И труд наш молод

С 1 января 2005 года профучилища Ярославской области переходят на финансирование из областного бюджета. При этом Федерация обещает дотацию региону в размере двадцати процентов средств, необходимых на подготовку молодого рабочего класса. Преподаватели автоматически становятся региональными бюджетниками. Училища — областными учреждениями образования.

Процесс этот нельзя назвать неожиданным, ведь разговоры о грядущих изменениях шли уже порядочное время. С одной стороны, их можно приветствовать. С другой — той, что касается финансирования, перемены вызывают озабоченность. На перспективы проф-образования в Ярославской области мы взглянули вместе с директором департамента образования областной администрации Татьяной СТЕПАНОВОЙ. — Регионализация профобразования, то есть передача его в регионы, — это нормальный процесс, — считает Татьяна Александровна. — Ведь 98 процентов учащихся готовится для областного рынка труда. И должен быть связующий момент между интересами области и работой системы профобразования. В чем суть этого связующего момента? У моей собеседницы, к слову, за плечами семнадцать лет работы в управлении профобразования, поэтому грядущие изменения осмыслены ею во всех аспектах — как экономических, так и социальных, и даже политических: — Сегодня у нас в области дефицит квалифицированных рабочих кадров. А для промышленности это просто опасная тенденция. Поэтому восполнение человеческого капитала — обусловленная необходимость. Помимо экономического есть социальный аспект. Почти треть школьников после девятого класса идут в училища. И это хорошо, что в училища, а не на улицу заниматься неизвестно чем! Ведь многие ребята — из малоимущих, не очень благополучных семей. В соответствии с действующими законами мы обязаны обеспечить их бесплатным и доступным профессиональным образованием. Ведь если не в училище, тогда в школе необходимо организовать для них места в десятых-одиннадцатых классах! — Татьяна Александровна, а все ли выпускники проф-училищ востребованы? — Не только востребованы — рабочие кадры в дефиците. Естественная их убыль по области — семь тысяч человек ежегодно. Профучилища выпускают 5700 человек, то есть количество молодых рабочих кадров не покрывает естественную убыль. Причины ее разные: выход на пенсию, несчастные случаи. И еще: квалифицированные рабочие — в основном мужчины, а у них, как известно, продолжительность жизни короче… На учете в центрах занятости сейчас лишь 3,4 процента выпускников наших профучилищ. По России это 8 процентов. — Не нашли себя или не захотели найти? — Скорее, не захотели. Мы в свою очередь держим связь с департаментом занятости населения и снижаем прием детей на невостребованные профессии. Здесь есть вопрос и посложней: работодателей волнует уровень квалификации выпускников. По действующим государственным обязательным стандартам учащийся покидает училище с третьим разрядом. В отдельных училищах — с четвертым-пятым. А новые производственные технологии требуют рабочих с высокой квалификацией. Наши выпускники с своим третьим разрядом, бывает, испытывают трудности — недотягивают попросту… А это вызывает брак, поломки оборудования. И сегодня, когда область принимает профессиональные училища, нужно решать и вопрос повышения уровня квалификации выпускников. Надеемся в этом и на работодателей. Мы сейчас возвращаемся к понятию базового предприятия. Правда, жизнь наполнила это понятие новым содержанием, и сейчас нужно говорить скорее о социальном партнерстве. Есть интересные примеры: на НПО «Сатурн» в Рыбинске взяли под патронаж учащихся ПУ N 1, лицеев N 32 и N 38. На предприятии они проходят практику, изучают оборудование. Ребята получают от предприятия даже стипендии. Недавно у заместителя губернатора Александра Германовича Федорова прошло совещание с участием представителей службы занятости, работодателей и ремесленной палаты. Основной вопрос — возможная помощь училищам от предприятий. И работодатели отнеслись положительно к этой идее. — Татьяна Александровна, перемены всегда окружены слухами. Например, о сокращении… — Оптимизация сети проф-училищ — естественный процесс. Тем более, как известно, идет демографический спад. Еще в 1998 году было 45 училищ. Сейчас — 40. Пять учебных заведений за последние годы объединены или ликвидированы. Планируем к 2008 году оставить 35. В основном этот процесс пойдет путем объединения. Допустим, есть в небольшом городе два училища. Они занимают помещения, рассчитанные на 400 и 300 обучающихся, а число учащихся — 170 и 160 человек. Почему бы их не объединить? Зачем тратить средства на содержание излишних помещений? — Финансирование училищ в городах Ярославской области пойдет через муниципальные бюджеты? — Это будут областные учебные заведения с финансированием напрямую из областного бюджета. Но самое главное — при передаче региональному бюджету затраты будут действительно большие. А федеральный восполнит нам только пятую часть, то есть двадцать процентов. Поскольку проблема эта очень важная с экономической и социальной стороны, мы приложили усилия, чтобы все повернулись к ней лицом. НАША СПРАВКА Сейчас в области сорок профучилищ, из них у восьми — статус лицеев. Семнадцать с половиной тысяч человек получают здесь 66 профессий. Набор профессий и специальностей в зависимости от потребностей рынка труда может меняться. Ежегодно открывается обучение по пяти-семи новым профессиям. В прошлом году шестьдесят процентов ребят обучалось по заявкам предприятий. На снимке: идут занятия в ПУ N 31.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям