Мобилизация в законе

До сих пор едва ли не самая динамично развивающаяся отрасль российской экономики — сотовая связь — оставалась вне рамок государственного регулирования. Эта сфера развивалась в нашей стране так быстро, что законодательную базу для ее функционирования просто не успели создать.

Мобильный бум обрушился на Россию всего несколько лет назад, а сегодня по уровню мобилизации населения мы не уступаем не только ведущим странам Европы, но и Соединенным Штатам. Осталось только догнать и перегнать Японию… Правда, при этом немного обидно оттого, что среди десятков миллионов мобильных телефонов, которыми пользуются россияне, нет отечественных моделей. А ведь, наверное, могли бы сделать, если бы захотели. Оказание услуг сотовой связи прогрессирует у нас такими быстрыми темпами во многом благодаря существующей между компаниями-операторами здоровой конкуренции, заставляющей их бороться за каждого клиента. Не будь этой конкуренции, приводящей к снижению тарифов, большинству нынешних абонентов мобильник был бы не по карману, так же, как и 4 — 5 лет назад. Сегодня же в Ярославской области договоры с компаниями сотовой связи имеют почти 800 тысяч человек — практически все дееспособное и платежеспособное население в возрасте от 8 до 80 лет. Тарифные планы различных компаний различаются отдельными нюансами, а по сути, между ними очень много общего. Словом, рынок мобильной связи у нас уже можно считать вполне сформировавшимся. И принятие правительственных постановлений, определяющих основные принципы его регулирования, которые вступают в силу с 1 июля, выглядит вполне логичным, хотя, наверное, отрасль могла бы успешно функционировать и без этих правил еще достаточно долго. Но абонентам опасаться нечего — главным документом для них является договор, подписанный с оператором при подключении телефона. Его условия должны соблюдаться и впредь, а если компания меняет тарифы на предоставляемые услуги, об этом должно быть сообщено через средства массовой информации не позже чем за 10 дней. Больше всего волнений вызвало сообщение о том, что вскоре придется платить за звонки со стационарных телефонов на мобильные. Кое-кто подумал, что оплата распространится и на входящие звонки, когда абонент мобильника набирает городской номер. В действительности подобных намерений у авторов постановления не было. Просто они хотели выравнять условия для владельцев тех и других телефонов. Если бы нововведение вступило в силу, пострадали бы те, кто вносит только абонентскую плату за свои квартирные телефоны. Тогда за каждый звонок на мобильник им бы пришлось платить дополнительно как за междугороднее соединение. Для тех же, кто пользуется «повременкой», ничего бы не изменилось. Но пока это положение новых правил решено не вводить в силу, ограничившись лишь теми изменениями, которые будут встречены всеми абонентами однозначно положительно. Так, теперь соединение продолжительностью до 3 секунд разговором не считается и, соответственно, счет за него выставляться не будет. Ошиблись ли вы, или тот, кто вам звонил, или ошибка произошла по техническим причинам — неважно. Новые правила позволяют звонки в «скорую» и другие экстренные службы осуществлять с мобильника и тогда, когда денег на счету совсем не осталось. Большинство компаний сделали их бесплатными уже сейчас, с 1 июля же этот их жест доброй воли обретает силу закона. Потребитель услуг получает право предъявлять претензии и требовать перерасчета, если считает, что их качество было ненадлежащим, но как будет работать это положение, сказать трудно — объективных критериев и стандартов качества услуг пока не разработано. Слух же у всех разный, да и при самой совершенной аппаратуре «мертвые зоны», в которых связь невозможна в силу естественных причин, все равно существовать будут… Помимо прав у абонента есть и обязанности — оплачивать оказанные услуги и сообщать об изменении своих реквизитов. Если вы переехали по другому адресу, сделать это надо в течение двух месяцев, а вот при потере телефона — как можно скорее. Эта мера необходима для того, чтобы за ваши деньги не говорил кто-то другой, а также направлена на недопущение использования утерянных и украденных мобильников в преступных целях. Да и сами правила представляются достаточно разумными и вряд ли способными вызвать недовольство не только потребителей услуг сотовой связи, но и тех, кто их оказывает. Хорошо бы только этим власти и ограничились, а то ведь, как показывает опыт, зарегулировать можно любую отрасль и сферу жизни, и тогда ни о каком динамичном развитии и соответствии требованиям времени говорить уже не придется…

ПоделитесьShare on VKShare on FacebookTweet about this on TwitterShare on Google+Email this to someonePrint this page