Объединятся ли христиане в день согласия и примирения

Вполне возможно, что 7 ноября скоро перестанет быть красным днем в календаре. День согласия и примирения 7 ноября мы отметим в этом году в последний раз. Комитет по труду и социальной политике Государственной думы РФ подготовил законопроект, который будет 10 ноября вынесен на рассмотрение Думы.

Согласно этому проекту праздничных дней у россиян станет больше. Но некоторые праздники исчезнут. В том числе и 7 ноября. Председатель комитета по труду и социальной политике Государственной думы РФ Андрей Исаев о Дне согласия и примирения сказал: «Этот праздник вызывает разделение в обществе. Многие относятся к нему негативно». По словам Исаева, этот праздник заменят другим, который будет называться Днем народного единства, и отмечать его предполагается не 7-го, а 4 ноября. Именно 4 ноября 1612 года Москва была освобождена от польских захватчиков. Некоторые парламентарии высказывали надежду, что этот праздник будет более признанным разными слоями населения, более народным и в конечном итоге заставит каждого россиянина понять и признать, что мы живем в многонациональной и многоконфессиональной стране, и осознать на деле необходимость построения толерантного общества. Поделиться своими мыслями о гражданском согласии, о толерантности нашего общества с читателями нашей газеты согласился только что вернувшийся из Вены, с экуменической христианской конференции, Андрей Александрович ДИРИЕНКО, пастор «Церкви Божьей», входящей в деноминацию христиан веры евангельской. — Андрей Александрович, что вы думаете о переносе и переименовании праздника 7 ноября? — Не самое главное, как этот праздник будет называться и когда — 4 или 7 ноября — мы его будем отмечать. Самое важное, что мы будем чувствовать, как мы будем стремиться к достижению согласия, примирения, единства. Важно, чтобы каждый россиянин осознал: нам, и нашим детям, и нашим внукам жить в стране, в обществе, где есть люди разных национальностей, разного вероисповедания. Значит, надо это принять как данность и договориться о том, чтобы вместе делать нужные для общества дела. Сейчас накопилось столько нерешенных проблем, столько горя, а мы тратим силы на выяснение отношений — кто правильно молится, а кто неправильно. Я могу сказать только, что большинство религий призывает к хорошему — любить ближнего, не обижать слабого, не совершать безнравственных поступков. В последнем номере одной из газет я узнал информацию о том, что в Ярославской области за последний год из жизни добровольно ушли 493 человека. Все — трудоспособного возраста, и самое страшное — из них девять детей. Вот о чем надо задуматься. Все христианские религии воспевают жизнь как высшую ценность, данную человеку Богом, все считают самоубийство страшным грехом. — В вас, наверное, сейчас больше говорит дипломированный религовед, чем пастор протестантской церкви? — Возможно. В обществе неодно-значно воспринимается 7 ноября, день Октябрьской социалистической революции. После 1917 года люди оказались в такой стране, где даже разговор о свободе совести был невозможен. Я вырос в семье проповедника христиан веры евангельской и не понаслышке знаю, что такое свобода совести при советской власти. Точнее, ее отсутствие. Как проповедник, пастор в четвертом поколении, я осознаю необходимость построения толерантного общества. Но нам надо еще очень много работать, потому что десятилетиями у нас было принято считать: если ты не такой, как все, если ты не в того Бога веришь, если не в ту церковь ходишь, значит, ты враг народа. Это ведь неправильно. — Андрей Александрович, в качестве возражений переносу праздника приводится такой аргумент: 4 ноября православные отмечают праздник Казанской иконы Божьей Матери. — Представители многих конфессий, участвующие в работе Межрелигиозного совета России (МСР), обратились с инициативой о переносе праздника в адрес президента, премьер-министра и председателей обеих палат парламента. Но, поскольку это не только праздник Казанской иконы, а в основном день окончания Смутного времени на Руси, победа Минина и Пожарского над поляками и освобождение Москвы, нужно взвешенно подойти к назначению этой даты, так как она может вызвать нарекания у некоторых конфессий и российских граждан. Я согласен, что 7 ноября не должно быть Днем примирения и согласия, но конкретную дату этого праздника нужно еще уточнять. Хочу заметить, что 29 октября 2004 года в Свято-Даниловом монастыре отделом внешних церковных связей Московского патриархата была организована встреча председателя отдела митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с руководителями консультативного совета глав протестантских церквей — председателем Российского союза ЕХБ Ю. К. Сипко, начальствующим епископом церкви христиан веры евангельской П. Н. Окарой, председателем Западно-Российского союза церкви христиан-адвентистов седьмого дня В. Д. Столяром и исполнительным директором Российского объединенного союза христиан веры евангельской К. В. Бендасом. От нашей церкви был представитель консультативного совета глав протестантских церквей в Совете Федерации и Государственной думе Российской Федерации, заместитель председателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской Петр Гонтаренко. Рассказывая о встрече в отделе внешних церковных связей, он подчеркнул, что она состоялась с благословения патриарха Московского Алексия II. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выступил с приветствием создания консультативного совета глав протестантских церквей, который, по его словам, «выражает мнения основных протестантских конфессий об экономической и политической обстановке в России». Учитывая опыт участия в совместных социальных акциях и схожую социальную концепцию, он говорил о том, что пришло время для систематических встреч православных и протестантов для обсуждения межцерковных отношений. Все присутствующие согласились с необходимостью диалога, для того чтобы выработать единую позицию по важным для общества вопросам, не дать вбить клин между двумя ветвями христианства, отвести обвинения в разногласиях между ними и уж тем более развенчать миф о противопоставлении протестантов и Русской православной церкви. На встрече выступали все главы протестантских церквей. Они рассказали о проблеме разногласий между конфессиями на региональном уровне. Конечно, это мужественный поступок митрополита Кирилла, ведь он может вызвать критику со стороны тех, кому нужны разобщенность христианских конфессий и отсутствие мира между ними. Петр Петрович отметил дружелюбие митрополита Кирилла, его открытость к диалогу, озабоченность сложной сегодняшней обстановкой в обществе и искреннее желание помочь в решении проблем. И один из выходов в сложившейся ситуации он видит в контакте Русской православной церкви с протестантскими деноминациями. Митрополит сказал о признании им духовного влияния протестантов в современном российском обществе. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл предложил консультативному совету глав протестантских церквей рассмотреть кодекс чести российского бизнесмена, разработанный в РПЦ несколько месяцев назад, и высказать свое мнение по этому важному документу. Также он вынес на наше обсуждение предложение межрелигиозного совета России о переносе празднования Дня примирения и согласия с седьмого на четвертое ноября. Возможно, со временем эта встреча будет названа исторической. Две христианские конфессии начали диалог, который самым благоприятным образом скажется на оздоровлении ситуации в нашем обществе. — Андрей Александрович, расскажите и о христианской экуменической конференции, которая проходила в Вене. Что на конференции говорилось о возможности объединения христиан? — В работе христианской экуменической конференции принимали участие католики, православные и протестанты из более чем тридцати стран мира. Цель конференции понятна — развитие экуменического движения, выработка общих взглядов на основные современные мировые проблемы. Никто ни к кому не испытывал отрицательных эмоций, хотя участники были очень различны. Там были и монахи, подпоясанные грубыми веревками и в сандалиях, и игуменьи известнейших монастырей, и протестантские пасторы. Инициатором конференции выступала католическая церковь, и спикером являлся кардинал, архиепископ Австрии. Основными темами выступлений и семинаров были права человека, говорили о примирении, о необходимости решать сообща социальные вопросы. — То, что вы услышали и увидели в Вене, возможно в России и в Ярославле в частности? — Хотелось бы. Свобода совести — важное условие гражданского мира и национального согласия и в целом мире, и в нашей стране. Особенно актуально согласие и взаимопонимание между различными конфессиями и религиозными объединениями сейчас, когда миру угрожает терроризм. Неважно, к какой конфессии принадлежит человек, нужно защищать его права и свободу. Также необходимо строго следить за тем, чтобы сами религиозные организации не преступали закон. Сглаживание конфликтов — вот повседневная задача христианских служителей. Мы должны больше говорить о духовных ценностях, о свободе совести как основном праве человеческой личности, лежащем в основе всех других прав. А что касается Ярославля, то хотелось бы, чтобы у нас развивалось общение между христианами — православными, католиками, протестантами. Хорошо бы нам встречаться на общих конференциях, за круглым столом. Когда друг друга лично знаешь — враждовать не хочется. Мы могли бы найти взаимопонимание и наладить сотрудничество всех имеющихся конфессий, религиозных объединений в Ярославле, решать сообща многие социальные проблемы. От этого стало бы лучше всем жителям нашего замечательного города.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page