Вячеслав шалевич: авторитетов по жизни не ищу

В Ярославле с гастрольным спектаклем побывал режиссер театра имени Вахтангова, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии РФ Вячеслав ШАЛЕВИЧ.

«Наш творческий генератор» — так то ли в шутку, то ли всерьез иногда называют Вячеслава Анатольевича актеры столичных театров. Несмотря на преклонный возраст — в прошлом году Шалевичу исполнилось 70 лет, он человек крайне занятой и не любит сидеть без дела. Поэтому и на встречу с журналистом выделил совсем немного времени. — Вячеслав Анатольевич, вы довольны своей жизнью. Можете ли с уверенностью сказать, что все сложилось и удалось? — Удалось, наверное, многое. Хотя не всегда все складывалось легко и благополучно. Но сейчас чувствую удовлетворение и от работы, и от жизни вообще. Я руковожу прославленным Вахтанговским театром, в котором замечательные, очень талантливые актеры. Мы работаем как единый организм и отлично понимаем друг друга, а это очень важно. Да и в личном плане пожаловаться не могу. Я люблю и любим, у меня замечательная жена, крепкая семья — мой самый надежный тыл. Но об этом без подробностей… В 2002 году Шалевич женился на молодой женщине, которая родила ему ребенка. Это четвертый законный брак Вячеслава Анатольевича. — Ваш театр по праву считается легендарным. Частица бремени славы ложится и на плечи главного режиссера. Тяжело все время держать марку и быть на высоте? — Конечно. Но, думаю, нам это удается. Именно НАМ, потому что театральное творчество — коллективное. Одного рвения режиссера здесь мало. — Это в профессиональном плане. А каково живется финансово? — Вахтанговский, как и многие театры, несмотря на государственные дотации, вынужден крутиться-вертеться и зарабатывать самостоятельно. А по большому счету ситуация с финансированием подобных учреждений в стране очень сложная. К примеру, в Москве сейчас 321 театр. Но я не думаю, что в ближайшие лет пять-десять все они сохранят свой статус и останутся на плаву. Особенно если пройдет театральная реформа. Приятно, что еще остались организации, которые поддерживают театральное искусство. К примеру, Северный банк Сбербанка России стал спонсором фестиваля «Золотая маска» в Ярославле. Это хорошее начинание. — Приведите пример некогда успешных театров, которые, как вам кажется, сейчас на краю пропасти. — Ярославский театр имени Волкова, питерский БДТ, еще некоторые провинциальные коллективы. Но это скорее творческий, а не финансовый кризис. — А может, дело в том, что столица просто не любит провинциалов? — Это неправда! Москва — радушный и доброжелательный город. Но она ценит качество и талант. Гастроли в столице — отличная проверка на выживание для творческих людей. — Одно время в артистической среде разгорелись бурные споры о творческом наследии Евгения Вахтангова и традициях его театральной школы. Продолжаются ли эти разговоры по сей день? А как вы определяете для себя вахтанговские традиции? — Да, споры приверженцев различных театральных школ не угасают и, наверное, никогда не прекратятся. Потому что это не просто актерский треп, а осмысление профессии. А вахтанговское для меня — это прежде всего нескучное. Если спектакль интересен, если в зале аншлаг, а зрители заряжены одной энергией с артистами — это и есть вахтанговское. — В вашем театре до сих пор идет знаменитая «Принцесса Турандот»? — О, этот спектакль десятки лет пользуется бешеным успехом у зрителей! — Изменилось ли что-то в постановке со дня премьеры? Может, аудитория спектакля или его концепция стали другими? — По большому счету мы ничего не трогали. Разве что одно актерское поколение сменилось другим. «Турандот» как была, так и остается интересной разновозрастной публике. — Как вы относитесь к тому, что некоторых актеров сегодня раскручивает телевидение? Причем довольно часто в роли, так сказать, пиарщиков — низкопробные сериалы и реклама. — Можно сколько угодно утверждать, что талантливому артисту промоушен не нужен — он и без этого пробьется. Но, к сожалению, сегодня театралы поставлены в такие условия, что вынуждены подрабатывать, в том числе и на телевидении. Мне не очень приятно видеть, как актеры губят себя, играя однотипные по характеру и драматургии роли. Этим они фактически бездарно сжигают творческое «я». Обидно, к примеру, за замечательного артиста Алексея Нилова, который из фильма в фильм тиражирует образ мента. Горько за Владимира Ильина, строгающего будто под копирку своих киногероев. Но в то же время я понимаю, что без денег, как без воздуха, не проживешь. К тому же молодым актерам голубой экран действительно помогает стать известными. Хотя… Страстно желающим попасть «в телик» я иногда говорю: «Хорошенько подумайте о своей репутации. Ведь если в течение месяца на экране показывать, пардон, голую задницу с родинкой, то и она станет популярной». — Других вы отговариваете. А сами небось деньги любите. На что вы готовы пойти ради хорошей выручки? — Почти на все, что в рамках приличия! При этом я не могу назвать себя алчным, скрягой. Но к финансам отношусь трепетно. У меня большая семья, ее нужно кормить. Скажу честно, бесплатно работать никогда не буду. Даже в самых перспективных и гениальных проектах и постановках. — Кто является для вас незыблемым авторитетом? Есть ли люди, на которых вы равняетесь и с мнением которых считаетесь? — Авторитетов по жизни не ищу. Не стремлюсь кому-то подражать. Но есть люди, с которыми интересно общаться и к мнению которых, если оно компетентно и убедительно, я обязательно прислушиваюсь… — Вы как актер и режиссер не раз награждались различными театральными премиями. Артистов вашего театра тоже нередко отмечают на творческих фестивалях. В частности, Максим Суханов за роль Сирано де Бержерака стал лауреатом премии «Золотая маска». Что дают все эти награды? — Прежде всего почести и славу. Ведь для актеров очень важно признание со стороны ведущих театральных критиков. Cкажут добрые слова в твой адрес — и чувствуешь прилив сил и творческое вдохновение. — Недавно вас наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. От всей души поздравляем! — Спасибо! Я рад, что востребован и любим зрителями. Постараюсь и дальше оправдывать доверие.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям