Дым над водой

В Ярославле прошел уже шестой по счету международный фестиваль движения и танца на Волге «Искусство движения-2004».

Главным открытием фестиваля стало опреде- ленное качество танца и качество существования человека на сцене. Поиск естественности и органичности движения. Интерес к танцу, рождающемуся на твоих глазах. Желание творить живое искусство, которому самым искусным образом удается впитать в себя текущий поток жизни. Кажется, это составляющие того курса, который определяет движение самого фестиваля. И даже наименования мастер-классов подчеркивают эту направленность: техника Александера, техника релиза, разнообразные классы по импровизации, в центре внимания которых — живое, естественное, освобожденное тело. Открывал фестиваль театр танца «Игуан» из Санкт-Петербурга. В ходе фестиваля они трижды представляли свои супертехничные и супертехнологичные проекты. Не было предела их изощренным экспериментам. С мультимедийным пространством, соединяющим экранные изображения с реально происходящим на сцене действием. С музыкой, которая была то натанцована самими участниками проекта, то записана в обратном порядке. Получались любопытные зрелища, лишенные жизни, но с лихвой наполненные концептуальными и эстетическими сообщениями танцовщиков, исследователей и экспериментаторов в одном лице. Мистическим образом действовали на публику фрагменты импровизационной сюиты легендарного Джулиена Гамильтона (Великобритания — Испания). Не было равных Гамильтону по степени того, что зовется в искусстве танца настоящим. Скромный, деликатный и совершенно непредсказуемый, этот лорд с поистине испанским размахом душевных страстей и тонким английским юмором словно и не танцевал. Гамильтон жил на сцене, и зал жил вместе с ним, вместе с ним в его старых ботинках на босу ногу бродил в лабиринтах человеческого воображения и ежесекундно схватывал витающие вокруг импульсы. «Ибо Бо» — такое странное название получил совместный проект московских хореографов Альберта Альберта, Александры Конниковой с ярославскими танцовщиками из театра танца «Граффити» и танцевальной лаборатории «Ангелы». «Иногда сложнее выбрать гарнир к рыбе, чем профессию», «черная кошка — стой, зеленый свет — иди!» — небольшая преамбула к спектаклю, пространство которого населено странными персонажами, взятыми и из жизни, и из сказок (золотая рыбка), и даже из примет (черная кошка, женщина с пустыми ведрами). При этом все персонажи ни на секунду не перестают быть реальными людьми, которые очень живо и эмоционально реагируют на происходящие с ними жизненные загвоздки. На своеобразном хореографическом языке, соединенном с пластикой повседневной жизни, рассказываются истории, часто неожиданные, и возникают образы — странные, красивые, все время направляющие зрительское внимание в разные стороны. Джоди Сперлинг из Нью-Йорка, танцовщица, исследователь танца и его строгий критик, воскресила на фестивале страницы самой ранней истории танца модерн, представив удивительной красоты реконструкцию танца Луи Фуллер, танцовщицы рубежа прошлых веков. Танец с юбками, исполняющими свой собственный танец, походил на лепестки распускающегося цветка, диковинные растения, крылья птиц, морские волны — все то, чем были наполнены образы стиля модерн. Провокативны и остроумны были работы перформера Олега Сулименко (Россия/Австрия). В темно-багровом шоу «Дым над водой» он исследовал отношение современного танца с музыкой и изрядно иронизировал по этому поводу. А в перформансе «Супер» всячески провоцировал зрителя на выражение подобной реакции. Утомившись от тягучего концептуализма, зритель вскричал-таки «супер!». Занавес закрылся, зал облегченно вздохнул. Великолепной техникой и мастерством отличались постановки американского танцора Эрика Буна и венгра Ференца Фехера. Бун божественно танцевал, размышляя о высшей материи, жизни и смерти. Несмотря на всю тяжесть и полноту философского содержания, танец был удивительно легким, мягким, лаконичным, внутренне сосредоточенным и наполненным. Фехер поразил публику невероятной пластикой. Тело, которое даже в паузах все струилось движением. От пальцев рук и до ступней — все танцевало в нем и было наполнено тем воздухом, который является заветной целью для многих танцоров. Еще одним именитым гостем фестиваля стала интернациональная компания «Deja donne» (Чехия/Италия), танцовщики которой работали у крупнейшего хореографа современности Вима Вандеркейбуса. Спектакль «Там, где мы были» уже завоевал приз на престижном фестивале в Эдинбурге и буквально парализовал ярославского зрителя мощностью и силой технического исполнения. «Смотрящие в бесконечность» — спектакль челябинского театра современного танца (хореограф Ольга Пона), всегда с удовольствием приезжающего в Ярославль. Спектакль аскетичен. Восемь мужчин в черных деловых костюмах на табуретах — это они, смотрящие в бесконечность, откликающиеся в танце то современным музыкальным скрежетаниям, то протяжным мелодиям собственного пения. Через традиционный для Поны выразительный пластический язык им тем не менее не удается заглянуть в бесконечность самих себя. Проглядывающее настроение Востока, мотивы дзен-буддизма не находят себя в спектакле. Момент самолюбования не покидает танцовщиков ни на минуту, мешает ощущению того состояния погруженности в себя, в окружающий мир. Хореография исполняется безукоризненно, но произведение при этом лишается своей правды и выглядит очень формальным. Фестиваль предложил своим зрителям и участникам невероятное число возможных открытий, познакомил людей из разных уголков мира, заставил влюбиться приезжих гостей в наш город и предложил пространство, где каждый через свое собственное тело получил возможность открыть себя окружающему миру и открыть целый мир в самом себе.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page