областные администрации, тверскую и вологодскую, и к мэрам соответствующим. Те: молодцы, дескать, ребята, работайте, но денег у нас нет. Обратились к депутату Госдумы РФ Анатолию Грешневикову. Он пообещал заняться этим вопросом и подготовить материал ко второму чтению бюджета. Люди об этом просят, обращаются через капитанов. Да и хочется сохранить экипажи скоростных судов. Кстати, депутат областной думы Станислав Смирнов считает: своими силами справились бы, то есть с помощью областного бюджета. Области при желании по силам поддержать на плаву скоростной флот с межобластными перевозками. Наши ведь граждане едут! Да и парк нужно обновлять. Правда, нынешний бюджет тяжело складывается. Доходная часть на сей день лишь на 33 процента исполнена. И при этом разбрасываемся, даем много неоправданных льгот предприятиям. Станислав Юрьевич обещает при планировании бюджета-2005 внести предложение увеличить расходы на пассажирские перевозки. ВНИЗ ПО ВОЛГЕ ХОДА НЕТ Та же аховая ситуация и с рейсами вниз по Волге. Речник с большим стажем Андрей Васильевич Жальнин, начальник районного пассажирского управления ОАО «Речной порт», с грустью вспоминает: десять лет назад с речного вокзала было 28 отправлений в сутки. Метеор в Нижний Новгород, ракета в Кострому, метеор, три «Восхода» и шесть ракет в Кинешму… Каждые полчаса отходили суда от причалов. Сейчас два отправления в день делает метеор до Рыбинска. А линия вниз по Волге до нижегородских пределов осталась оголена. В Кинешме скоростной флот развалился, в Костроме последнюю ракету уже изрезали на металлолом. А ярославский метеор свой последний рейс вниз до Сокольского сделал 1 августа. Раньше это был самый разгар навигации. Ведь до начала октября по реке ходили вверх-вниз. Речники сетуют: а что делать? Федеральную дотацию к тому времени уже съели. И еще убыток вышел — миллион с гаком. Больно прожорливы двигатели судов на воздушных крыльях. А солярка, как Жальнин говорит, все растет и растет. То есть дорожает. И раньше, до перестройки, срабатывали за рейс по нулям: без прибыли, но и без убытков. А сейчас — туда-сюда до Сокольского выходит 20 — 25 тысяч рублей выручки от билетов, и все минусуется стоимостью почти двух с половиной тонн солярки. А зар-плата, а ремонт? Уже все варианты перепробовали. Обращались к областным властям в Иваново, Кострому и Нижний Новгород за долевым, так сказать, участием. Нижегородцы отказались: у них свои суда до Юрьевца ходят. В общем, тоже замкнулись в своих границах, дотируют только внутриобластные перевозки. А Кострома и Иваново молчат. Наши же власти считают, что основной поток пассажиров — костромичи. Стало быть, они и должны платить. Но из Костромы, из департамента промышленности и транспорта, не то что о деньгах вообще ни гу-гу, наоборот, предъявили счет за использование причалов в Костроме и Плесе более двухсот тысяч рублей за навигацию. И это при том, что на каждый рейс в Костроме по нескольку десятков пассажиров, люди давятся за место на теплоходе. То же в Плесе. В Волгореченске пристань убрали, а предложили площадку за 500 рублей в день. Ну, хорошо, в Плесе только ярославские речники причаливают к дебаркадеру, а вот кинешемцы непонятно почему раздули свои аппетиты: четыреста тысяч требуют, хотя там к речному вокзалу и их теплоходы, и большие суда пристают… И за подход в Юрьевце требуют, хотя туда причаливают все, кому не лень. Куда ни кинь… И с судами положение не очень: осталось два метеора. У одного — «Капитана Лаврентьева» дизели нормальные, а на «Макаровском» неважные. Заменить — полтора миллиона рублей. Капремонт — это как шило в мешке, но и он стоит тысяч шестьсот. Дешевле не найдешь. Что тут говорить о будущем? Если в 2005 году дадут те же 800 тысяч рублей дотации из федерального бюджета, что и в этом году, а солярка опять подорожает, нет смысла снова на два месяца открывать линию вниз по реке. Так что будет ходить теплоход лишь из Ярославля в Рыбинск. Хотя жалко. Линия до Сокольского приносила живые деньги. Разве лишние 20 — 25 тысяч рублей в день? За рейсы в Рыбинск зарабатывают ярославские речники за целый день где-то пять тысяч. Признается Жальнин: дальние рейсы им выгоднее. Хотели речники ввести коммерческий рейс до Сокольского. Билет бы туда стоил четыреста рублей. А до Кинешмы, к примеру, триста. Но разве за такие деньги кто-то поедет? Ведь на прямой автобусный рейс Ярославль — Кинешма билет стоит 180 рублей. Правда, пыли наглотаешься, протрясешься за время муторной шестичасовой дороги в старом грязном «Икарусе»… Одних остановок пять штук во всех придорожных городках и весях Ярославской и Ивановской областей. Да и времечко прибытия в конечный пункт жуткое — в полночь. Между тем бедные граждане пишут письма. В середине июня из костромского Столпина в Ярославль с капитанами передали письмо с двенадцатью тысячами подписей — на пяти листах с приложениями! Просили рейсы почаще делать. А тут по иронии судьбы раз — и вообще прекратили. Чтобы добраться до своего стольного града Костромы, нужно беднягам преодолеть 75 километров до трассы на Кострому и еще проделать путь в четыре с половиной часа… А уж в Ярославль вовеки им не выбраться. И не одно такое Столпино. А Плес, а Семигорье, а то же Противье в Тверской области или Борок в Вологодской? И ведь помимо соседей едут жители Ярославля, а также ни в чем не повинные северяне-отпускники — клиентура Северной железной дороги, станция Ярославль-Главный. Их тысячи. Им-то в принципе при таком раскладе если не по реке, то лучше через Москву или Нижний Новгород добираться к своим родственникам в волжские города и села. Ведь услугами Ярославского автовокзала приезжим пользоваться рискованно. Что такое два ежедневных рейса в Иваново и один три раза в неделю до Кинешмы? Да и если уж нахлебников-соседей, костромичей и ивановцев, брать, к примеру, удивляет: то шапкозакидательские настроения — дескать, возьмем их с потрохами под крыло, а то денежки требуем в складчину метеоры вниз гонять… Людям на речные просторы нужно позарез! Иначе им буквальным образом белого света не видать. Нужна им Волга. А чиновникам, скорее всего, нет. Ведь у них свой уровень. Да и понадобится если куда — пожалуйста, у подъезда персональный лимузин.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям