Олег меньшиков: живу играючи

Однажды любимчик публики актер Дмитрий Харатьян на комплименты и похвалу в свой адрес скромно и с некоторой завистью заметил:- Я-то что… Вот играть бы, как Меньшиков!Олег Меньшиков действительно считается одним из самых заметных артистов своего поколения. Его уважают, на него равняются, ему поклоняются. А город, куда приезжает с театральными гастролями или на киносъемки Олег Евгеньевич, становится одним из счастливейших и престижнейших мест в России.

Повезло в этом отношении и Ярославлю. Мы уже писали, что вот уже почти месяц здесь проходят съемки фильма «Доктор Живаго» по роману Бориса Пастернака. В главной роли — звезда экрана и сцены, непревзойденный и неподражаемый Олег Меньшиков. Правда, подступиться к суперзвезде оказалось крайне сложно. — Олег Евгеньевич интервью не дает и никому ничего о себе не рассказывает. И если он хотя бы раз в год пообщается с кем-то из журналистов, то это уже прогресс, — рьяно убеждала корреспондента «ЗК» ассистентка актера Олеся… И все-таки внешне холодный, крайне не общительный Меньшиков оказался не таким уж высокомерным снобом, каким его считают некоторые обыватели. Понаблюдав за ним на киносъемках и немного пообщавшись в минутные перерывы между эпизодами, я поняла: внешняя замкнутость Олега — всего лишь маска, защитная реакция на излишне назойливых и беспардонных поклонников. Но с теми, кому он доверяет, актер совершенно другой — открытый, разговорчивый, веселый. Интервью «Золотому кольцу» он дал охотно, не ломаясь, и оказался тонким, откровенным собеседником, живо и непосредственно реагирующим на вопросы журналиста. Хотя и рубахой-парнем его не назовешь: Меньшикову, как выяснилось, чужды панибратство и наглость, в нем нет ни тени самолюбования, чего в избытке у некоторых новоиспеченных звезд. ГЛАВНОЕ, ЧТОБЫ Я ВАС ПОЛЮБИЛ Бешеная любовь зрителей пришла к Олегу Меньшикову после телефильма «Покровские ворота». Несмотря на ярчайшее созвездие именитых актеров в этой картине, все вертелось вокруг молодого жизнерадостного парнишки, студента третьего курса театрального училища имени Щепкина. Роль Костика стала для 19-летнего Меньшикова окном в большой мир кино. Уже позже, после выхода фильма на телеэкраны, ведущие российские критики восхитятся: — Ах, как точно актер-полуфабрикат, доселе никак не проявлявший себя, сумел передать время, о котором знал только понаслышке! С какой пугающей откровенностью и легкостью он рассказывает о прошлом, придавая ему доброе ностальгическое обаяние. Так может сыграть только гений… А триумф продолжался. В оценке таланта Меньшикова всегда звучали и звучат только превосходные степени. Настоящей легендой стал спектакль «Калигула» в постановке Петра Фоменко в театре имени Моссовета. Спектакль шел на малой сцене, в зале — аншлаг, очередь в кассы публика занимала аж в семь утра. Правда, у спектакля оказалась короткая жизнь, и увидеть его удалось немногим. Но те, кто лицезрел на сцене Меньшикова, говорили о нем как о блистательном актере: умном, высокоэстетичном, интеллигентном и одухотворенном. Совсем малое количество зрителей попало и на показ «Нижинского» в постановке московского театрально-антрепризного агентства «Богис». А жаль! По отзывам счастливчиков, доставших билеты, спектакль смотрелся на одном дыхании. Дуэт Олега Меньшикова и Александра Феклистова был настолько блистательным, что уже в антракте зрители рвались за кулисы с цветами и горячо благодарили актеров. Затем имя Меньшикова зазвучало в связи с планирующейся постановкой «Гамлета» под эгидой все того же агентства «Богис». Между столичными театральными менеджерами и литовским режиссером Някрошусом был даже подписан контракт о начале работы над спектаклем. Однако в связи с различными проблемами, в том числе финансовыми, еще одна история о принце датском не увидела огней рампы. А роль Гамлета пока так и осталась для Олега Евгеньевича не воплощенной в жизнь мечтой. Были также блистательные премьеры — «Кухня» и «Горе от ума» — в театре имени Моссовета в постановке и с участием Меньшикова. А за роль Сергея Есенина в спектакле «Когда она танцевала» Олег получил престижную премию Лоуренса Оливье Британской академии искусств. Потом о Меньшикове заговорили и как о великолепном киноактере. Зрители и критики взахлеб восхищались его Митей в «Утомленных солнцем», юнкером Толстым в «Сибирском цирюльнике», интересной работой в фильмах «Дюба-Дюба», «Мой любимый клоун», «Кавказский пленник», «Восток-Запад», «Мама». В итоге к зрелому возрасту Олег получил звание народного артиста России и столько премий, сколько иным маститым актерам даже не снилось. Сам же Меньшиков ко всякого рода премиям, званиям и похвальбе в свой адрес относится скептически и с юмором. Он категорически не выносит лести и подхалимства, не любит хвастаться своими успехами, ведет предельно замкнутый образ жизни, редко появляется на тусовках, не приглашает на премьеры родственников и друзей и крайне неохотно дает интервью нашему брату. — Будь моя воля, я бы все эти звания и премии давно отменил, — говорит Олег. — Ведь зачастую их получают не очень заслуженно, благодаря деньгам и связям. А это в корне неправильно. Считаю, что такие награды — пережиток прошлого, атавизм, присущий соцсистеме. Когда-то Фаина Раневская очень тонко подметила переизбыток титулованных артистов у нас в стране. Приглашая одного из своих друзей на спектакль, она говорила: «Приходите в этот театр, там очень много никому не известных народных артистов». — Но, согласитесь, иные актеры все-таки получают премии заслуженно. И для них такое внимание действительно приятная и весомая награда за труд. — Конечно. Но почему-то в России наиболее талантливые люди все-таки остаются аутсайдерами. Может, от излишней скромности и отсутствия пробивной силы. Ведь по-настоящему одаренные артисты чаще всего не очень приспособлены к повседневной жизни. Их кредо — сцена или киносъемочная площадка, и точка. Здесь они живут и умирают. Им некогда бегать по инстанциям и хлопотать о надбавке к зарплате и звании заслуженного или народного. Хотя именно эти люди больше других заслуживают внимания и участия государства в их судьбе. Это так обидно… — Это ваша личная обида? Неужели Меньшикову не хватает чьего-то внимания? — Нет, что вы! Обидно за других. У меня внимания как раз предостаточно. Я вообще могу назвать себя человеком успешным, достигшим многого. Хотя личные награды и премии никогда не выбивал и впредь выбивать не буду. Если что-то и получаю, то считаю, что это заслуженно. Творческая судьба, профессионализм и чуточку везения. — Если вы успешный и открытый, почему так не любите и боитесь давать интервью прессе? Не лучше ли пару раз искренне рассказать что-то о себе, чем обижаться на бестолковые сплетни и домыслы, которые рождают журналисты из-за отсутствия достоверной информации? — С одной стороны, вы правы. Но с другой… Зачастую корреспонденты грубо искажают сказанное мною. Газеты не в силах передать всю достоверность, красоту и яркость разговора. Появляются журналистская отсебятина, хамство, бред. Да и вопросы порой глупы, скучны и однообразны. Надоедает талдычить одно и то же. Поэтому я и не склонен давать много интервью. Но кое-что о себе все-таки рассказываю. Ведь актер — человек публичный. И встречи с представителями средств массовой информации — неотъемлемая часть профессии. Однозначно не уважать и презирать прессу нельзя, можно просто-напросто держаться от нее на расстоянии и не общаться с некоторыми «желтушными» изданиями. — Круто вы нашего брата долбаете… — Я стараюсь быть адекватным и справедливым. — Но вы же сами сказали, что не ко всем такой недружелюбный. — Да, есть люди, которым я доверяю. Их немного, но они в моем близком окружении. — И трудно попасть в это окружение? — Очень! Надо, если образно выразиться, пройти огонь, воду и медные трубы и доказать, чего ты стоишь. — А какими качествами должен обладать человек, чтобы вы ему доверяли? — Разными. Я понимаю, что идеальных людей не бывает. Главное, чтобы я этого человека всем сердцем полюбил. — Были ли те, кто вас предавал и подставлял? — Таких почти нет. Хотя в театре бывает всякое — и интриги, и подлость, и ревность. Но я в этом не участвую и стараюсь ни с кем не конфликтовать. А если случится, что кто-то сильно обидит, подлец окажется за бортом моего внимания. Я просто перестану с ним общаться. — А какие качества вы вообще больше всего цените в людях? — Порядочность, честь, умение понимать и слушать, чувство юмора. Ну и еще некоторые — в зависимости от обстоятельств. — В народе говорят: нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. Да и яблонька от яблони недалеко падает. Чтобы найти и приблизить к собственной персоне людей названного вами типа, нужно и самому, наверное, быть таким. Вы-то соответствуете перечисленным качествам? — Очень-очень стараюсь. Хочется верить, что иногда получается, — смеется Олег. — Были ли у вас в жизни события, которые потрясли вас до глубины души? — Это сложно. Ведь потрясения зачастую меняют судьбу человека. А у меня такого, пожалуй, не было. Все как-то шло более или менее гладко, по накатанной дорожке: родился в благополучной семье, окончил школу, поступил в театральное училище, стал актером, теперь тружусь на этой ниве… — Скучно, да? — Не-а, весело! Скучны политики, которые наивно полагают, что могут как-то повлиять на человеческое существование. Это полнейшая чушь. Жизнь течет независимо от них, и воспринимать ее надо проще и с юмором. — Попахивает махровым фатализмом. — Ну, не махровым. Но все же мистика и предопределение в судьбе существуют. Я в это верю. — В черную кошку и бабу с пустым ведром на дороге тоже верите? — Иногда. ПОВЕСА С ВРЕДНЫМИ ПРИВЫЧКАМИ — Эх, по большому счету вот так умничать и морализировать не стоит, — Олег быстро переводит серьезную тему разговора в веселое русло. — Я человек жизнерадостный и оптимистичный, все друзья это знают. — И в чем выражается эта жизнерадостность? — Например, в том, как я провожу свободное время. По словам Олега, паинькой и домоседом его не назовешь. А вот повесой или гулякой с вредными привычками — пожалуйста! — Самый лучший отдых после работы — это встречи с друзьями, — поясняет актер. — А отдыхаем мы как все нормальные мужики: курим, выпиваем, болтаем о женщинах, рассказываем анекдоты, ходим в баню, играем в футбол и теннис. Так что слабостей и вредных привычек у меня хоть отбавляй. — И что, все успеваете? — Помаленьку-полегоньку, в зависимости от загруженности и наличия времени. А еще я, между прочим, гурман — люблю много и вкусно поесть. Предпочитаю японскую кухню, которая легка и изящна, как женщина. Нравятся и итальянские блюда. А из русских — обожаю пельмешки. В молодости, будучи студентом, мог с голодухи умять их целую кастрюлю. — А выпивка? — О-о-о! — Олег смачно облизывается. — Это тема отдельного разговора. С возрастом мои алкогольные пристрастия круто менялись. Когда учился в Щепке, мы любили армянский коньячок. Окончил училище, хлебнул взрослой жизни и… водочки. И несколько лет употреблял только ее, родименькую. Затем отведал джина, и так понравилось, что стал пить только его. А потом как-то незаметно перешел на шампанское. Теперь предпочитаю именно этот игристый и радостный напиток. — Понятно. Пить — пьете, по баням ходите, о дамах болтаете… Ну а любимая-то женщина есть? А то злые языки поговаривают о вашей нетрадиционной ориентации… — Пусть треплются, если хочется. — Но все же, смогла ли хоть одна женщина покорить сердце Олега Меньшикова? Говорят, вас только раз в жизни видели на светской тусовке с представительницей слабого пола… — Сердце Меньшикова занято. Кем — не пытайте, не скажу. — А что вы цените в женщинах? — Верность, умение поддержать и понять, искренность. — А скажите, с кем из актеров и актрис вам больше всего нравилось работать? — Все, с кем я играю в театре и снимаюсь в кино, — профессионалы. Назвать кого-то лично — значит обидеть других. Безотносительно же к своей работе могу назвать тех, кто мне интересен и творчески, и как личность: Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Шон Пенн, Леонардо ди Каприо, Пол Скофилд. — Совершали ли вы когда-нибудь безнравственный поступок? — Слишком безнравственный — нет. А гульнуть в молодости любил… — А какова, на ваш взгляд, мера безнравственности? — Каждый определяет ее сам. Но тут важны не слова, а умное осознание того, что делаешь. У некоторых вся жизнь безнравственна, но они этого не понимают. — А слава и всенародная любовь вас не портят? — Думаю, нет. Они придают силы и заряжают хорошей, положительной энергией. — И все-таки, насколько хорошо друзьям и родственникам рядом с вами? Можно ли сказать, что у вас легкий и покладистый характер? — Сказать-то можно. Важно, чтобы близкие люди так думали. ВЕСНА ДУШИ МОЕЙ — Давайте проведем небольшой блиц-опрос. Ваше любимое время года? — Весна. — Любимый возраст? — Все годы хороши — живи от души. Главное, чтобы в жизни всегда была весна. — Чувствуете ли вы себя зрелым и опытным человеком? — Да. Но всего постичь невозможно. — Опыт мешает или помогает? — И то, и другое: в зависимости от проблем, которые решаешь. — Вы верующий человек? — Смотря во что. Имею собственные идеалы и приоритеты. — Как относитесь к религии? — Можно не отвечать?! — После выхода в свет «Сибирского цирюльника» вас с Никитой Михалковым стали обвинять в излишней русофобии. Вы действительно ненавидите все западное? — Конечно, нет. Я сам жил за рубежом и не гнушаюсь этого периода в своей судьбе. Просто там другая жизнь, другой менталитет, традиции и обычаи. Что же, теперь из-за этого презирать Запад?! — Вы любите людей? — Да. Считаю, что каждый человек ценен и уникален. — А вам везет на хорошие знакомства? — Несомненно. Мне было всего девятнадцать, а я уже повстречался с такими мэтрами, как Роман Балаян, Никита Михалков, Михаил Козаков. — Верите в судьбу? — Разумеется. Но считаю, что каждый из нас может выбрать свой путь. Однако нельзя просчитать жизнь на сто шагов вперед. Нельзя воспринимать ее однозначно. — Часто ли во время работы приходится проявлять жесткость по отношению к окружающим? — Стараюсь быть мягким и добрым. К хорошим советам обязательно прислушиваюсь. — Чего бы вам еще хотелось достичь в жизни? — Многого. Снимать свои фильмы, ставить спектакли, заняться фотографией… Останавливаться на достигнутом не буду. — Неужели не хочется взять тайм-аут и отдохнуть? — Немного отдохнуть можно. Например, поездить по миру, посмотреть разные страны и континенты. Ведь сколько всего кругом интересного! Но расслабляться совсем — увольте! Праздность и ничегонеделание не для меня. — Обозначьте свое кредо. — Не вешать нос. — Ваша любимая роль. — Калигула. Этот герой мне близок. — Какие качества влияют на актерскую профессию? — По Станиславскому, ум, сценическое обаяние и терпение — главные составляющие артистического таланта. — Можно ли сказать, что вся ваша жизнь — игра? — Да, я живу играючи. Стараюсь вопринимать все, что со мной происходит, как акты большой-большой пьесы или главы книги. Проиграл эпизодик-два — и день прожит. Может, это и не сверхсерьезно, зато весело. — Вы счастливый человек? — Несомненно!

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям