О патриархе никоне спорим, а в церкви-склад

В этом году исполняется 400 лет со дня рождения патриарха Никона, седьмого патриарха Московского и Всея Руси, бывшего во главе церкви с 1652-го по 1666 год. Патриарх Никон — одна из наиболее ярких и трагических фигур в истории Русской православной церкви.

Будущий патриарх, в миру Никита Минов, родился в селе Вельеманове близ Нижнего Новгорода в крестьянской семье. Тайно от родителей бежал в Макарьевско-Желтоводский монастырь, где стал послушником. Родственники не дали своего согласия на монашество Никиты, и он стал сельским священником. Никите Минову пришлось пережить смерть троих детей. Жена его ушла в Алексеевский монастырь, а сам Никита избрал суровую жизнь в Анзерском скиту на Белом море. Затем он оставил этот скит и на рыбачьей лодке прибился к Кий-острову, где в честь своего спасения поставил крест и позже основал Крестный монастырь. Позже Никиту приняли в Кожеезерскую пустынь, взяв вместо вклада переписанные им книги. Поначалу священствовал, а затем построил келью на уединенном острове, где вел жизнь аскета-пустынника. В 1646 году он поехал в Москву и там произвел столь глубокое впечатление на царя Алексея Михайловича, что вскоре был назначен архимандритом родового монастыря царского семейства Романовых — Новоспасского. В 1649 году Никон был поставлен на Новгородскую митрополию. Митрополит каждую зиму проводил в тесном общении с царем Алексеем Михайловичем. После смерти патриарха Иосифа патриархом стал Никон, произошло это 25 июля 1652 года. Патриарх Никон стал вводить жесткую дисциплину в церкви. Весной 1653 года патриарх Никон издал указ и повелевал, чтобы все тремя перстами крестились. Выступившие в защиту двуперстия протопопы были лишены сана и сосланы в дальние монастыри, а протопоп Аввакум с женой и детьми — в Сибирь. — Я русский, сын русского, но мои убеждения и моя вера — греческие, — говорил патриарх Никон. На печатном дворе началась работа по исправлениют новых русских богослужебных книг в соответствии с древними греческими и славянскими. Однако патриарх Никон разрешал издавать книги со старыми чтениями, говоря, что «старые и новые исправленные книги равно добры, и по тем, и по другим можно служить». Очень серьезно патриарх Никон занимался приращением церковных имуществ: земельных угодий, промыслов, лесов. Были сооружены богатейшие монастыри: Иверский на Валдае, Крестный на Белом море, Воскресенский на реке Истре. Монастырская власть и монастырский суд действовали беспристрастно. Патриарх пресекал злоупотребления, справедливо распределял налоги, заботился, чтобы крестьяне и наймиты были довольны условиями труда и оплаты, давал льготы при недороде и всяких иных бедствиях. Даже во время многолетних смут, возбужденных между государем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном завистью недоброжелателей, они сохраняли в сердце нежную приязнь, так писал об отношениях двух великих людей духовный писатель XIX века Андрей Муравьев. Грандиозно был задуман патриархом Никоном Воскресенский монастырь под Москвой. Государь Алексей Михайлович, обозревая живописные окрестности, выбранные для новой обители, сказал, что Бог изначально определил место сие для обители, ибо оно прекрасно, как Иерусалим. Тогда патриарх Никон назвал всю обитель Новым Иерусалимом. По его указанию в Святую Землю отправился ученый иеромонах Арсений Суханов, который доставил патриарху чертежи, планы и точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма. Под личным наблюдением Никона — он жил в скиту, здание которого сохранилось до наших дней, — начались работы по воплощению его грандиозного замысла. Новый Иерусалим называют архитектурно-ландшафтной иконой, совместившей в себе образы многих палестинских святынь. Храм Воскресения Христова — это довольно точное подобие храма Воскресения в Иерусалиме. Церковь Рождества Христова — напоминание о Вифлееме, месте рождения Спасителя. Здесь под Москвой есть горы Фавор и Ермон, у стен монастыря березовая роща, названная Гефсиманским садом. Реку Истру патриарх именовал Иорданом, а ручей у подножия монастырского холма — потоком Кедронским. Увидеть свой замысел завершенным Никон не успел. Росли наветы и неудовольствия со стороны бояр. Царь, удерживаемый приближенными, редко виделся с патриархом. Окончательный разрыв наметился в 1658 году. Во время встречи грузинского царя Теймураза с российским государем Алексеем Михайловичем царский окольничий Хитров ударил патриаршего боярина. Никон надеялся лично объясниться с царем на празднике Ризы Господней. Но царь был удержан своими приближенными и не пришел в собор. Тогда после литургии патриарх Никон всенародно объявил, что он уже не патриарх. Снял с себя святительские одежды и надел простую иноческую мантию. Несмотря на моления клира, наро
да, да и самого государя, Никон остался непреклонным. Патриарх ушел в Воскресенский монастырь, где жил в молитве, посте и непрестанном труде. Лишь 12 декабря 1666 года на Большом церковном соборе с участием двух восточных патриархов Никон был лишен патриаршего сана и сослан в Ферапонтов монастырь. После смерти царя Алексея Михайловича новый государь Федор Алексеевич возымел планы освободить экс-патриарха, чтобы тот мог достроить свой Новый Иерусалим. Но патриарх Иоаким, третий после Никона, наотрез отказал в этом царю. По настоянию патриарха Иоакима Никона поместили в келье Кирилло-Белозерского монастыря. Лишь при известии о болезни Никона царь решил дать приказ о его освобождении. Патриарх Никон поплыл на струге, сопровождаемый толпами народа, в Воскресенский монастырь. А скончался он 17 августа 1681 года в Ярославле, на струге, напротив Спасо-Преображенского монастыря. Тело его было доставлено в Новый Иерусалим и погребено в Воскресенском соборе. Царь Федор Алексеевич лично нес гроб с телом патриарха Никона в Новый Иерусалим. Похоронили Никона как патриарха, и его вечно поминают именно в этом сане. Несколько лет назад была выдвинута идея об установке памятного знака в честь патриарха Никона в Ярославле, напротив места его кончины, на правом берегу Которосли, у старой московской дороги. Дело в том, что памятный знак уже был здесь, возведенный нашими предками после кончины патриарха. В краеведческой литературе есть упоминание о нем, в одних случаях говорится, что это был крест, в других — столп. Несколько лет назад против установки памятного знака выступили некоторые старообрядцы, посчитавшие, что недопустимо ставить его на месте кончины виновника церковного раскола. Это во многом трагическая страница. Однако сторонники установки знака объясняют свой замысел прежде всего тем, что необходимо увековечить событие, произошедшее в нашем городе, — кончину великой исторической личности. Я позвонила директору историко-архитектурного и художественного музея «Новый Иерусалим», что в подмосковной Истре, Наталье Алексеевне Абакумовой. Ей показалось странным, что в Ярославле дискутировали по поводу установки знака. В год 400-летия патриарха Никона в Истре установлен памятный знак на месте разрушенной в тридцатые годы Элеонской часовни, построена часовня на его родине в селе Вельеманове. В музее Московского Кремля организуется выставка в честь патриарха, Академия наук проводит конференцию в Московском университете, 21 — 22 июня будет проводиться конференция в Ново-Иерусалимском монастыре. Наталья Алексеевна убеждена, что на месте кончины личности такого масштаба, какой был патриарх Никон, необходимо установить памятный знак. Эта идея становится наиболее актуальной особенно сейчас, когда Ярославль готовится к своему тысячелетию. Многие исторические события пока еще не получили отражения в нашем древнем городе. Сейчас на берегу Которосли, в Тропинской слободе, грядут грандиозные изменения. Здесь планируют построить туристический комплекс, развлекательный центр. И пока в этих планах никакого намека на то, что город наш древний, с богатейшим прошлым. И знак в честь патриарха Никона, и восстановленная и открытая для верующих церковь Николая Чудотворца, и старая Московская дорога, по которой двигалось народное ополчение, чтобы освободить столицу от польско-литовских захватчиков, — все эти вехи могли бы стать хорошей основой для туристического маршрута. Пока в этих местах мы не видим никакого намека на то, что здесь была старинная Тропинская слобода. В храме Николая Чудотворца сейчас склад, а ходят слухи, что и вовсе ресторан откроют, что было бы верхом кощунства. О знаке в честь патриарха Никона спорим, хорошо ли это будет, а вот планы насчет туристических и развлекательных комплексов даже не обсуждаются. Получается, развлечения и коттеджи для новых русских бесспорны.

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page