Социализма нет, но социал есть

Его отец был крестьянином, а мать — санитаркой в больнице казахского села Нуржау. Но когда 50 лет назад 30 апреля вечером он появился на свет, родственники-учителя как раз рисовали лозунги и транспаранты к 1 Мая. Вероятно, под впечатлением этого архиважного для советского народа дела родители и назвали своего третьего сына Социалом.

ПРОСТОЙ КАЗАХСКИЙ МАЛЬЧИК Тяга к экзотическим именам у родителей Социала открылась еще раньше. Первого сына они назвали простым казахским именем Халил, а вот второго нарекли Ноябрем. Четвертая, дочка, стала Зоей. В Казахстане тогда был полный интернационал, и новые имена ни у кого не вызывали удивления. К тому же одного из родственников Исакуловых тоже звали Социал, так что никаких комплексов по поводу своего отождествления с коммунистическим праздником маленький Социал не испытывал. С яслей его готовили к русской школе, и русский язык с детства был для него родным. Однако, когда подошло время идти в школу, умер отец, и мать по бедности отдала Социала в интернат, куда привозили детей со всего района — из степи, из аулов. При интернате была только казахская школа. Когда в пятом классе мать забрала его домой и они пошли устраиваться в русскую школу, ему предложили учиться на класс ниже. Однако мать была против, и пришлось ему снова идти в казахский класс. Русский там преподавался в качестве ино-странного языка, а вот ни по английскому, ни по немецкому учителей не хватило. АЙБОЛИТ ОН И В АРМИИ АЙБОЛИТ После школы он окончил Гурьевский сельхозтехникум и успел до армии поработать полгода зоотехником. А в Новосибирском военном округе Социал попал в медико-санитарный батальон и лечил уже солдат. Вместе с ним несли службу два несостоявшихся врача-хирурга, отчисленные с 5-го курса, и он многому у них научился. Он даже проводил несложные операции, потому что военный госпиталь находился в 90 километрах от их части, и с каждым нарывом или прыщом туда не возили. Наловчился Социал делать и различные уколы. МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ А после армии он решил продолжить обучение и поехал покорять Москву, где у него было много родственников. Из-за плохого знания русского языка Социал вначале поступил на подготовительное отделение, и только потом сдал экзамены в сельхозакадемию. По физике получил 5, по химии — 4, а за изложение — три с двумя минусами. Москва для него закрылась, но на выбор ему предложили Смоленск, Кострому, Ярославль, и он выбрал последний город, хотя никогда и не бывал здесь. Взяли его с удовольствием, ведь кроме всех своих прочих достоинств Социал имел звание кандидата мастера спорта по вольной борьбе, а хорошие спортсмены — находка для любого вуза. Плохое знание русского языка никто ему в вину не ставил, ведь в то время в Ярославской «тимирязевке» учились студенты со всех концов Советского Союза. Наоборот, девчонки с удовольствием переписывали для него лекции и всячески помогали. А звали его ласково Социк, хотя он и предлагал русский вариант — Саша. На пятом курсе он женился на ярославской девушке и окончательно пустил корни на ярославской земле. ВОСЕМЬ СОЦИАЛОВИЧЕЙ РАБОТЕ НЕ ПОМЕХА В совхозе «Скалинский» Первомайского района, куда в 1983 году его направили по распределению, его поначалу величали Социал Демократовичем, но потом выучили отчество, доставшееся от отца — Назимбекович. А через год на бюро райкома партии ему предложили возглавить колхоз «Смена». Социал дневал и ночевал на работе. Что, впрочем, не мешало уделять внимание и жене, которая начиная с 1983 года с интервалом в полтора-два года родила ему восьмерых детей — троих мальчиков и пятерых девочек, в основном похожих на отца. Теща, жившая в Ярославле, оставила свою городскую квартиру и переехала к ним во Всехсвятское, помогая единственной дочери поднимать детей, ведь их отец постоянно был на работе. Всегда держали Исакуловы корову, поросят, кур, выращивали овощи. Подрастая, дети во всем помогали, так что в обузу родителям совсем не были. С удовольствием ездили они и к казахской бабушке, и к другим родственникам, хотя родной язык отца почти не знают. Отец научил их готовить казахский бешбармак, узбекский плов, другие национальные блюда. А вот национальность трое старших, уже получивших паспорта, выбрали русскую, ведь живут они на русской земле. С развалом сельского хозяйства начались трудности и в «Смене», возглавляемой Социалом Исакуловым, и хотя в передовых хозяйство не ходит, но и отстающим его не назовешь. За 20 лет его работы колхоз заканчивал каждый финансовый год с прибылью, и только в прошедшем, 2004-м, изменил этой традиции. Очевидно, сказалась продолжительная болезнь Социала Назимбековича, когда в ноябре прошлого года на свадьбе старшей дочери он на ровном месте споткнулся и сломал ногу, до 16 марта этого года пробыл на больничном. Колхозом он, конечно, руководил, но по телефону, и сейчас у председателя накопилась масса нерешенных вопросов. Выросший в республике, а теперь уже стране с мусульманскими традициями, Социал Назимбекович Исакулов, живя в Первомайском районе, окончательно обрусел, хоть и говорит одинаково хорошо и на русском, и на казахском языках. Сейчас он думает-гадает, когда же ему отметить свой 50-летний юбилей. 30 апреля — страстная суббота, а 1 мая — Пасха, которую и так все отметят, а гостям хочется больше праздников хороших и разных. Фото из личного архива Социала Исакулова.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям