Двигаться только вперед

— Николай Алексеевич, в нынешнем январе вы стали генеральным директором ОАО «Автодизель», и в новый год предприятие вступило уже под вашим руководством. Март завершен. Как «Автодизель» отработал первый квартал 2005 года? Каковы первые результаты? С какими проблемами пришлось столкнуться?

— Уже несколько лет спрос на продукцию Ярославского моторного завода только растет. Удовлетворить все заявки потребителей, выполнить план по производству и реализации продукции — сегодня основная задача, стоящая перед моторостроителями. Если сравнивать итоги работы трех месяцев этого года с аналогичным периодом прошлого, то рост объемов производства составляет в первом квартале около 7 — 8 процентов. Без задержек осуществляются поставки двигателей «Евро-2» на РУП «МАЗ», ООО «Ликинский автобус» (ЛиАЗ), ОАО «АЗ «Урал», ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» и ряд других ведущих автомобильных предприятий. В настоящее время наблюдается просто ажиотажный спрос на запасные части. Потребность рынка в них очень велика, но пока при существующих мощностях и организации производства изготовить их в необходимом количестве сложно. И хотя по отношению к прошлому году прирост по выпуску запасных частей в первом квартале составил порядка 10 процентов, тем не менее достичь показателей, заложенных в бизнес-плане, не удалось. Чтобы соответствовать требованиям, которые диктует современный рынок, на предприятии вот уже более года внедряется новая производственная система, основанная на принципах бережливого производства. Ведутся работы по снижению себестоимости продукции, повышению качества, улучшению условий труда. Сегодня весь моторный завод пребывает в постоянном движении. Передвигается оборудование, идет изменение организационно-структурных схем управления, происходят кадровые перестановки. Это все как раз и прописано в системе бережливого производства. Ее внедрение позволит без серьезных капиталовложений повысить эффективность производства примерно на 40 процентов. Многие передовые американские, японские, корейские предприятия уже прошли этот непростой путь и получили колоссальный положительный результат. — Перемены, а тем более такие серьезные, — это всегда сложный и трудоемкий процесс. Не получится ли так, что, пока идет перестройка, ЯМЗ сделает шаг назад, снизит темпы производства? — Когда начинаешь любое большое дело, понимаешь, без кратковременных отступлений не обойтись. Это надо принимать как должное и двигаться только вперед. Через какое-то время полученный эффект обязательно перекроет все издержки. Уже сегодня заметно увеличилась выработка на одного производственного рабочего. Наблюдается серьезнейший рост по выпуску двигателей класса «Евро-2». Если в 2004 году в первом квартале было изготовлено 1309 таких силовых агрегатов, то за тот же период этого года — 4419 двигателей. Всего же за три месяца товарной продукции выпущено на 2 млрд. 686 млн. рублей. Это на 29 процентов больше, чем в 2004 году. Но кроме производственных есть и другие показатели. Положительный эффект от проводимых преобразований наглядно виден на динамике несчастных случаев. Если в 2004 году в первом квартале их было зарегистрировано 30, то с начала этого года только 5. Самое же главное заключается в той огромной работе, которая ведется в производственных цехах. — Николай Алексеевич, о бережливом производстве говорят сегодня много, мнения самые противоречивые. Кто-то понимает и принимает происходящие процессы, кто-то нет. И здесь важную роль, на мой взгляд, играет правильно выстроенная, грамотная политика в отношении персонала компании. Как вы считаете? — Безусловно, я с вами полностью согласен. Когда к нам приезжали японцы познакомиться с производством, первое, что гости с Востока сразу отметили, к сожалению и нашему стыду, грязь! «Наведите порядок!» — было их резюме после посещения цехов. Понятно, что, пока не изменится сознание людей, их отношение к своему рабочему месту, к себе, к предприятию, порядок не наведешь. На мой вопрос: «Как довести до каждого необходимость и важность перемен?» — японцы ответили просто: «Личным примером». Поэтому сегодня так трудно застать наших руководителей в кабинетах. Все они — на производственной площадке. В гуще дел. А дел много. За годы перестройки, когда главной задачей для производства было выжить, культура производства отошла на второй, даже третий план. Многие уже привыкли работать в плохо освещенных помещениях, когда под ногами 10 — 15-миллиметровый слой спекшейся стружки вместе с маслом. Некрашеное, нечищеное, то и дело выходящее из строя оборудование стало нормой. Ни о каком плановом обслуживании не было и речи. Да, мы выполняли производственную программу, но делали мы это любой ценой, а при плане любой ценой уже не до качества. Сегодня мы должны убедить каждого, что так работать больше невозможно. Не так давно весь руководящий состав, включая директоров по направлениям, вооружившись метлами, тряпками и швабрами, чистил, драил, красил производственную площадку цеха СИМ. А в прессовом цехе начальник подразделения повесил объявление: «Кто не хочет работать в грязи, приходите на субботник!». И 150 человек пришли. Молодцы! Да, непросто привести завод в порядок, но сообща, все вместе, мы это обязательно сделаем. В качестве наглядных примеров того, как может и должно быть, в подразделениях создаются эталонные рабочие места: для наладчика — свое, для слесаря — свое, для испытателя — свое. На таком рабочем месте нет ничего лишнего, все, как говорится, по уму. Инструмент и детали упорядочены, станок выкрашен и содержится в чистоте, работник одет в удобную, функциональную спецодежду. Следующим важным шагом станет стандартизация всех рабочих мест, создание целостных потоков, тотальное управление ремонтом оборудования. Сегодня во всех цехах завода созданы учебные классы, где все, и специалисты рабочих профессий, и ИТР, обучаются новым методам организации не только своего труда, но и производства в целом. Конечно, не все понимают и принимают новую систему, приходится ломать прежние стереотипы, прежнее мировоззрение. По статистике, процентов 10 вообще не приемлет никаких нововведений, но большая часть коллектива понимает: без сегодняшних преобразований у Ярославского моторного завода нет будущего! — Если говорить о будущем, то как вы оцениваете перспективы ОАО «Автодизель»? Есть ли какие-то долгосрочные проекты? — Да, такой проект есть. Если мы осенью защитим перед основным акционером бизнес-план по выпуску среднеразмерного дизеля семейства ЯМЗ-530, то уже в скором будущем приступим к его реализации. В планах в 2008 — 2009 годах выпускать такой двигатель в объеме 25 тысяч штук, в 2010 году довести этот показатель до 50 тысяч. В 2010 — 2012 годах на «Автодизеле» планируется выпускать около 70 — 80 тысяч двигателей различной модификации. Если говорить о долгосрочной перспективе, то бизнес-проект разработан до 2030 — 2040 годов и предусматривает переход на рядные двигатели. Но надо четко понимать, что завтра — это напряженное сегодня. Есть на этот счет хорошая русская пословица: «Как потопали, так и полопали». Поэтому нужно всем мобилизоваться и работать, работать что есть силы. Будет жить и развиваться ЯМЗ, будем все нормально жить.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям