Приют для сорвиголов

Куда педагоги Переславля отправляют своих дорогих и любимых учеников, которым учеба хуже горькой редьки и от фокусов которых стонет порой вся обычная массовая школа? Конечно, не в баню, и не куда подальше, и уж тем более не на три веселые буквы.

Их прямым ходом отправляют в единственную в области специальную школу N 8 открытого типа для детей и подростков с девиантным поведением. И, надо сказать, школяры им за это весьма признательны. Первые 38 переславских подростков появились в старинном здании на улице Кардовского в начале 90-х годов. Набирали их отовсюду: из школ и подвалов, с улиц и подворотен. Зачастую полуголодных и оборванных. С законченным дворовым образованием. Не понаслышке знакомых с огненной водой, клеем «Момент» и стражами порядка. По году и больше не державших в руках учебников. С золотой мечтой в голове стать киллерами и проститутками. Впрочем, были и другие ребята. — Я знала мальчишку, который уже в тринадцать лет был кормильцем в своей семье, — поделилась как-то со мной впечатлениями об учениках восьмой школы одна из жительниц города. — В собственном имени Алексей он делал четыре ошибки, но усадить его за парту было невозможно. Вместо школы он бегал на рынок, зарабатывая на хлеб для своей семьи. А потом его усадили за парту в восьмую школу. Спустя полгода, случайно встретив его на улице, поинтересовалась: «Ну как, нравится учиться в новой школе?» И он показал аж два больших пальца: «Очень!» Сегодня в «школе хулиганов», как называют это учебное заведение в народе, 88 учеников. С пятого по девятый класс включительно. Пятиклассников в этом году набрали впервые. Контроль за каждым достаточно жесткий. Это в массовой школе, занятой всевозможными инновациями, до прогульщиков практически нет никакого дела. А здесь лишний раз с уроков не сачканешь. И школу просто так не прогуляешь. Нет ребенка два дня — педагоги тут как тут на пороге родительского дома: «Что случилось?» Четко отлажена и телефонная связь с родителями. Помимо этого два раза в месяц воспитатель обязан лицезреть и домашнюю обстановку своего подопечного. На уроках тоже особенно дурака не поваляешь. В каждом классе от 8 до 12 человек. «Камчатки» нет и в помине. Каждый школяр как на ладони. На уроках вместе с учителем еще и воспитатель. Тот самый, что когда-то имел место быть в дореволюционных учебных заведениях. И не захочешь, а будешь учиться. — Вдвоем они делают великое дело — преодолевают у ребенка нежелание учиться, — говорит директор школы Наталья Михайловна Компанец. — Надеюсь, на горох не ставите? — спрашиваю ее. — Ни розгами не потчуем, ни на горох не ставим. Ругать их тоже бесполезно. Наши дети столько за свою жизнь наслушались брани в свой адрес, что уже не реагируют на нее. Конечно, порой ребенок приходит в школу без настроения. Может, с родителями поругался, может, всю ночь в компьютерном зале просидел. И ему явно не до учебы. И в этом случае воспитатель вправе вывести его из класса. Пройти с ним в комнату психологической разгрузки. Поговорить по душам. Включить музыку. Предложить чашку чая. А иногда и просто его покормить. И такое бывает. Прежде всего дети должны чувствовать человечное, заинтересованное отношение к себе. Доброжелательность, сопереживание. Что и говорить, ученики восьмой школы не фунт изюму. И многим из них палец в рот не клади. Но учителя находят ключик практически к каждому. И не только детей вытаскивают с улицы, но и сами из школы не бегут. За семь последних лет текучести кадров практически никакой. — Прежде чем принять педагога на работу, я советую ему посидеть на уроках, оценить свои силы и только тогда принимать окончательное решение,- говорит Наталья Михайловна. И здесь, пожалуй, будут интересны воспоминания сотрудницы национального парка «Плещеево озеро» Галины Разумовской: — Пришла я как-то в восьмую школу прочитать лекцию по краеведению. Осталась с ребятами один на один. Сама так захотела. В классе шум, гвалт. Еще немного — и на головах начнут ходить. Один положил ноги на стол и начал демонстративно щелкать семечки. Причем парень, как выяснилось позже, из очень приличной семьи. Папа — врач, мама — преподаватель музыкальной школы. Я молча сижу за столом. Проходит пять минут. Картина та же. «Будете вы меня слушать или нет, мне, честно говоря, на это наплевать, — говорю им. — Я просижу свои 45 минут и уйду. Но если кто-то хочет узнать о своем городе больше, я готова рассказать. А на нет и суда нет». Вдруг слышу вопрос: «А правду говорят, что синий камень на берегу озера пытались закопать, а он снова из земли вылез?» Я стала рассказывать. И вместо одного часа мы с ними два часа проговорили. А того парня, что ноги на стол задрал, они сами из класса вышвырнули. Хорошее отношение к себе школяры ценят превыше всего. И в основном отвечают тем же. Не чертят каракули на стенах. А надо сказать, восьмая школа — единственная школа в городе, где классы оклеены обоями. Не пишут на партах. И даже не дымят в туалетах и у школьного порога. Свое место за гаражом курильщики знают четко. Вот только отучить их сквернословить значительно труднее. — Поверьте, мы их материться не учим,- замечает директор. — Они к нам приходят уже со знанием этого языка. Мы пытаемся бороться. Даже копилку для штрафов поставили. Сорвалось с языка непотребное слово — бросай рубль. Но пока особыми успехами по искоренению этой зловредной привычки похвастать не можем. Зато есть в восьмой школе другие плюсы. За 12 лет существования спецшкола выпустила 859 выпускников. Из них учатся, работают, имеют стабильное семейное положение 762 человека, или 89 процентов. Немало сорвиголов продолжили учебу в колледжах, вузах. Весьма довольно и армейское начальство. Благодарственных писем из армии в адрес школы не счесть. Причем многие Мишки Квакины служили и служат в знаменитой Кантемировской дивизии, в президентском полку. И радостно школе, когда, возвращаясь из армии, повзрослевшие мальчишки появляются на ее пороге. И словно договорившись, задают учителям один и тот же вопрос: «И как вы нас терпели?» — Недавно Максим Федосов приходил. Он у нас три года учился. Был парнем достаточно неразговорчивым, не очень охотно шел на контакт. После одиннадцатого класса пошел в армию. А осенью прошлого года смотрим — Максим вновь в школьных коридорах: «Я только с вокзала — и сразу в школу, сказать вам спасибо». А чуть раньше появился в школе еще один человек — почетный гражданин Переславля Виктор Тырышкин. Тот самый, которому Никольский женский монастырь, Спасо-Преображенский собор и прочие памятники истории и архитектуры города обязаны своим обновленным обликом. Пришел сам, школа его не искала. И пристроил Виктор Иванович к учебному корпусу прекрасный спальный корпус с уютными, со вкусом оформленными комнатами для мальчишек и дев- чонок. В качестве своеобразного приюта для ребят из неблагополучных семей. Из небытия возникла и великолепная столовая с мармитными плитами, тестомешалками, электрополотенцами, посудомоечной машиной, душевой комнатой для поваров… «Ненужный подарок для города», — тут же окрестили некоторые переславцы эту дополнительную пристройку. Но согласиться с этим мнением Наталья Михайловна Компанец никак не хочет: «Некоторым нашим ученикам очень нужен приют. Им ведь порой дома находиться совсем не в радость. Жаль только, что из-за некоторых организационных и хозяйст-венных моментов никак не можем его открыть. Как хлеб, нужна городу и наша школа. Без нас криминальная ситуация в Переславле была бы куда более плачевной».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям