Маляры окраин и кварталов

«В отместку Отчизне я мелко врежу. Мой ум помутился от горя. Назло государству по клумбам хожу и матом пишу на заборе».Эти строки взяты из песни одного известного барда, героем которой был свихнувшийся от безденежья гражданин интеллигентной профессии.

Хотя слова на три буквы, появляющиеся в толчках и обшарпанных подъездах, лифтах и гаражах, сами по себе представляют мало интереса. Это, как элегантно выразился один из чиновников комитета по дизайну и рекламе, проба пера хулигана. Речь пойдет о социально-политических надписях, которые действительно возникают назло государству и несут в себе определенную идею. Намалевать подобные вещи весьма легко, гораздо легче, чем пойти на открытый протест. Содеянное останется без наказания. За взгляды у нас никого не преследуют. Пишущие, скорее, давят на психику. Митинговые речи не достигают ушей власть имущих, да и народ к ним более чем равнодушен, а огромные черные буквы долго мозолят глаза даже далеким от политики прохожим, заставляя последних задуматься о существующих в стране порядках. СТУДЕНТ ПРОТИВ ВАНДАЛОВ Чаще всего оставляют свой след на городских стенах представители национал-большевистской партии, анархисты разных мастей, скинхеды и поклонники граффити. Последние, как правило, аполитичны, но далеко не так безобидны, как кажется, поскольку наносят городу самый большой материальный ущерб. Хулиганов, поганящих едкого цвета каракулями дома, салоны трамваев, кабинки лифтов, развелось видимо-невидимо и не становится меньше. Так, при центре анимационного искусства «Перспектива» что-то вроде школы для начинающих графферов. Занятия проводит выпускник «Перспективы», студент филологического факультета ЯГПУ им. Ушинского Алексей Беляков. Дисциплина озаглавлена «Культура граффити». Цель, которую преследует Алексей, самая благородная — бороться с граффитчиками-вандалами. С потенциальными стеновредителями он и проводит разъяснительную работу. От слушателей, а в основном это 10 — 15-летние пацаны, отбоя нет. Методическая литература у Алексея, разумеется, отсутствует. Из учебных пособий — книги и журналы о спрей-арте, которые привозятся из Москвы, и видео. Иногда совершаются экскурсии по городу. А вот с практическими занятиями туговато. Одно время мальчишки приносили из дома старую одежду и расписывали ее. Потом обновляли надписи на близлежащих сараях. Позже им отдали на растерзание бесхозную будку во дворе «Перспективы», на которой они нарисовали эмблему киношколы. На этом дело, похоже, и закончилось. Так что не факт, что, усвоив уроки своего учителя, юные графферы станут живописать все, что наболело-накипело на городских стенах. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно окинуть взглядом близлежащие к «Перспективе» улицы Чайковского и Свердлова. СМОГ С ЗАДЕРЖКОЙ ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ Известно, что граффити зародилось в черных кварталах Америки, которые кишели криминальными группировками. Банды помечали надписями свою территорию. Юнцы с баллончиками чаще никакого отношения к криминалу не имеют, но им очень хочется заявить о себе. Граффитчики редко работают в одиночку, чаще — командами. У каждого есть свое англоязычное прозвище. Первые буквы псевдонимов, названия команд и появляются на стенах. Это считается как бы саморекламой. По городу таких команд несколько десятков наберется. Из известных — «Хот шот крю» «HSC» (команда короткого выстрела), команда «13», в которую входит трое человек с кличками Сек, Оек и Смог. Пресловутый Смог отпочковался от команды и уделал своими надписями весь город. Такая назойливая самореклама позволяет усомниться в его душевном здоровье. Мания величия налицо. Гангстерам от живописи, очевидно, мало заброшенных сараев, грязных, обшарпанных подъездов. Плохие парни как будто нарочно выбирают новостройки, свежеотреставрированные здания и дорогие парикмахерские и бутики. На беспредельщиков точат зубы владельцы салонов. Но кто же будет с сопливыми тинэйджерами связываться! Да и вычисли их попробуй! Отдельно работают графферы по кличке Орджи и Бобр. Есть еще команды «Мок» — (маляры окраин и кварталов), 360 градусов, О87 и даже ЗПР, что расшифровывается как «задержка полового развития»! Правда, псевдонимы меняются чуть ли не каждый день. В большинстве случаев надписи довольно однообразны, но встречаются графферы и со своим, индивидуальным почерком. Часто мелькающие на городских стенах человечки и зверушки — коты, бегемотики и тигрята-симпатяшки — дело рук двоих графферов. Одного зовут Спайк, другого — Сакс. А еще один граффер, студент ЯГПУ им. Ушинского, наловчился делать трафареты с портретов Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Элвиса Пресли и пристраивать их в центре города. Правда, когда его стали разыскивать энбэпэшники, парень изрядно струхнул и ушел в подполье. ДЕВУШКА-БЭТМЕН ПОД КУПОЛОМ ЦИРКА Иногда так называемые культурные граффитчики участвуют в различного рода акциях. Так, очень живо откликнулись на теракт в Беслане, наклеивали на дорожные знаки самодельные стикеры с надписями типа «Нет террору!». Акция проходила 3 сентября в конно-каретном дворе. В ней приняли участие графферы из разных команд. Привлекает внимание и еще один женский образ — русалка, изображенная на стенах частной гинекологической клиники и фитнес-центра. Очень эффектно выглядит и рисунок на одной из стен кондитерской фабрики, напоминающий сцену из фильмов ужасов: безвольно лежащая блондинка с синюшным телом и нависающий над ней человек со звериным оскалом, готовый растоптать ее своим башмаком. Над рисунком трудились граффитчики из команды Оф. Он был сделан по заказу одной фирмы, снимающей рекламный ролик. Работа была очень трудоемкой: стена оказалась довольно высокой и впитывала более 50 процентов краски. Два года назад граффитчиками из команды «Эклипс» («Затмение») по заказу был оформлен клуб «Авангард». Заявленная тема — диско — была раскрыта вполне: от задорного ди-джея, завлекающего в клуб всех проходящих мимо, глаз не оторвать. Изредка на стенах мелькают мультяшные персонажи вроде Покемона, автопортреты, портреты друзей, а бывает, и недругов. Но это баловство уже вряд ли назовешь искусством. Появляются рисунки чаще всего ночью в людных, оживленных местах. Во дворах домов, вдоль трамвайных линий. Так престижнее и круче. Больше, чем стены, уделаны крыши домов. Так экстремальнее. Поймать автора за руку практически невозможно, хотя графферы и не пытаются прятаться от постороннего глаза. Только иногда лицо скрывают наполовину черной повязкой. Сейчас в среде графферов завелась новая мода — рисовать на поездах, чаще всего на электричках, стоящих в депо. Но на это отваживаются немногие — останавливают милиционеры, дежурящие на вокзалах. В Ярославле есть, по крайней мере, одна команда, занимающаяся этим черным делом. Она так и называется — команда любителей поездов — и в среде графферов пользуется огромным уважением. А вот думу и прочие административные здания графферы своим вниманием не жалуют — надписи здесь долго не живут, их быстро закрашивают. Говорят, у графферов есть свои правила. Не рисуют на памятниках, на могилах. Но чаще всего происходит это не из идейных соображений, а из страха. В среде графферов ходят рассказы о том, что кого-то застукали с черным маркером или баллончиком в руках и повесили на пойманного весь город, а то и вовсе отправили в места не столь отдаленные. На деле, конечно, не все так страшно. За все эти художества, которые рассматриваются как нарушение правил благоустройства города, существует лишь административное наказание. А размеры штрафа ничтожно малы — от 100 до 500 рублей. С побывавшими в руках у милиции члены команды общаются неохотно — боятся, что те сдадут остальных. Они становятся изгоями, выпадают из коллектива. К милиции у графферов свое отношение: на одном из оживленных перекрестков на улице Кирова появилась аббревиатура А.С.А.B., что означает «все менты — ублюдки». БОМБИНГ И РАЙТИНГ Рисуют с помощью баллонов с автоэмалью, которые приобретаются в специализированных магазинах. К примеру, Алексей объяснил источник появления надписей, точнее, закорючек-завитушек, которые периодически возникают в районе улицы Большой Федоровской. «Это люди едут с авторынков и проверяют краску», — со знанием дела объясняет Леша. Профессиональная краска «Монтана» стоит 200 рублей, похуже — идет по 50. Сейчас в продаже появилась новая краска со звучным названием «Саботаж». К баллончикам иногда используют специальные насадки для толстых и тонких линий, валики, чтобы закрашивать чужие надписи, респираторы и перчатки. Последние нужны для того, чтобы пойманных нельзя было распознать по краске на руках. Как пояснил Алексей, существует две разновидности граффити: бомбинг и райтинг. Бомбинг — быстрый рисунок, наносится за считанные минуты на довольно маленьком пространстве. А для райтинга нужна большая площадь и время. В любых, даже самых сплоченных командах, порой возникают конфликты. Бывает, графферы портят надписи друг друга, рисуют свои надписи поверх чужих. Но отношения выясняют мирным способом. Сражаются стенка на стенку, но не кулаками, а с помощью рисунков. Надписи оценивает независимое жюри. Проигравшие расплачиваются баллончиками с краской. Мастера от новичка отличить легко. У профи рука набита, все буквы соединены, надписи получаются идеально ровными. А у дилетанта рука дрожит. Средний возраст графферов — 10 — 15 лет, самому старшему — 25. Девушки в их ряды попадают редко. Алексею, к примеру, удалось вспомнить только трех. Очень часто графферы ездят друг к другу в гости для обмена опытом. Ярославцев навещают их коллеги из Москвы, подмосковного Александрова, Рыбинска. Одна из наиболее известных команд графферов в Ярославле — группа «Бомбинг, райтинг, граффити». В нее входит 10 человек, среди которых есть школьники, учащиеся строительного техникума, Демидовского университета. Большинство надписей на крышах высоток — их рук дело. Эта компания отметилась и под куполом цирка. Сделать это было довольно легко. Тогда за цирком шла стройка, и кругом валялись лестницы и прочие приспособления. Еще несколько команд заявили о себе на заборе у бывшей помойки за «Макдоналдсом». Оставили там свой след и москвичи из известной команды «Зачем?». Это слово, выведенное на стене крупными буквами, трудно не заметить. Здесь же можно обнаружить и портрет, по всей видимости, являющийся копией с фото. Это странное существо уже окрестили «Девушка-бэтмен». Стена за «Макдоналдсом» — единственная официально признанная в городе. На ней толстенный слой краски — раз в месяц надписи меняются. Знатоки называют изображенное здесь высшим пилотажем граффити. Появилась стена в 2000 году, когда проходил городской конкурс. Несколько лет назад легально расписывали ограждение Соловьевской больницы. Тогда конкурс спонсировали американцы — покупали баллончики с краской. Рассказывают, что юнцов с баллончиками заметили проезжающие мимо милиционеры и хотели с ними разобраться, но им объяснили, в чем дело, и стражи порядка ретировались. К сожалению, а может, к счастью, подобные конкурсы проводятся очень редко, и граффитчики предоставлены сами себе. Довольно любопытное мнение о граффити удалось услышать в комитете городского дизайна и рекламы. Главный художник комитета Александр Николаевич Корнеев назвал граффити культурологическим явлением межгосударственного масштаба. Ни больше ни меньше. И даже припомнил первых христиан, которые оставляли в катакомбах знаки-символы — рыб, кресты, — понятные только посвященным. Поэтому Александр Николаевич не спешит осуждать продвинутое искусство. Правда, с одним условием: если оно не уродует памятники и, что немаловажно, не портит рекламные щиты на улицах. Сейчас, говорит он, появились даже дизайнеры-граффити, расписывающие интерьеры квартир. А однажды в комитет пришел молодой человек согласовывать вывеску для продуктового магазина и захотел, чтобы ее фрагмент был расписан в стиле граффити. Не все, к сожалению, столь лояльны. Для большинства граффитчики как ком в горле. В администрации долго вынашивали идею сослать граффитчиков на автостоянки — пусть-де расписывают ограждения. Но возмущению владельцев парковок не было предела, и идею быстренько свернули. Да и в администрацию никто из граффитчиков пока что не обращался — для этого они слишком юны. По идее граффитчиками должен заниматься комитет по молодежной политике, но здесь на них давно уже рукой махнули. Руководители комитета заявляют, что предложений от ребят выделить им специальную стену к ним не поступало. А комитет сам, если их не просят, инициативы не проявляет. Все-таки дорогое это удовольствие. Да и опять же надо следить, чтобы изображения вписались в общую картину города и пр. Хотя наивно полагать, что графферы беспредельничают из-за отсутствия каких-то там специальных стен. Так и остается граффити маргинальным искусством, которое казнить нельзя помиловать. ПОНАЕХАЛИ, НЕРУСИ Партийные надписи можно поделить по географическому принципу: энбэпэшники и анархисты хозяйничают в центре и Брагине. Скинхеды — в районе «пятерки» и шинного завода. Самыми чистыми оказались районы Суздалки и Нефтестроя. Принадлежность надписи той или иной партии выяснить сложно — партийные активисты все валят друг на друга. Но самое страшное — это свастика. Ее нельзя спутать ни с чем. Проявлениями этнической и религиозной розни и нетерпимости нынче никого не удивишь. Даже в нашем тихом провинциальном городе неоднократно случались избиения, а то и убийства людей с другим цветом кожи. Несчастные выбирают довольно экстравагантные способы защиты. Так, рассказывали, что один чернокожий юноша, студент медакадемии, долго щеголял в майке с надписью: «Понаехали, неруси. Нам, русским, жить негде». Такой вот черный юмор. Бритоголовые, обозначившие себя как Национальный фронт, облюбовали жилые дома в районе «пятерки», в частности, улицы Чехова и Лермонтова. В глаза бросаются накарябанные огромными английскими буквами слова «фашизм», «скинхед» и свастика с лозунгом «Жизнь только для белых». Тут же рядом прославляются «Спартак», «Шинник» и группа «Ария». В одном из клипов «арийцев» действительно присутствуют фашистские танки и человек, похожий на Гитлера. Заборы испещрены цитатами из песен группы, типа «Кровь за кровь» и «Ночь короче дня». Утешает то, что фашистские значки на улицах города появляются редко. Три года назад их было больше. Объясняется это тем, что многих фашиствующих молодчиков призвали в армию. Оставшиеся получили серьезный отпор со стороны кавказцев, байкеров и рэперов. Самые ярые наци, как уже говорилось, оказываются среди футбольных фанатов. Весь стадион «Шинник» испещрен надписями расистского толка типа «Чурки, вон! Не забывайте, что вы в гостях» или «Россия для русских». Хотя последняя надпись, скорее всего, принадлежит национал-большевикам. Лимоновцы облюбовали думские стены. Здесь можно наблюдать полустертые серп и молот и надпись «Храм козлов». Недавняя травля придала популярности и Анатолию Ивановичу Лисицыну. На Собинова можно обнаружить надпись, по всей видимости, принадлежащую единороссам: «Мы за Лисицына», а на Некрасова еще одну: «Губер — наш мужик!» Последняя, впрочем, быстро исчезла. Уроки истории тоже не проходят для молодежи даром. На одном из жилых домов на улице Свердлова читаешь: «Берия придет за тобой!» Иногда территорию делят по музыкальным предпочтениям, и на улице Лермонтова натыкаешься на надпись: «Рокеры — это на забор, гопники — лохи». ПУЛЯ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ «СНИКЕРСА» Сложнее всего с анархистами. Леваки плодятся в нашем городе со страшной силой — объединяются во всевозможные ассоциации и федерации. Не сошедшиеся во взглядах тут же машут друг другу ручкой и создают свою партию. Так появляются и автономно действующие анархисты — АДА, и революционный анархический союз — КРАС, и партия с громким названием «Ярославский молодежный левый фронт — антитеррористическое сопротивление». Грозные надписи адресованы в первую очередь молодежи. Но последняя на них — ноль внимания, что немудрено. Согласно данным ВЦИОМ, среди молодых людей интересуются политикой всего 2 процента. Партийные активисты стали чересчур уж пассивными — им лень устраивать демонстрации и митинги. Большинство партий существуют виртуально. Появилась новая мода — оставлять рядом с лозунгами электронный адрес, как это сделали активисты АДА, оставившие на сарае рядом с Собиновским училищем надпись-протест против оккупации Чечни. На стенах разгорается самая настоящая война. Только получается, как в песне одной пелось, что воюют сами с собой. Партийные активисты переделывают надписи друг друга. Особенно часто пикируются между собой заклятые враги — анархисты и национал-большевики. Так, на одной из стен появляется надпись: «Патриот, читай «Лимонку», которая тут же зачеркивается, и на ее месте появляется другая: «Идиот, читай «Лимонку». Но иногда партии поддерживают друг друга. Вся ненависть и леваков, и лимоновцев направлена на США. В районе ЯМЗ левые пишут «Стань героем — убей янки». Их поддерживает НБП: «Да, смерть!» Кто-то хочет пустить на мясо американского президента, и тогда на одном из оптовых складов к надписи «Колбаса, тушенка» добавляется — из Буша. Кто-то жаждет затолкать в толчок звездно-полосатый флаг, кто-то готовит пулю для всех, кто-то любит батончик «Сникерс». Подобного идиотизма не придумал бы и сам Буш, коэффициент интеллекта которого довольно низок. Сама за себя говорит надпись, точнее, игра слов: «Е… Америку Ираком». Подобные надписи чаще всего возникают в местах скопления рабочего класса — вдоль серых бетонных заборов, окружающих заводы. Некоторые из них, типа «Рабочим — винтовки, буржуям — веревки», актуальны с 1917 года. Тяжелая жизнь порождает классовую ненависть, и на дорогих особняках можно увидеть надписи «Здесь живут цари» или коротенькое словечко «мажоры». Но не только Буш будоражит умы юных экстремистов. Не забывают помянуть «добрым» словом и нашего главу государства. Так, на одном из старых гаражей в районе мукомольного завода можно узреть надпись: «Путин — извращенец» и «Х… ня — основа жизни в России». Чем не повод задуматься?

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям