Потеряла непорочность в первый год

Пока еще упоминание об этом событии значится в наших календарях. 12 декабря 1993 года всенародный референдум принял Конституцию Российской Федерации — первую в посткоммунистической России и шестую в истории страны. 11 лет спустя стоит вспомнить, что именно написано в этом документе, по крайней мере, в его основополагающих статьях.

«Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой управления… Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления… Высшим непосредственным проявлением власти народа является референдум и свободные выборы… Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону». Когда-то нам казалось, что принятие Конституции избавит нас от многих проблем, исключит в принципе серьезные конфликты, спорные ситуации и недоразумения, но оказалось, что это не так. То, что в Конституции нет ответов на все без исключения актуальные для страны вопросы, стало ясно уже меньше чем через год после ее утверждения. В канун своей первой годовщины Конституция утратила свою непорочность. Началась операция по восстановлению конституционного строя в отдельно взятом субъекте Федерации, который, кстати, никогда не присягал на верность этой Конституции. Восстановить же можно лишь то, что уже было. Но это так, к слову. Что из всей этой не слишком мудрой затеи вышло, напоминать лишний раз нет необходимости. За прошедшие 10 лет отношение к проблеме Чечни в России менялось не- однократно. Сегодня же страна от нее просто устала. Мы относимся к происходящему там и исходящему оттуда как к стихийному бедствию — опасному, непредсказуемому и неподвластному контролю федерального центра. Но при всей усталости и аллергии на эту тематику мы должны задать себе вопрос: Чечня — это исключение или все же тенденция, первая ласточка куда более масштабных проблем? Похоже, наверху ответ уже знают и пытаются действовать упреждающе. Под предлогом недопущения дезинтеграции страны в России сегодня фактически сворачиваются основы федерализма, того самого, о котором говорится в 1-й статье Конституции. Сделать страну современной, динамичной, конкурентоспособной и сохранить ее в существующих границах и даже расширить влияние России на постсоветском, или постимперском, что фактически одно и то же, пространстве — задачи трудносовместимые. Пока президенту Путину удается делать и то и другое, и в этом кроется главная причина его популярности в обществе, но его преемнику, а возможно, и ему самому, видимо, придется выбирать. Оба варианта имеют свои отрицательные стороны. Жертвуя одним национальным приоритетом ради другого, мы все равно будем сомневаться в правильности принятого решения. Выход один — внимательно почитать Конституцию и попытаться найти в ней ответ. А он там все-таки есть. Федерация — это не жестко централизованное государство, демократия — это не власть ограниченной группы людей, право — это то, с чем обязаны считаться все независимо от занимаемых ими постов. Чтобы сохранить страну, у которой есть будущее, мы должны создать такую Федерацию, из которой никому не захочется выходить. Это сложнее, но эффективнее, чем любые силовые варианты решения проблемы. У России есть шанс, и она обязана им воспользоваться…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page