Эти странные люди талдычат о душе

В газете «Литературная Россия» 18 марта 2005 года в рубрике «Бьем в набат» опубликована статья первого секретаря правления Профессионального союза писателей России Андрея Красильникова под заголовком «Настолько ли бесправен писатель» о положении писателей в современном российском обществе.

Автор предупреждает: «Мы впервые за последние лет двести можем потерять эту профессию как самодостаточную: ведь жить на литературные заработки сегодня уже нельзя». Начнем с истории вопроса в изложении Андрея Красильникова, которую нелишне знать как писателям, так и читателям. «Конституция гарантирует каждому определенную защиту: от безработицы, по старости, инвалидности, потере кормильца. Как реализуется это на практике в отношении писателей? Смею утверждать: никак. Видите ли, отсутствует правовой механизм применения этих норм. Да, пенсию вам начислят, но пять лет работы над книгой посчитают за один месяц, тот, когда вам выплатили гонорар, а вот по бюллетеню не оплатят ни дня. Поняв это в середине 90-х годов, творческие союзы засучили рукава и сами такой механизм разработали, оформив его в проект федерального закона «О творческих работниках литературы и искусства и об их творческих союзах». Законопроект поддержали обе палаты российского парламента, причем дважды, потому что президент Ельцин, пришедший к власти не без помощи тех самых творческих работников, отказался его подписать и отправил на доработку. Надеялись на его преемника, но тот в первый же свой рабочий день в Кремле 3 января 2000 года также наложил вето на принятый федеральным собранием закон, уже заметно выхолощенный, компромиссный и в чем-то унизительный для творца. В результате мы не имеем сейчас и такого, а посему лишены даже тех пособий, которые полагаются убийцам и насильникам в местах заключения». Я намеренно привела здесь столь пространную цитату из «Литературной России», чтобы подчеркнуть, что проблема эта не регионального, а всероссийского масштаба. Могу добавить только: региональным, а в данном случае ярославским писателям еще хуже. Красильников пишет об издевательски малых гонорарах, а у нас это понятие и вообще давно забыто. Большинство периодических изданий — газеты, журналы, альманахи — просто безгонорарные. Наши книжные издательства тоже не платят никаких гонораров, так что пенсии профессиональным писателям начислять не с чего. Недавно вышла книга избранного известной ярославской поэтессы, так она не получила ни доли тиража своей книги, ни денежной оплаты за нее. Дошло до того, что благодарные читатели купили книгу у издателя и преподнесли ее в качестве подарка автору, который сам не в состоянии купить собственную книгу. Другая наша поэтесса воспитывает троих детей. Она член Союза писателей, работает дома, как и все писатели. Медицинского полиса ей не дали, предложили встать на биржу как безработной или оформить ЧП. А на что оформлять? И какие могут быть доходы у такого частного предпринимателя, если издаться невозможно — на издание книги нужны деньги, а они еще не заработаны. Прямо сказка про белого бычка. Не лучше обстоят дела и у других членов нашего союза. А я, как председатель, ничем помочь им не могу. Как, впрочем, и себе. Я совмещаю должность руководителя, главного бухгалтера, делопроизводителя, не получая за все эти должности ни копейки. Многочисленные телефонные разговоры, касающиеся только моей писательской деятельности, тоже осуществляются за мой счет. И ведь спрашивать не с кого. Не с моих же нищих собратьев дань собирать! Вопрос стоит так: нужно ли обществу литературное творчество как профессия? И нужен ли профессиональный союз для защиты прав литературных работников, работающих не по найму? За последние 10 — 15 лет писательские союзы превратились в общественные объединения, то есть в сообщества по интересам, в любителей. Одни граждане любят пиво, другие домашних животных, третьи бабочек, а так называемые писатели любят писать. Ну и пишите на здоровье! Пишут. И не только пишут. Выступают перед читателями, руководят литературными объединениями и т. д. и т. п. И все бесплатно. А нужны ли вообще нашему государству писатели? Не «исполнители услуг», как теперь именуются творческие работники, а писатели, задача которых не в развлечении толпы, а в воспитании людей, в прямом разговоре о насущных жизненных проблемах, в духовной помощи нуждающимся в ней, наконец? Ведь строка «поэт в России — больше, чем поэт» не случайно стала крылатой. Живые, действующие писатели существуют еще и для того, чтобы быть связующей ниточкой, звеном между современным читателем и великой русской культурой и шире — вековой русской культурой. Просветительская роль современного писателя сегодня вырастает кратно, ибо государство норовит совсем снять с себя обязанности по гуманистическому воспитанию и просвещению своего народа. Пусть задумается закомпьютеризованный, затестированный, замассокультуренный школьник о том, что вот эти странные люди, которые и теперь, когда продается все и вся, почему-то пишут и талдычат абсолютно бесплатно о какой-то там душе. Может, и вправду она есть, если так по ней убивались и убиваются взрослые и вроде бы умные люди на протяжении многих эпох? Так что же, махнем рукой на эту бесполезную в рыночном отношении душу или скажем: Не суетись, душа. В вагоне и в столовой не норови урвать талончик и билет. Пусть царствует, резвясь, целованный целковый, а ты решись сказать простое слово — нет! Не суетись, душа, Ты рождена нетленной. Тебе ли прозябать средь игрищ и могил?.. Могучий вольный дух, владеющий вселенной, величием своим тебя благословил. Но спустимся на нашу грешную землю. Мне могут возразить: не все же писатели такие бедные. Откуда же огромные заработки у Марининой, Устиновой и других им подобных? Они, наверное, не жаждут оплаты по больничным листам, пособий по инвалидности, пенсии по старости? Для ответа на этот вопрос оглянемся на сто с лишним лет назад. Был в России на рубеже XIX и XX веков такой писатель Николай Лейкин, выпустивший более четырех десятков книг. Книги эти раскупались молниеносно и переиздавались десятки раз. Кто нынче знает Николая Лейкина? Кто читал его нынче? А вот первый стихотворный сборник Константина Бальмонта, вышедший в конце XIX века в Ярославле в количестве 50 экземпляров и ставший нынче библиографической редкостью, при жизни автора не был раскуплен. И еще один писатель процветал тогда — Василий Немирович-Данченко. Прошу не путать его с братом Владимиром — основателем Художественного театра. Этот самый писатель продавал право на издание своих книг известному издателю Адольфу Марксу за 125 тысяч рублей. А Антон Чехов еле-еле уговорился продать за 75 тысяч. Где теперь собрание сочинений Василия Немировича-Данченко? Кто их хотя бы видел? Вот вам и ответ. «Большое видится на расстояньи», — писал некогда Сергей Есенин. Приведу ответы первых секретарей правления Союза писателей России и Союза российских писателей на вопрос: каких законов не хватает писателям? Геннадий Иванов: «Закона о творческих союзах, который обозначил бы статус писателя четко, позволил иметь рабочий стаж и некоторые мелкие льготы». Светлана Василенко: «Не хватает закона о творческих союзах или, если посчитают, что союзы не нужны, закона о творческом работнике». А вот рекомендации ООН в отношении творческих работников: «Следить за тем, чтобы творческим работникам, работающим не по найму, была в разумных пределах обеспечена защита в виде гарантии доходов и социального обеспечения… содействовать занятости творческих работников в их области искусства, в частности, выделяя часть государственных средств на создание художественных произведений… рассматривать принятие специальных форм финансирования социального обеспечения творческих работников». А вот как обстоит дело у нас в части выделения средств на создание художественных произведений. В 2002 году по инициативе нашего писательского союза после многолетнего перерыва была возрождена практика проведения семинаров молодых поэтов и прозаиков. Всю подготовительную и организационную работу мы провели все на тех же общественных началах. По итогам этого и следующего за ним семинара нами был подготовлен коллективный сборник молодых авторов «Лесной родник». В начале прошлого года администрация области включила его в план издания. В ноябре с издательством «Рыбинский Дом печати» был подписан договор на выпуск книги. Рукопись ее до сих пор лежит в издательстве без движения, ожидая оплаты счета. И сколько еще пролежит — Бог весть… Тамара РЫКОВА, поэт, председатель Ярославского регионального отделения ООО «Союз российских писателей».

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page

Переход по сообщениям