Мой голос — моя судьба

Юрий Петрович Ковеленов, ученик Юрия Левитана и Ольги Высоцкой, -представитель славной когорты дикторов советского телевидения. 15 лет он вел на Первом канале программу «Время», и лицо его, и удивительный голос многим из нас знакомы с детства. А путевку на Центральное телевидение страны этот замечательный мастер слова получил здесь, в нашем родном Ярославле.

ГОВОРИТ ОМСК Правда, первые шаги свои на дикторском поприще Юрий Петрович сделал еще в послевоенном Омске, на одном из предприятий которого после окончания автомобильно-дорожного техникума, откликнувшись на призыв Хрущева: «Молодежь — на производство!» — он и трудился. А в свободное время принимал участие в спектаклях городского радиотеатра. Руководила театром талантливая актриса Таисия Ивановна Найденова. Старшее поколение помнит, какое значение имело в те годы радио, как заслушивались вечерами постановками пьес Розова и Штерна, льющимися из репродукторов-тарелок жильцы многонаселенных городских коммуналок от мала до велика — магия слова была всепоглощающей. Однажды двадцатилетний Юрий пришел домой в особо приподнятом настроении — его пригласили стать диктором на местном радио. «У печки стою и репетирую: «Говорит Омск! Говорит Омск!» — улыбается Ковеленов. Да только матери будущего знаменитого диктора, у которой на руках было пятеро — отец умер от ранения, эйфория сына не передалась. «А платить-то тебе сколько будут?» — спросила она, но отговаривать его все-таки не стала. МАХНУЛ НЕ ГЛЯДЯ В 51-м сняли бронь с ребятишек из многодетных семей, оставшихся без отца, и в ряды Советской Армии стали забирать даже девчонок, поварихами да связистками. Отправили в армию и 21-летнего Юрия Ковеленова. Следовал призывник к месту службы в Полесье в солдатской теплушке, так называемых телятниках, а на одной из остановок капитан из соседнего эшелона, заприметив крепкого, рослого сибирячка, возьми и предложи ему: «Переходи ко мне в вагон!» И Ковеленов махнул туда не глядя, как на фронте говорят. И попал сначала в Загорскую школу младших командиров, а потом и в наши ярославские края. ПРИГЛАСИЛА ДАМА ТАНЦЕВАТЬ Почти сразу молодого командира выбрали секретарем комсомольской организации батальона в Рыбинске. Потому что характер у него был боевой и активный. И очень скоро перевели инструктором политотдела 3-го корпуса ПВО в Ярославль. Здесь-то его артистической натуре было где развернуться: в армейской самодеятельности он и стихи читал, и концерты вел… Как-то в 64-м году в составе концертной бригады попал Юрий Петрович на областной съезд пионерских вожатых, и в перерыве между отделениями к нему подходит симпатичная дама и приглашает на танец. Это была редактор новостей Ярославского телевидения Алла Флягина. Она, услышав голос Ковеленова, тут же определила — перед ней будущий диктор — и пригласила его на работу. Мама прислала ему гражданский костюм из Омска, и в нем младший лейтенант, совмещая службу с работой, по вечерам читал новости на местном канале. А еще сотрудничал как внештатный корреспондент с центральной армейской газетой «На боевом посту». Все успевал. «По тем временам я зарабатывал кучу денег», — улыбается наш собеседник. И жену себе первую, Татьяну Каюкову, тогда студентку педагогического института имени Ушинского, в Ярославле нашел. Познакомил их корреспондент от Москвы на нашем телевидении Юрий Раппопорт. Постепенно дружеские отношения переросли в любовь, и 4 августа 1965 года Ковеленовы поженились. УДИВИТЕЛЬНЫЙ ГОЛОС Примерно в это же время ярославским телевизионщикам приходит предложение отправить молодого перспективного диктора на семинар в Москву, куда съехалась талантливая молодежь со всего бывшего Советского Союза. Выбор падает на Юрия Петровича. И он очень благодарен до сих пор своей коллеге Галине Маровой, которая согласилась его подменить на срок учебы. Занятия проходили на Шаболовке, и проводили их ставшие еще при жизни легендами голубого экрана Ольга Высоцкая, которая, выделив ярославского начинающего диктора из всех, как-то сказала ему: «Юрочка, у вас удивительный голос!» — и Юрий Левитан. 90-летию своего учителя Юрий Ковеленов посвятил, как продюсер и соавтор, фильм «Голос эпохи» — он недавно демонстрировался по ТВЦ. Кстати, его он сам и озвучивал. ПРЯТАЛ БЕРЕМЕННУЮ ЖЕНУ Глосалгия языка — это название редкой, но вполне реальной болезни, которую пришлось выдумать ярославскому диктору у себя, чтобы получить липовый больничный и тайно отправиться в столицу на объявленный на семинаре конкурс дикторов Центрального телевидения. Но несмотря на то что конкурс Ковеленов блестяще выиграл, перебраться в столицу в те времена было не так-то просто. Тогдашний генеральный директор союзного телевидения поставил перед ним одно маленькое, но на первый взгляд непреодолимое условие: «Вы будете приняты на работу на Центральное телевидение после производства обмена жилой площади!» Да-да, именно так он и выразился. У молодой четы Ковеленовых имелась однокомнатная квартира в Ярославле на площади Труда, но попробуй обменяй ее на Москву! Все решил случай — одинокой женщине с ребенком необходимо было переехать в наш город, где у нее проживала бабушка, да и скрыться хотела от бывшего мужа-поляка, преследовавшего ее и постоянно избивавшего. Так чужое несчастье помогло счастью ярославцев попасть-таки в Белокаменную, в 13-метровую комнатку в общей трехкомнатной квартире на Кутузовском проспекте. Хотя и не без ухищрений и приключений. Дело в том, что велся при обмене строгий учет — количество въезжающих в златоглавую должно было строго соответствовать количеству из нее выбывающих, а Ковеленовы к тому времени уже ждали прибавления в семействе, и поэтому беременную жену Юрию Петровичу пришлось прятать от бдительных градообменных чиновников. Конечно, сердце любого артиста рвется в Москву — здесь больше возможностей сделать карьеру, выразиться полнее, но о Ярославле, по словам Юрия Петровича, у него остались самые удивительные воспоминания. НА ШАБОЛОВКЕ И В ОСТАНКИНЕ Переехал Ковеленов в столицу, амбиций, как он выразился, до черта. Пришел двенадцатым в дикторский отдел Центрального телевидения, где в ту пору на Шаболовке работало до 70 человек. В 67-м на весь Союз стало вещать Останкино — здесь Ковеленов вел передачи на всех трех программах, кроме детских, конечно. Лишь однажды попробовал он себя в роли Деда Мороза в детском садике, в который ходила его дочь Марина, и этого неудачного опыта хватило для того, чтобы понять — детские передачи не для него. А вот диктором программы «Время» был Ковеленов целых 15 лет. И его лицо, и прекрасный голос стали родными и узнаваемыми в каждой советской семье. Дикторы того времени являются носителями настоящего русского языка и культуры в массы, как бы банально это ни звучало. Мастера высочайшего класса, читавшие тексты многочасовых передач с листа. Таких специалистов на сегодняшнем телевидении уже, к сожалению, нет. Есть ведущие, вооруженные микрофонами и бегущей перед их глазами за кадром строкой, позволяющие себе, особенно в молодежных передачах, различные: «Вау! Оторвись! Приколись!» и прочий словесный мусор. ЕГО МНЕ ДАЛ БОГ Кто-то, возможно, осудил Юрия Ковеленова за то, что в августе 91-го он, прекрасно понимая, что перед ним липа, на всю страну читал заявление гэкачепистов. Из-под палки? Да нет. Оправдываться диктор не собирается — просто надо учитывать, что это его работа… А потом в октябре 93-го во время штурма телевидения вел живые орбиты и дубли для часовых поясов, позвонив предварительно девчонкам-дикторам: мол, оставайтесь в комнатах и не выходите в коридор — там раздавались выстрелы. Под этими пулями погиб техник, каждый год на месте его гибели появляется бутылка с гвоздиками. А тогда захватчики мародерствовали в стенах телестудии, чувствуя свою безнаказанность, разбомбили киоск с видеокассетами… 22 февраля вышла передача «Что хочет женщина», в которой принимал участие и Юрий Ковеленов. На вопрос Елены Яковлевой: «Является ли голос вашей судьбой?» — он ответил: «Безусловно!» Голос — это бесценный дар, которым наделил его Бог. Но это и его рабочий инструмент, которым необходимо постоянно заниматься, тренировать и утром, и вечером, и связки чистить — да-да, зубы же чистим ежедневно! Голос — это конечная инстанция в нашем с вами общении, и Юрий Петрович изучил его настолько, что по голосу собеседника, даже по телефону, может уловить его настроение, внутреннее состояние, даже определить, болен человек или здоров. ЧИСТЫЙ СЛЕД Юрий Ковеленов объехал с артистами Госконцерта и Росконцерта весь Советский Союз без отрыва от основного производства, то есть дикторства на телевидении. Специально подгадывал свои смены так, чтобы успеть слетать на ежегодные фестивали «Зори Магнитки» в Кузбассе, «Утро Родины» на Сахалине, «День рыбака» в Мурманске, «Огни магистрали» на БАМе и многие-многие другие. С удовольствием читал в этих концертах Пушкина, Лермонтова и Маяковского. «Есть у меня ощущение гордости за Родину, в которой я жил почти 70 лет. Плохие ли те годы были или хорошие, но они наши с вами», — убежден Ковеленов. И не скрывает, что нравится, когда о нем люди вспоминают. Хорошим словом. Потому что он всегда следовал принципу: прожить жизнь надо по законам справедливости и постараться не натоптать здесь, на этой земле, грязными ногами. Оставить после себя только чистый и добрый след.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям